Мади Алшынбаев родился в 1880 году в Каркаралинском районе Карагандинской области. В своих стихах он говорит о своем знатном происхождении, что он отпрыск людей «белой кости», тех, кто правил Алашем.
Мади — страстный вдохновенный поэт, певец, композитор, по натуре — борец, готовый сражаться с насилием и произволом. Детство будущего композитора прошло среди живописной природы. Не случайно темой его первых стихотворений является родная земля, бескрайняя степь. Ребенком его баловала бабушка, строптивая по характеру вторая жена деда Алшынбая. Особенно его баловал брат отца — Какабай. С 5 лет Мади отдали учиться к ишану Ыскаку в медресе Кожабека. Способный, одаренный ребенок учился хорошо.
Повзрослев, Мади стал свободно распоряжаться хозяйством и имуществом дяди Какабая. Из-за материальных разногласий отношения между родственниками стали натянутыми. Какабай расторгнул сватовство с родителями невесты Мади, с которой он был обручен еще в детстве, забрал назад скот, выданный в качестве калыма. Мади применил физическую силу в ответ на выходку дяди. Богатые родственники осудили Мади, смешав правду с ложью, они передали дело в суд.
Смелость, проявленная Мади в схватке с толстосумами, его острые стихи и гордые песни испугали местные власти. Они решили наказать поэта, воспевающего независимость, душа которого рвалась к свободе. Мади, осужденный по ложному обвинению, отсидел в тюрьмах Атбасара, Каркаралы, Семипалатинска и Омска. Мучительно тяжелое пребывание в тюрьме стало темой его стихотворений.
Судя по данным исследователей творчества Мади, он неоднократно подвергался гонениям; с 25 лет был заключен в тюрьму, сослан в ссылку, был беглецом. Расцвет его композиторского творчества, известность, слава о нем, как о батыре также относятся к этому периоду.
В 1915 году Мади сбежал из тюрьмы. В эти годы его песни были широко известны в народе. Про Мади стали складывать легенды. Прячась от власть имущих, он долгое время не мог вернуться в родные края. Песня «Ширкин-ай» относится к этому периоду. В 1916 году Мади вернулся на родину. В 1917 году волостной управитель Айткожа Темиржанов снова отправил его в тюрьму как вора и беглеца. Октябрьскую революцию Мади встретил в тюрьме.
Первую научную оценку песенного творчества Мади дал А. В. Затаевич, он же переложил его песни на ноты. В каждой песне Мади отражена его гордая личность, широкая натура, подобная просторам Сары-арки. Его песни мелодичны, философски содержательны, стиль безупречен. Многие композиторы мечтают о таком совершенстве единства безупречной формы и глубокого содержания как песня Мади «Ширкин-ай», где прослеживается жизнь поэта, проведенная в мучениях и в борьбе за свободу.
Произведение «Кара кесек», которое может стать основной темой для целой оперы, занимает особое место в творчестве композитора. Ахмет Жубанов, исследовавший с теоретических позиций казахскую музыку, дал следующую оценку творчеству Мади: «Кара кесек», написанная Мади, может служить гимном казахского народа. Благодаря своим талантливым произведениям, Мади занимает особое место в казахском обществе.
Мади подобен метеору, оставившему неизгладимый след в духовном мире нации. Талант композитора, проявившийся в казахской музыке, позволяет поставить его имя в один ряд с такими корифеями, как Биржан сал, Акан сери, Жаяу Муса, Естай, Балуан Шолак. Кюи, песни Мади Алшынбаева полны жизненного смысла. Начиная с Кояндинской ярмарки Сары-арки, они продолжают исполняться как на широких просторах необъятной страны, так и на высоких международных сценах".