Жизнь Арынгазы-хана относится к тому периоду, когда казахский народ переживал тяжелые времена. Была окончательно ликвидирована казахская национальная государственность в виде традиционных ханств, у казахов изымались земли, на которых возводились военные укрепления и крепости. Если с севера над степью нависли пограничные линии царской России, то в Южном Казахстане и по Сырдарье стояли кокандские и хивинские укрепления, гарнизоны которых регулярно совершали набеги в степь, грабили и захватывали людей, угоняли скот.
Особенно агрессивно вела себя Хива. В 1810, 1812, 1816, 1820 годах хивинцы, совершая кровавые подходы на Сырдарью, доходили до Эмбы и Мугоджар. Таким образом, казахи, зажатые между Россией и среднеазиатскими государствами, лишенные естественных укрытий вроде высоких гор, быстрых рек и широких морей, напрягали все силы для защиты родной земли.
Невыносимое положение народа усугубляла феодальная раздробленность, борьба различных султанских партий и группировок за власть. В результате их только в Младшем жузе были убиты три хана: Абулхаир (1748), Есим (1797) и Жанторе (1809).
В такой обстановке наиболее дальновидные и прогрессивные представители ханско-султанской верхушки искали пути создания государственного объединения, восстановления сильной ханской власти для отражения хивинско – кокандской угрозы.
К их числу принадлежит султан, а затем хан Арынгазы, имя которого было популярно среди простого народа не только как защитника от внешних врагов, но также как борца против феодальных междоусобиц, за единство, порядок и мир в степи.
Родился Арынгазы в 1785 году в знаменитой по всей степи семье, ведущей свое происхождение от Жадика – одного из старших сыновей хана Жанибека, основателя Казахского государства. Предки Арынгазы одно время были даже хивинскими ханами. Один из его родственников, Сергазы Каипханов, являлся профессиональным военным в российской армии, имел звание секундмайора, был первым среди казахов военным офицером.
Юные годы Арынгазы провел в Бухаре, позднее кочевал вместе с отцом в Северном Приаралье. Он получил типичное воспитание степного султана – чингизида и прославился воинскими подвигами в борьбе с хивинцами. По всей степи гремела о нем слава как о бесстрашном воине, искусном наезднике и метком стрелке. А в рукопашных поединках на коне на коне, в открытой степи, ему не было равных. Когда он в 1821 году прибыл в Санкт-Петербург, у специалистов огромный интерес вызвала его редкой работы сабля старинного булата, практически не имевшая цены.
Арынгазы умел читать и писать по-арабски, хорошо играл на домбре, имел привлекательную внешность: он был высоким и стройным, с величественной осанкой и гордой походкой, благородными манерами. Капитан генерального штаба российской армии Е. К. Мейендорф так описал его: «У султана хороший цвет лица, большие красивые черные глаза, приятная и серьезная внешность. На нас он произвел впечатление человека весьма рассудительного <… > Все поведение Арынгазы, его желания, его планы показывают человека, который возвышается над обычными людьми. Он тверд, предприимчив, деятелен…». Арынгазы служил достойным примером для окружающих, одним своим видом внушал спокойствие и уверенность. Люди видели в нем надежную защиту и тянулись к нему.
До избрания в ханы Арынгазы приобрел большое политическое влияние в Младшем жузе и после смерти отца Абулгазы в 1816 году был избран в Жанкенте ханом сырдарьинских казахов (родов шекты, шомекей, части тоткара и жаппас). Во внешней политике ориентировался на Бухару и Россию, надеясь с их помощью стать ханом всего Младшего жуза.
Став ханом, Арынгазы развернул кипучую деятельность в жузе для наведения порядка, разбора давних межродовых споров, прекращения взимания барымты, упорядочения сбора налогов (все незаконные налоги с населения были запрещены, тем самым ограничивался произвол феодалов).
Собрав вокруг себя деятельных и умных людей, Арынгазы разъезжал по аулам, улаживал различные тяжбы, мирил враждовавшие прежде родовые группы. Он резко ограничил власть старшин, покончил с самоуправством султанов. Власть его осуществлялась через есаулов, назначенных ханом в казахских родах. Для содержания их существовали специальные подати. Со своими есаулами он навел порядок в пользовании пастбищами, что прежде нередко являлось предметом ожесточенных споров и столкновений между кочевыми общинами. По его приказу были пойманы и преданы публичной казни 30 знаменитых степных конокрадов. Были ограничены и полномочия суда биев, суд осуществлялся по шариату. Авторитет Арынгазы среди казахов был настолько высок, что к нему приезжали даже представители некоторых родов из Среднего и Старшего жузов с просьбой решить старинные претензии, и он по мере возможности помогал им. Бухарский эмир пожаловал его титулом «Эмир аль-Муслимин» — Повелителя правоверных – и, признавая его единственным ханом, приказал всем бухарским купцам, которые будут проходить через территорию Младшего жуза, платить дань ему одному.
Многочисленные факты доказывают, что слава Арынгазы распространялась далеко, поэтому, наверное, его называли Тыным-хан, что означает хан-миротворец. Но далеко не мирные отношения складывались на границах Казахстана. Особенно опасной была агрессия со стороны Хивы, в борьбе против которой нарастает и национально-освободительное движение под руководством Арынгазы.
Стремясь получить поддержку со стороны России, Арынгазы много внимания уделял безопасности российских и бухарских торговых караванов. Сам сопровождал посольство А. Б. Негри из Оренбурга в Бухару.
Авторитет Арынгазы в 1816–1819 годах очень вырос в Младшем жузе, где наконец наступили мир и спокойствие. 16 августа 1817 года 132 султана, старшины и бия Младшего и Среднего жузов подали прошение на имя русского императора об утверждении его ханом Младшего жуза. 27 июля 1819 года они еще раз повторили свою просьбу. Оренбургский военный губернатор П. К. Эссен тоже рассматривал хана Арынгазы как наиболее достойного претендента на статус всего Младшего жуза. В своем рапорте он уверял Александра I, что это именно тот человек, который сможет обеспечить спокойствие, порядок и мир в степи. Он добавил, что просьба исходит от 388 наиболее влиятельных людей жуза. Но, несмотря на многократные ходатайства, царское правительство не пошло на этот шаг, опасаясь большой популярности в народе влиятельного чингизида. В 1817 году по инициативе царских властей он был назначен председателем ханского совета Младшего жуза и награжден украшенной алмазами золотой медалью. Кроме того, ему положили годовое жалованье в 500 рублей. Целью реформ Арынгазы и его сторонников было не только противостояние агрессии Хивы, но и создание в Младшем жузе единого государственного объединения под покровительством России для обеспечения народу мирной и безопасной жизни.
Арынгазы решает лично обратиться к царю и получить из его рук ханское звание и просить покровительства у царя. Его поддержали генерал-губернатор П. К. Эссен и Председатель Пограничной комиссии А. Веселицкий. В 1821 году, согласно указу Александра I, Арынгазы был приглашен в Петербург под предлогом организации встреч с представителями Бухарского и Хивинского ханств. 6 июля 1821 года он со своими близкими соратниками уехал из Степи. В Санкт-Петербурге Арынгазы был принят в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. Здесь он изложил цель своего прибытия и попросил аудиенции у императора.
Два долгих года Арынгазы и его спутники ожидали решения властей. Однако царское правительство беспокоила непримиримая антихивинская позиция просителя, что могло вызвать нежелательные осложнения в российско – хивинских отношениях. К тому же, оно было верно своей тактике: не вручать ханскую власть в Степи сильному и влиятельному лицу, незаурядной личности, предпочитая иметь там своих марионеток.
Между тем в Степи помнили об Арынгазы, и 21 апреля 1822 год группа султанов и влиятельных биев Младшего жуза вновь обратилась с прошением в столицу. Сам же Арынгазы хлопотал об улучшении жизни своего народа, просил у царя разрешения кочевать в летнее время между Волгой и Уралом, а также отпустить из плена захваченных ранее людей. Долгое отсутствие Арынгазы привело к тому, что население жуза было вновь охвачено волнением и смутой; начались нападения на пограничную линию.
Окончательно убедившись в огромном авторитете Арынгазы в степи и не желая иметь во главе Младшего жуза такую сильную фигуру, царское правительство решило сослать его со всей семьей, тремя женами и двумя сыновьями, на вечное поселение в Калугу. Так, в 1823 году Арынгазы очутился в тихом русском городе, без каких-либо связей с родиной. В Калуге Арынгазы прожил десять лет. Здесь он в четвертый раз женился на татарке Медине Хасановой, у него родилась дочь Фатима. Медина после смерти Арынгазы приехала в Казахскую степь и вышла замуж за султана Внутренней орды Суюнучгали Жаналиева. В 1833 году Арынгазы было разрешено переехать на жительство в Москву, но в августе он скончался от воспаления легких. В Калуге он и был похоронен. Так ушел из жизни Арынгазы-хан, по определению одного из российских историков «единственно истинный патриот из числа киргизских султанов, в высшей степени честный человек».
После ссылки Арынгазы Младший жуз был раздроблен на три части. Возглавили их марионеточные султаны-правители, ставшие, по существу, не более, чем высокопоставленными чиновниками. При каждом таком ставленнике царизма находился казачий отряд, начальник которого зорко следил за действиями своего подопечного. Выборная система отошла в прошлое. Все должностные лица в Младшем жузе – от аульного старшины до самого правителя – назначались из России. Младшим жузом теперь открыто командовали из Оренбурга и Петербурга. Царская администрация, начиная с 1731 года, сделавшая Младший жуз колонией Российской империи, спустя век упразднила в нем ханское правление и окончательно и безраздельно подчинила его своей воле.
В трудное время Арынгазы-хан пытался собрать казахов в государственное объединение — ханство под протекторатом России, чтобы спасти его, дать ему мирную, спокойную жизнь. И остался в памяти народа как его защитник, справедливый правитель, отважный воин, последний из славной плеяды степных рыцарей своего трагического времени.