Казахский акын, композитор и певец Мади Бапиулы родился в 1880 году на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Знаменитый казахский би Казыбек был далеким предком Мади.
С детства Мади черпал вдохновение в красотах родной природы. Темами его ранних произведений были родная земля, просторы бескрайней казахской степи. Мади рано прославился как певец и виртуозный домбрист.
Встречи Мади с известными певцами-импровизаторами Акан-сере, Биржан-салом, Балуан Шолаком помогли ему продемонстрировать свое искусство, и, в то же время, многому научиться у них.
Популярность Мади была огромной, и он не один раз, по ложному обвинению своих недругов, оказывался в тюрьмах. Мади отбывал наказание в Атбасаре, Каркаралинске, Омске, Семипалатинске. Именно в тюрьме, тоскуя по родной земле, по народу, Мади создал свою знаменитую песню «Қаракесек», которая посвящена тяжелой судьбе народа, несправедливости, окружающей его повсюду. В этой песне слышится мощь человеческого духа. Она не нуждается ни в каких комментариях.
В 1915 году Мади совершает побег из тюрьмы. Между тем, его песни «Үшқара», «Қаракесек» стали популярными по всей степи. О Мади рассказывают легенды. Опасаясь волостного правителя, он долгое время скрывается, не показываясь в родных краях. Песня «Шіркін-ай», созданная Мади в этот период, передает ликующее настроение композитора. В 1916 году он возвращается домой.
Во время национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане Мади в своих стихах обличал произвол царской администрации и патриархально-феодальной верхушки аула.
В 1917 году волостной правитель Айкожа Темиржанов обвиняет Мади в конокрадстве, побеге из тюрьмы, и поэта снова арестовывают. В Каркаралинской тюрьме встретил Мади весть об Октябрьской революции.
В 1918 году Мади был освобожден. Он с радостью принимает Советскую власть, старается по мере возможности помочь ей. В это время родилась еще одна песня композитора, ставшая популярной в народе, и названная «Мади». В ней композитор приветствовал новую народную власть.
Но Мади не только сочувствовал Советской власти, он принимал самое активное участие в ее установлении. В 1919 году в рядах красных партизан воевал против войск Колчака. После изгнания белогвардейцев из Каркаралинска, Мади активно участвовал в работе советских органов власти, был агитатором.
Его враги, осевшие в различных учреждениях Советской власти, решают убрать Мади. 1 февраля 1921 года он был убит в Каркаралинске.
Знаменитый певец и композитор Мади Бапиулы в своих произведениях воспевал свободу, силу духа, славные традиции казахского народа. Его песни остались жить в народной памяти. Вольнолюбивые, торжественные, ликующие, они звучат и в наши дни.
Творческое наследие Мади Бапиулы полностью не собрано. Но его песни, отразившие сложную и бурную жизнь композитора, вошли в оперы, сюиты и кантаты. Они были использованы Е. Г. Брусиловским в первых казахских национальных операх: «Каракесек», «Ширкин-ай», «Мади», «Кыз Жибек». Жизни и творчеству Мади Бапиулы посвящены исследования А. К. Жубанова, А. Бектасова, роман А. Абишева «Гроза».
В городе Каркаралинске и селе Егиндыбулак именем Мади названы улицы. На могиле Мади (урочище Маликсай в горах Каркаралы) установлен памятник-обелиск.
В 2005 году в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина был поставлен спектакль Е. Балташулы и С. Жумагали «Мади», в Каркаралинске прошла научная конференция и торжества, посвященная 125-летию Мади Бапиулы.