Нурпеис Байганин выдающийся казахский акын-импровизатор, родился в 1860 году в Актюбинской области. С раннего возраста Нурпеис обнаружил сильное влечение к игре на домбре и к народным песням. Это влечение проявилось в юном певце так ярко, что очень скоро за ним закрепились прозвища: «мальчик-певец», «мальчик-домбрист» и «мальчик-сказочник».
Обладая необыкновенной памятью, Нурпеис с жадностью слушал лучших акынов своего времени или их ближайших учеников, он заучивал и перепевал наизусть их произведения. Песни и сказания западно-казахских акынов Абыла, Байтока, Шернияза, Нурыма. пламенного агитатора и вождя повстанцев Махамбета с юных лет вошли в его исполнительский репертуар.
С 17-летнего возраста Нурпеис становится профессиональным акыном. Он вступает в поэтические состязания, так называемые айтысы, с известными акынами Казакпаем, Актаном и Нурыном и выходит из них победителем. Он совершает обычные для всех акынов поездки по аулам, и скоро его имя приобретает широкую известность не только в родных местах, но и на Южном Урале, по течению Сырдарьи, в Каракалпакии, Хиве, Туркмении и других местах.
Прекрасное знание казахского народного эпоса делает его исполнение ярким и неистощимым. Но Нурпеис не ограничивается простыми перепевами эпических поэм — он перерабатывает их, обогащает своими оригинальными образами и исполняет их своим языком, близким, доступным и понятным простым людям и в то же время эмоциональным и образно насыщенным. Таким путем создаются в его вариантах «Орак и Мамай», «Карасай и Кази», «Ер-Таргын», «Алпамыс» и многие другие героические поэмы. В творчестве Нурпеиса сильно проявляется тяга к воспеванию народных героев, батыров. Сюжет поэмы о девушке-батыре «Наркыз» приобретает социальный характер, легенда наполняется героями, борющимися с несправедливостью, отстаивающими не только свою честь, но и благо своего народа. Сила Наркыз — в ее тесной связи с родной землей, своим родом, предками (аруахами), и поэтому в тяжелые для нее минуты народ поддерживает и вдохновляет свою героиню. Эта духовная связь и взаимная поддержка героя и народа неизбежно приводят к победе.
В 1916 году в творчество Нурпеиса Байганина вливается новая струя. Нурпеис становится пламенным певцом-агитатором новых веяний в стране. Он воспевает вождей восстания 1916 года — Амангельды (под именем Жакипа) и Каражана. Его песни широко распространяются по казахским степям. Тематика и творческий метод его сюжетных песен расширяются: от героики давнего, сказочного прошлого он переходит к окружающей его действительности, от авторизованных перепевов народного эпоса — к оригинальным произведениям как о современном ему героизме, так и о повседневном быте казахской жизни. Он создает поэму о драматической судьбе молодой женщины — «Аккенже», где своим простым и ясным языком, в трогательных образах рассказывает такую обычную для того времени историю загубленной молодой жизни. Песня направлена против жестоких нравов, царивших в те времена, опиравшихся на вековые традиции о разгуле чиновничьего произвола и коррупции, о попрании элементарных человеческих прав.
Ни одно из крупных событий страны не проходило мимо его внимания и не осталось отображенным в его творчестве. Необыкновенная взволнованность чувств, богатство и разнообразие привлекаемых образов и поэтической лексики, ясность мысли, охватывающей существенные моменты советской действительности, — все эти качества послереволюционных песен Байганина заставляют отнести их к непревзойденным образцам политической лирики того периода.
Язык произведений Нурпеиса Байганина так образен и легок, что его строки вошли в родную речь как афоризмы, пословицы и поговорки.
Оценивая огромную заслугу народного акына Нурпеиса Байганина перед страной, советское правительство присвоило ему в 1939 году звание заслуженного деятеля искусств Казахской ССР, а в 1940 году, в связи с его 80-летним юбилеем, наградило орденом «Знак почета».
В трудные годы Великой Отечественной войны в своих стихах и поэмах Н. Байганин рассказывает о событиях на фронте, о героизме воинов. Известны такие его произведения, как «Батыр туралы жыр», «Батыр ұлға», «Женіс үшін», «Қазақстан – майданға» и другие. Н. Байганин воодушевляли народ не только своим творчеством, он поднимал боевой дух людей, разъезжая по селам в составе агитбригады. Поэт посвятил поэтическое прощание Ш. Берсиеву, известному герою труда, умершему в июне 1944 года.
Сам Нурпеис Байганин умер за месяц до окончания войны. Его именем названы район в родной области, хозяйства и предприятия.