Жаяу Муса — казахский народный композитор, акын, поэт-публицист. Родился и вырос возле озера Жасыбай в Баянауле Павлодарской области. Мальчик рос без матери, потеряв ее в раннем детстве. Воспитывался у дяди. С юных лет Муса научила играть на домбре, знал многих певцов и кюйши. Будучи одаренным юношей, он прекрасно владел искусством игры на кобызе, домбре, скрипке, сырнае.
Муса Байжанулы с детства освоил грамоту у аульного муллы, но рано понял, что этого далеко недостаточно. Вместе с проезжающими через их аул людьми он добрался до города Кызылжар в поисках большой жизни. Устроившись самоварщиком у некоего торговца -татарина, в свободное время Муса изучал русский язык. Жизнь в городе произвела на него сильное впечатление. За 3 года он освоил арабскую и русскую грамоту. Много времени Муса уделял чтению газет, журналов, а также книг русских писателей и поэтов. Посещая различные развлекательные вечера, Муса смог познакомиться с русскими и татарскими музыкальными традициями. Как пишет А. Затаевич, видимо, этим объясняется то, что в его произведениях звучат не только казахские мелодии, но и явственно слышны звуки западной музыки, таких как «марш», «вальс», «мазурка». Особое внимание он уделял танцевальной музыке.
Поняв, что жизнь без образования не имеет смысла, Муса отправился в Омск.
Муса учился в русской школе в г. Омске, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай», («Ох, девушки»). Здесь Муса встретился с человеком из знатного рода Султангазы Абылайхановым. Живя у него, он смог пополнить свое образование. В Омске появилась возможность посещать различные вечера, концерты, театр. Все это помогло ему познакомиться с профессиональной музыкой. Муса стал совершенствоваться в игре на гармони, скрипке, чему он научился еще в Кызылжаре, ходил на концерты военного духового оркестра, русских народных музыкальных инструментов. К сожалению, некому было его учить, у него не хватало знаний быстро строить композицию, но одаренный от природы Муса стал достаточно сведущим человеком в серьезной музыке.
Во время приездов Мусы домой земляков, особенно молодежь, в Мусе, получившем воспитание и образование в таких больших городах, как Кызылжар, Омск, поражало все: и его городская одежда и то, что он умел играть не только на домбре, но еще и на сырнае, скрипке, а также то, что он знал наизусть не только казахских акынов, но и некоторых русских поэтов, умел коротко пересказать содержание произведений русских писателей. Аульная верхушка раскрывала рот от изумления, когда он разъяснял им государственные законы и свободно разговаривал с проезжающими русскими на их языке.
Местных богачей и знать задевало, когда кто-то из простых односельчан пытался подняться на достойный уровень. Особенно их самолюбие задело то, что Муса, сын какого-то недостойного по их мнению человека, как Байжан, держал себя перед ними независимо, знал языки. Они и раньше пытались всякими способами унизить таких выскочек. Теперь они решили уронить перед всеми авторитет Мусы. В те времена у власти в Баянауле находились Муса и Мустафа, два сына известного человека по имени Шорман. У Мусы Байжанулы была единственная, но хорошая лошадь. Мустафа отобрал лошадь Мусы со словами: «Не бывать в одном ауле двум с именем Муса. Отныне твое имя будет „Жаяу Муса“ (т. е. пеший Муса)».
В ответ на это унижение, обладающий острым языком и замечательным даром акына, Муса создал свою самую знаменитую песню «Ак сиса» («Белый ситец»). В ней поэт в стихах повествует о происшедшем и высмеивать подлые действия местных феодальных богачей.
Недруги не оставили Жаяу Мусу в покое, сослав на солдатскую службу. Вместе с царскими войсками он побывал в Польше и Литве.
Шокан Уалиханов близко общался с поэтом, везде брал с собой Жаяу Мусу, который был ему ровесником, и образованностью которого он восхищался. Известно, что они находились вдвоем в войсках русского полковника Черняева, позже ставшего генералом, когда тот обещал освободить юг Казахстана от притеснений Кокандского хана. Но, недовольные действиями Черняева, Шокан и Муса вернулись назад, не доехав до Шымкента. Шокан скончался в Талдыкорганской области. Муса вернулся домой.
Вернувшись на родину он становится знаменитым на всю степь акыном. Неповторимые песни Жаяу Мусы отличаются тем, что в них слышатся и мотивы татарских и русских мелодий. Таковы песни «Толгау», «Плач узника», «Девушки Казани» и многие другие.
Жаяу Муса является автором и многих кюев. В своих дневниковых записях он записывает стихи и различные зарисовки из жизни. Эти рукописи хранятся в архивах Алматы, Казани, Петербурга, Омска. Нотные записи песен и кюев Жаяу Мусы сделаны А. В. Затаевичем, А. К. Жубановым, Б. Г. Ерзаковичем и др.
В фондах Центрального Государственного музея Республики Казахстан хранятся музыкальные инструменты, принадлежавшие Жаяу Мусе. Это домбра, подаренная его сыном Салыком. Изготовленная неизвестным мастером в начале ХХ века из березы, домбра была спутницей его долгой жизни.
Жаяу Муса прекрасно играл и на кобызе, который также хранится в музее. Этому инструменту тоже более века. Игра на кобызе требует большой музыкальной одаренности и трудолюбия. Вдохновенная игра на этом сложным инструменте поражала всех, кто слушал композитора.
Побывав во многих городах, слушая мелодии разных народов, Жаяу Муса пристрастился к игре на скрипке. Обе скрипки, принадлежавшие акыну, сохранились до наших дней в бережных руках музейных хранителей. Одна из них, изготовленная в начале ХХ в., хранится в собственном футляре. Другая тоже имеет вековую историю, прикасаясь к этим инструментам, ощущаешь трепет и живое тепло. Они продолжают звучать, потому песни и мелодии Жаяу Муса, всегда живы. И сегодня звучат песни «Құлбай», «Шолпан», «Тұрымтай», «Сапар», «Кегаршын», «Хаулау», «Сұрша кыз», «Гayhap кыз» и другие.