Прославленный народный певец, поэт-сказитель. Родился на территории нынешнего Кармакшинского района Кызылординской области. С детства воспитывался родственником по линии матери Утемисом и до 16 лет пас байский скот. С шестнадцатилетнего возраста Базар получил известность как акын-импровизатор. Он много путешествовал по Средней Азии, посетил Хиву, Бухару. Не раз за свои свободолюбивые стихи и песни Базар-жырау оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска.
Базар жырау не относился к числу придворных поэтов. Темой большинства его произведений были зарисовки из жизни простого народа, который любил и почитал поэта. Толгау является основным жанром в творчестве Базар жырау. На основе восточных сказок он создал дастаны «Айна-тарақ», «Әмина қыз», «Ахмет-Жүсіп», которые носят назидательный характер, афористичны по своему содержанию. Темами произведений Базар жырау («Тілек», «Азамат», «Жиырма бес», «Жырау», «Жыр күмбезі») выступают нравы эпохи, духовный мир человека, размышления религиозного характера. Базар жырау считается преемником Шернияза, Нысанбая, Ешнияза и Будабая, чье творческое наследие он обогатил и приумножил. В свою очередь, такие поэты, как Онгар, Жиенбай, Жорыкбай, Кеншымбай и многие другие являлись учениками Базар жырау. Песни, толгау и дастаны в исполнении Базар жырау записаны Торемуратом, сыном его друга Нурумбета. Умер Базар жырау на территории нынешнего Учкудукского района Самаркандской области Республики Узбекистан, в местечке Жалпактау. Основные произведения Базар жырау «Прислушайтесь, люди», «Стороны бытия», «За подъемом — спуск», «У мертвых нет желаний» и другие собраны только в советское время. Они вошли в сборники «Терме» и «Қазақтың әдебиет нұсқалары». В 1985 году вышел сборник произведений Базар жырау «Стихи и дастаны». Литературное наследие Базар жырау было собрано и опубликовано благодаря А. Диваеву, А. Маргулану, С. Сейфуллину, А. Кайнарбаеву. Часть творческого наследия акына хранится в рукописном фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан.