Оратор и народный батыр, участвующий в спорах, добиваясь их справедливого разрешения. Родился и вырос в ауле Шокпар Чуйского района Жамбылской области. Похоронен в ауле Жадик, Таласского района, Жамбылской области.
Болтирик происходит из рода ысты старшего жуза. По данным родословной, от одного из предков, вышедших из ысты, Ойыка дальше идут Кызылкурт, Зорбай, Орбай, Сатек. От Зорбая родился Байгельды, от него Косай, от Косая — Малай, от Малая — Суйндык, от него Отеген, от Отегена — Сабдалы, от Сабдалы — Альмен, а уже от него родился Болтирик. Родственник Болтирика по материнской линии — известный Караменды би.
Поэтические и ораторские способности Болтирика обнаружились рано. Его находчивость и справедливость в решении многих споров, оказывали особое влияние на окружающих, поэтому вокруг него царили согласие и спокойствие. Его авторитет и влияние распространялись не только в ауле. Он был заметен и его приглашали для решения дел, связанных с интересами и судьбой всего народа. Участвуя в национально-освободительном движении, возглавляемом Кенесары, он стал известен не только своими высказываниями, но и делами. Он активно участвовал в решении людских судеб; интересы народа и заботы о нем сплотили Болтирика с такими благородными людьми своего времени, как Балпык би, Кутым би из племени андас, Жайнак би из племени мырза, Сары би из племени сары уйсун, Сыпатай би, Байсерке би из племени ботбай, Малай би из племени албан, Кожбанбет би из племени суан, Сураншы би из племени шапырашты, Ногайбай би из племени каскарау, Кунанбай мырза из племени тобыкты, а также батыры Сураншы, Сыпатай, Тезек торе и др.
Старший султан Тезек торе говорил: «Я видел двух акынов и одного оратора: жалаира Бактыбая, Суюнбая из племени кзыл екей, оратора Болтирика. Дед мой — Абылай, отец мой — Адил, сам я — Тезек. Эти трое меня покорили».
Также известно высказывание знаменитого Ногайбая би: «Акыном можно назвать Шожена, оратором можно назвать Болтирика, батыром можно назвать Сыпатая».
В народе ходило много преданий и рассказов о находчивости в спорах оратора Болтирика. В одном из них говорится: "Известно издавна, что отношения между казахами и узбеками не бывают без шуток и юмора. Однажды узбек, занимающийся извозом, ехал на ревуне-верблюде. Навстречу ему шел Болтирик. Извозчик-узбек, узнав Болтирика и желая его испытать, спросил: «О, Болтеке, о чем кричит этот верблюд?» Болтирик тут же без запинки ответил: «Э, верблюд кричит вот о чем:
Нагрузил на меня ты семь батманов,
По глазам, по голове бил не раз,
Казах бы знал, как со мной обращаться,
К черту б тебя, узбек, отправить с глаз!»
Полные сведения о Болтирик шешене встречаются в трудах А. Байтурсынова, М. Ж. Копеева, С. Сейфуллина, К. Азербаева, З. Кабдолова, Ж. Дадебаева.