Интерес к обычаям, внимание к драгоценному опыту народа, потребность в преемственной связи поколений всегда были присущи казахской культуре. Народ бережно ценит и сохраняет неповторимое обаяние традиционной жизни казахской степи, мудрость ее уклада, своеобразие нравов и красоту обитателей.
Замечательный русский художник Николай Хлудов, запечатлевший природу и быт Семиречья конца XIX–начала XX веков, был одним из учителей первого казахского профессионального художника Абылхана Кастеева, чье столетие в 2004 году отмечено под эгидой ЮНЕСКО всем культурным миром.
Казахстан стал источником вдохновения для Николая Хлудова. Он оставил 117 живописных полотен, 39 карандашных зарисовок, 55 акварелей, 3 альбома с этюдами, на которых запечатлен традиционный мир казахского кочевья. В своих эскизах и картинах художник с жаром отображал своеобразие, колорит и экзотику казахского, уйгурского и дунганского народов, с их особым укладом жизни, обычаями, традициями, предметами быта, до этого ему совершенно незнакомыми, неповторимые по красоте пейзажи Заилийского Алатау.
Получив педагогическое образование в Одесской рисовальной школе и частных мастерских Н. А. Гоголинского в Санкт-Петербурге, Хлудов прибыл в 1879 году в город Верный и навсегда связывает с этим краем свою жизнь и творчество. Его заворожила буйная природа Южного Казахстана, ослепительная яркость солнца, синева небес, зелень трав и белизна снегов на вершинах гор.
Будучи зачисленным чертежником межевого отделения при Семиреченском областном правлении, он с 1887 года становится межевщиком того же управления. Деятельность Хлудова как рисовальщика, педагога и художника-этнографа многообразна и плодотворна. Знаменательным в жизни Хлудова было его участие в экспедициях 1886 года известных ученых-путешественников – геолога И. В. Игнатьева и ботаника А. Н. Краснова в Восточный и Центральный Тянь-Шань (район Хан-Тенгри и Музартского перевала в Китае). В следующем 1887 году, после катастрофического землетрясения в Верном, Хлудов участвует в работе комиссии под руководством И. В. Мушкетова по расследованию причин и последствий катастрофы. Он составляет вместе с Г. Глушковым этнографический альбом (казахи, уйгуры, дунгане, узбеки); преподает рисование и черчение в Верненском высшем реальном училище, учительской семинарии, женской гимназии и сельскохозяйственном техникуме. Вместе с тем растет число его картин, авторитет и популярность художника. Хлудова заметили, его приглашали писать портреты (он написал портреты почти всех Семиреченских патриархов), оформлять церкви, писать иконы в строящихся церквах и т. д.
С 1910 года художник уходит в отставку и всецело посвящает себя живописи. Заметный вклад в становление изобразительного искусства в Казахстане Н. Г. Хлудов вносит организацией в 1920 году частной художественной студии, где получили первые специальные знания и навыки многие живописцы, ставшие затем гордостью казахского искусства, в том числе А. Кастеев, С. Чуйков, А. Бортников, В. Уфимцев и многие другие. Школа просуществовала чуть больше десяти лет, но ее роль в живописи Казахстана ХХ века трудно переоценить.
Художественное наследие Н. Г. Хлудова велико. Только в Казахстане число дошедших до нас картин, хранящихся в фондах Центрального республиканского музея, превышает 100 работ. Широко известны такие картины, как «Барымта», «Перегон скота», «Доение», «Казашка у костра», «Прядение шерсти», «Певец в кругу казахов», «Ткачиха», «Поливальщик пашни», «Уйгурская школа», «Узбек с виноградом» и другие.
Николай Гаврилович Хлудов прожил удивительно интересную и красивую жизнь. Имея скромный статус, небольшие заработки и не получив особого признания, он создал шедевры, отражающие быт и историю, народов, населяющих Семиречье и в первую очередь казахского народа. Он любил сверкание солнца, людей Востока, их пестрые одежды, радость жизни бьет через край на его картинах. Они – бесценный, правдивый художественный документ дореволюционной эпохи Казахстана и Семиречья.
Своеобразный мир произведений Хлудова – это причудливое сочетание увиденной им реальной красоты живой природы, умения оценить ее великолепие и присущих автору особенностей восприятия, творческого почерка. Вот, что пишет о Н. Г. Хлудове писатель Юрий Домбровский, автор книг, действие которых происходит в Алма-Ате 1930-х годов («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»): «…он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, который ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычный край. <…> каждое его полотно ликует и смеется от радости». «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают… чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками».
Картины Н. Г. Хлудова – это причудливая смесь реализма и эмоционально непосредственной радости сопереживания художника, посвятившего всю свою жизнь и творчество Казахстану и его культуре.