В Казахскую степь XIX век принес много перемен. Еще в конце XVIII века решался вопрос о том, будет ли существовать это ханство или растворится, исчезнет, как это случилось с Джунгарией. Некоторые предводители рассчитывали на помощь России, многие вожди стремились сохранить независимость, неминуема была развязка. Россия постепенно подходила к границам казахов. Степь противилась нововведениям, которые нарушали ее законы.
Россия не понимала образа жизни Степи. Царское правительство считало, что в степи слишком много пустых, ненужных земель, и на этих землях строились крепости, в которых жили царские войска. А эти земли были кочевьями казахов. Каждый клочок земли был распределен между племенами на: кыстау – зимние, жайляу – летние, кузеу – осенние и коктау – весенние пастбища. Человеку, не знающему степь, законы кочевников, могло показаться, что люди бесцельно бродят по степи со своим скотом, в то время как все было четко систематизировано. Просто кочевник не пользовался картой, он знал степь как свои пять пальцев.
Царское правительство пыталось приучить казахов к оседлому образу жизни, строя крепости на их кочевьях, так было легче управлять. Постройка военных укреплений на территории Казахского ханства привела к волнениям в народе, так как эти укрепления сокращали пастбища, что вело к гибели скота. В начале 20-х годов XIX века началась постройка крепости Актау, связанной с Акмолинской линией пикетов. В смертельную борьбу с царской администрацией вступил султан Среднего жуза Кенесары.
Султан Кенесары – внук Абылая, сын султана Касыма от его старшей жены калмычки, родился в 1802 году в урочище Кокшетау. Образ знаменитого деда всегда был любим Кенесары, именно на Абылая он хотел быть похожим. Его имя он сделает боевым кличем своих войск, став лидером национально-освободительного движения казахов 1837–1847 годов.
Отношения султана Касыма с царской администрацией были очень натянутыми. Он был недоволен реформами, проводившимися царским правительством в степи, выступал против постройки крепостей на казахской земле, настаивал на срытии линии русских укреплений. После многих столкновений с русскими карательными отрядами Касым со своими сыновьями – Саржаном, Есенгельды и Кенесары и подвластными родами (около 40 тысяч человек) откочевал в пределы Кокандского ханства. Но там его постигла неудача. Опасаясь вновь прибывших кочевников, кокандский хан встретил их холодно, а в ходе переговоров в 1836 году были коварно убиты сыновья Касыма Саржан и Есенгельды. Султану Касыму пришлось переселиться в урочище Улу-Тау на территорию Сибирского генерал-губернаторства. Позже и Касым-торе был вероломно убит узбеками.
Юный Кенесары, таким образом, был свидетелем и непосредственным участником борьбы, в эпицентре которой находилась его семья. После смерти отца и братьев, не надеясь на ханов Средней Азии, он принимает решение вести самостоятельную политику. Молодой султан стремится объединить казахский народ и восстановить государственность на своей земле. С этой целью Кенесары несколько раз обращается к царским властям, указывая на творимый в степи произвол. Но тщетно. Кенесары не желает мириться со сложившейся в степи ситуацией и ищет выход, который видит в вооруженном сопротивлении царским властям. Семья Кенесары, по свидетельствам современников, отличалась своей спаянностью и дружбой, вытекавшей не только из родственных чувств, но, по большей части, из идейной общности. Ближайшими его сподвижниками стали братья – Наурызбай, Абулгазы и Муса, сестра Бопай, племянники – Ержан, Альжан, Иса, Кошкарбай. Единственный из родственников, кто отстранился от движения, был старший брат – султан Кучак. До открытого конфликта дело между ними не доходило, но и поддержки Кенесары Кучак не оказывал, относясь к царской власти лояльно.
Поводом для непосредственного выступления в 1837 году стало намерение царского правительства построить новые укрепления в Кокшетау и Акмоле с созданием целой цепи казачьих станиц. «Завещанные нашими предками, — писал султан Кенесары в одном из писем, адресованных властям, — Есил, Нура, Актау, Ортау, Каркаралы, Казылык, Жаркаин, Обаган, Тобыл, Кусмурын, Олкияк, Тогызак – при нынешнем царе отобраны у нас и там построены укрепления. Теперь, с каждым днем захватывая новые наши земли, на них закладывают укрепления и этим доводят население до отчаяния. Это не только для нашей будущности, но и для сегодняшнего существования опасно».
Толчком к освободительному движению Кенесары Касымова послужила ухудшающаяся социально-экономическая обстановка в северном регионе. Кенесары, кочевавший в это время в пределах Коканского ханства, возвращается в Кокшетау. Отовсюду к нему стали стекаться люди разных сословий, радеющие за судьбу своей земли, со своими отрядами влились батыры Агыбай, Жанайдар, Бамыгара, Иман (дед Амангельды Иманова) и другие. К концу 1837 года большая часть казахов Акмолинского округа была охвачена восстанием. Но отряды Кенесары состояли не только из казахов. В его ополчении было немало башкир, татар, киргизов. Одним из его советников стал ссыльный польский демократ, командирами отдельных отрядов служили беглые русские солдаты – Бедашев и Манкин, а некто Рубин служил адъютантом батыра Наурызбая, младшего брата Кенесары.
Восставшие сами для себя выплавляли оружие. Немало у них было и трофейного, добытого у казачьих войск. Например, в одном из боев за Екатеринбургскую станицу Кенесары достались значительные трофеи, в том числе 18 ружей, 2 пистолета, 18 сабель, 27 пик и многое другое. Нередко повстанцы перехватывали и торговые караваны.
В отличие от своих предшественников. Кенесары вел не только военные действия. Он пытался наладить и эффективное политическое управление, опираясь на древние законы кочевников, собранные в «Жети жаргы» Тауке-ханом, подтвердив их положениями из Корана. Возродил он и суды биев.
Кенесары был честолюбив и довольно жесток. Безжалостно обходился он с теми казахскими родами, которые не желали его возвышения, отказывались примкнуть к восстанию и оставались верными российскому правительству. Их аулы громились и предавались огню.
Весть о восстании Кенесары Касымова против царской администрации пробудила всю степь. Казахские роды массами откочевывали к восставшим. Попытки царской администрации предотвратить восстание успеха не имели. Отряды Кенесары усилили нападение на строящиеся крепости, на проходящие по степи караваны. Пытаясь расширить масштабы движения, Кенесары налаживал контакты с руководителями восстания в Младшем жузе, в частности, с батыром Жоламаном, который в дальнейшем примкнул к восстанию. В октябре 1837 года один из чиновников писал полковнику Талызину: «Для обуздания казахов необходимо принять строгие меры посредством отрядов, без чего нельзя ожидать никакого успеха, ибо казахи тех волостей, привыкнув к независимости, считают подчинение тяжким грехом».
Такие «строгие меры» были приняты. В степь отправился отряд под командованием хорунжего Рытова. Отряд был разгромлен, а сам Рытов убит. 7 августа 1838 года восставшие напали на Акмолинск. В то время это было сильное укрепленное поселение: опоясывающие рвы, баррикады и т. д. Лучшие стрелки восставших обстреляли крепость из луков, прикрепляя к остриям стрел легко воспламеняющуюся осмоленную ветошь. В крепости начались пожары. Затем последовал штурм, жестокие уличные бои, длившиеся до наступления темноты. Крепость была сожжена, руководители обороны старшина Карбышев и старший султан округа Хайдаймендин под покровом ночи бежали. После этого события вооруженные столкновения Кенесары с отрядами русских войск приняли масштабный характер, что вело к большим потерям с обеих сторон.
Имея мощную поддержку в народе, Кенесары вступил в войну и с Кокандом, используя междоусобицы в среднеазиатских ханствах. Пройдя через оренбургские степи, Иргиз и Тургай, в 1840 году он вплотную подошел к владениям кокандского ханства и отторгнул от него ряд крупных казахских родов. Войск Кенесары осадили крепости Сузак, Жанакорган, Жулек и Акмечеть. После ожесточенных боев, длившихся 18 дней, был захвачен город Сузак – наиболее сильное укрепление Коканда на юге Казахстана.
Смелость Кенесары, его полководческие качества привлекают все больше сторонников, его имя становится очень популярным в народе. Многие родоправители и знатные люди стали все более склоняться к тому, чтобы избрать Кенесары ханом. Между различными группировками в степи шли переговоры о его кандидатуре.
В сентябре 1841 года на съезде представителей различных казахских родов решили возродить Казанское ханство, и по традиционному обряду казахов Кенесары был поднят на белой кошме и провозглашен ханом. Это было продиктовано как самообороной, так и вечным стремлением казахов к национальной независимости.
Став ханом казахов, Кенесары берет курс на полную независимость. Свое правление он осуществляет с помощью совета родовых старейшин и ведущих батыров. Восстанавливает институты военной кочевой демократии. Материальное обеспечение осуществляется путем прямого налогообложения. Политика грабежа проходящих торговых караванов заменяется сбором с них определенного налога. 27 июня 1843 года царь Николай I распорядился об отправке дополнительных войск в казахские степи. Начинается военная кампания против Кенесары. Учащаются нападения на его аулы. За его голову объявляется награда в 3 тысячи рублей. В августе 1843 года 5-тысячный отряд под командованием полковника Бизанова, вместе с султанами, верными России, двинулся в степь. Одновременно выступили отряды из Омска, Петропавловска, Каркаралинска. Царские власти планировали комбинированным ударом сразу покончить с мятежником. Развернув наступление, правительственные войска разгромили часть аулов, подчиненных Кенесары, и захватили множество скота. Ожесточенные схватки произошли 1-го и 7-го сентября 1843 года. Обе стороны понесли тяжелые потери и отошли на исходные позиции. Опасаясь быть окруженным, Кенесары уходит в глубь степей. Но после ухода царских войск он возобновил военные действия против линии русских поселений и аулов, преданных правительству султанов.
Своего пика национально-освободительное движение под предводительством Кенесары достигло в 1844–1945 годах. Волнениями, к этому времени, оказалась охваченной большая территория казахских степей. Такое положение очень тревожило царскую администрацию. Весной 1844 года российские власти вновь выдвинули в степь 3 военных отряда, целью которых было совместным ударом прижать мятежников к Тургаю и разгромить их там. Общее командование операцией осуществлял генерал-майор Жемчужников. Командирам войск ставилась задача: «…истребление разбойника Кенесары и возвращение откочевавших его частей».
Умело защищаясь, используя летучие отряды, сформированные из отборных джигитов, и ложные маневры, Кенесары в ночь с 20 на 21 июля 1844 года окружил отряд Ахмета Жанторина и уничтожил его. В бою было убито 44 преданных властям султана. Выйдя в тыл неприятеля, Кенесары обратился к местному населению с воззванием, в котором раскрыл свои планы предстоящего похода на Оренбургскую пограничную линию и призвал присоединиться к его отряду. Но заметно уставшие повстанцы к концу года уменьшили количество набегов. В результате переговоров царским правительством была предложена старая схема, при которой Кенесары оставался рядовым султаном в подчинении российских чиновников. При этом жестко регламентировались места кочевок его аулов. Для хана Кенесары эти условия были неприемлемы. В ответ на это оренбургская администрация начала строительство укреплений среди кочевий восставших.
В военных операциях 1844 года ярко проявилось военное искусство Кенесары. Используя ошибки российского командования, он сумел вывести из окружения свои отряды, сохранить боеспособность орды. Кроме того, он нанес противнику серьезный моральный удар. Но будущее не сулило Кенесары ничего хорошего. Хозяйство было подорвано, казахи, поддерживающие его, лишились лучших земель, положение усугубилось джутом 1844–1845 годов. Население ханства устало от постоянных войн, продолжительных военных походов. К тому же борьбу приходилось вести на два фронта – на юге не прекращались набеги кокандских и хивинских ханов.
Таким образом, Кенесары, хотя и добился определенных успехов, вынужден был отступить и обосноваться на территории Старшего жуза. В 1845–1846 годах он начал борьбу с Кокандом. После взятия кокандской крепости Мерке Кенесары направился к Пишпеку. В 1847 году Кенесары вторгся в кыргызские земли. В ходе решающего сражения, недалеко от кокандского укрепления Пишпек, кыргызские манапы с отрядами кокандских беков окружили Кенесары. В ночь перед сражением султан Рустем и Сыпатай би покинули войско Кенесары и в ходе переправы через реку были частью перебиты, частью взяты в плен. Батыр Наурызбай предложил прорвать окружение и уйти с отрядом. Но Кенесары отказался: «Мы возможно и прорвемся. Ну, а другие как? Ведь они погибнут. Если я побегу, то какой же я хан?» Прорываясь с боями через болотистую местность, брат Кенесары Наурызбай, двое его сыновей и 15 султанов были убиты. Сам Кенесары был взят в плен.
Кыргызские родоправители решили казнить казахского правителя. Перед этим Кенесары предложил кыргызам прекратить вражду и совместно выступить против Коканда, но предложение было отклонено. По преданию, перед смертью Кенесары запел песню о былых годах, о привольных степях Сары-Арки, о своих боевых товарищах. Казнь, прошедшая на виду у его недавних друзей и спутников, произвела на них глубокое впечатление. Тут же соратником Кенесары Нысамбаем была сложена песня-тризна о героическом пути ставшего легендарным казахского хана:
Камни, рыдайте! Потухни, заря!
Рухните, гордые скалы отвесные!
Смолкни, веселая песня ручья!
Нет Кенесары, посланника неба —
Мертвый он… теперь поругание
Над трупом свершают алхеды,
Стихни, ветер свободный!
Свои песни забудьте, акыны…
Слышится плач и тишь надгробная,
Степь потеряла лучшего сына.
Так плакала двухструнная домбра Насымбая. Кенесары остался в памяти рядовых кочевник как жесткий, но справедливый правитель, отстаивавший свободу казахов, попираемую царской колониальной администрацией и среднеазиатскими правителями.
Трагедия и поражение Кенесары заключалась не в нем самом, это было поражение многовековой цивилизацией кочевников перед набравшей силу технической культурой Российской империи.
Изучение истории государства невозможно без выяснения подробностей жизни и деятельности его правителей. Особенно это касается нашей истории. В казахском шежире основное внимание уделяется деятельности личности, именно через эту категорию воспроизводится историческое прошлое.
Личности, составляющие основу национальной истории, как правило, священны. Их биографии насыщены чудесными, сверхъестественными явлениями и событиями, а сами они – необыкновенными способностями. Сказанное об отдельной личности распространяется на целый народ. Сведения о правителях накапливались веками, сохраняя в памяти народа самые значительные события.
В период становления суверенного Казахстана очень важно пристальное внимание к вопросам истории казахских правящих династий, анализ личностного отношения правителей к судьбам народа и государства, понимание их ответственности за выстраданную истину, осмысление политической традиции власти. История помогает не только уяснить закономерности смены эпох и формаций, но и суметь разглядеть и оценить личность. А это необходимо для формирования нравственного бытия нации.
Не все в историческом прошлом Казахстана было гладко, и не всегда праведны были деяния того или иного властелина Степи. Тем не менее, о «поднятых на белой кошме» потомках Чингисхана хочется сказать словами А. С. Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой, нам Бог ее дал».