Знаменитый поэт, композитор и певец казахского народа. Акан Корамсаулы родился в сентябре 1843 г. на территории современного Володарского района Кокшетауской области. Начальное образование Акан получил в ауле, а затем обучался у кзылжарского муллы Ахметуали.
Отец Акана, человек среднего достатка, задумал сделать из мальчика, владеющего мусульманской грамотой, сельского муллу. Но мысли Акана, с детства умевшего играть на домбре и увлекавшегося песнями, поэзией, вовсе не были связаны с религией. Его влекло туда, где молодежь собиралась на развлечения по разным поводам. Высокого, красивого, одаренного юношу принимали с почетом. Самыми замечательными спутниками жигита в степной жизни тех времен являлись: быстроходный конь, ловчие птицы, гончая собака. Наличие всего этого было главным для звания «сери».
Акан начал сочинять музыку и стихи в возрасте 16–17 лет. Тема любви была главенствующей в его ранних произведениях. Наиболее известны его лирические песни «Белое платье», «Каранар», «Перизат», «Ақтоқты» и другие.
Дальние родственники, разглядевшие талант молодого Акана, подарили ему двухгодовалого коня по имени Кулагер, беркута по кличке Караторгай и ястреба Кокжендет. Кулагер, за которым был установлен надлежащий уход, никому не уступал на скачках. На любых соревнованиях, устраиваемых в местностях Атыгай, Карауыл в Арке, никто не мог приблизиться к Кулагеру. Слава о Кулагере шла вместе со славой Акана как певца. Однажды на скачках, устроенных неким Аккошкаром Сайдалы, Кулагер пришел первым среди трех сотен коней. Это событие подняло настроение Акана и он стал забывать о прежних неудачах. Когда Кулагера вели на поводу, он вовсе не напоминал быстроходного коня, ступал степенно, неспешно. Под эту его походку Акан написал песню «Манманкер». Это — нежная, изящная мелодия, слегка печальная, в которой он, возможно, выразил свои чувства к двум девушкам, Фатиме и Уркие, которых любил, и которые рано ушли из жизни.
Однажды в доме Жусипа торе он увидел его дочь, красивую девушку Жамал, познакомился с ней. Они полюбили друг друга. Но по старым обычаям девушка, которую давно засватали и за которую был выплачен калым, не могла нарушить обязательства родителей. После церемонии проводов невесты в доме родителей, когда за ней приехали родственники жениха, Акан, наблюдая все это снаружи, посреди ночи запел песню «Сырымбет». Слова, которыми заканчивается песня «Прощай, сестра моя, будь счастлива!», трогают душу, кто бы ни исполнял ее.
Беркут по имени Караторгай с каждым годом старел, с хвоста осыпались перья, это мешало ему приземляться после взлета, отчего он в воздухе жалобно кричал. Есть поговорка «Птица летает крыльями, а садится с помощью хвоста».
Акана глубоко тронул беспомощный вид беркута, который в свое время не пропускал ни волка, ни лисицу. Родилась грустная щемящая песня «Караторгай». В этой песне есть и образ любимой девушки, с которой он не смог соединить свою судьбу. Судьбы акына и беркута были чем-то схожи.
Акан был пригпашен на поминки известного человека по имени Сагынай; он не хотел ехать, так как знал, что туда съедутся многие его завистники. Но влиятельные люди аула уговорили его поехать вместе с ними. На эти поминки приехали дети богачей по имени Батыраш, Котыраш, у которых были быстроходные кони. Они слышали, что Акан собирается выставлять своего Кулагера на скачки, которые устраивались после этих поминок в память о знатном человеке. Они приготовили в засаде, в камышах, своих людей с целью навредить чем-либо Кулагеру, если их лошади будут отставать. В те времена на скачках лошадей пускали по степи. Увидев, что Кулагер идет впереди всех, ожидавшие в засаде забили его насмерть дубинками.
Смерть любимого скакуна Кулагера оказала огромное влияние на творчество Акан-сери. Этому событию, происшедшему в середине 80-х годов XIX в., он посвятил множество стихотворений, самое значительное из которых носит название «Құлагер». В нем поэт с горечью говорит об ушедшей молодости, грустит, думая о будущем. Песня «Құлагер» до сих пор вызывает ни с чем не сравнимые чувства у слушателей.
В 90-е годы XIX в. песни Акан-сери становятся популярными и любимыми в казахском народе. Многие из его песен, написанных в этот период, посвящены тяжелой доле казахов, в них автор подвергает критике духовенство и представителей феодально-байской верхушки. В начале 1890-х годов в Омск прибыл наследник российского престола Николай Романов. Казахская знать, желая угодить будущему императору, преподнесла ему богатые подарки. Акан-сери в своей песне «Балқадиша» высмеял льстивость и лицемерие баев и султанов, стремящихся любой ценой добиться благосклонности своего повелителя.
На эти же годы приходится время активного участия Акан-сери в айтысах. Сохранились частичные записи его айтысов с Орынбаем, Нуркеем и другими акынами. Почти в полном объеме сохранился айтыс Акан-сери с Нуркожой. Во время этого состязания Акан-сери завоевал симпатии зрителей тем, что он восхвалял родную землю и родной народ.
Изменениям, которые были вызваны буржуазно-демократической революцией 1905–1907 годов, посвящены стихотворения Акана-сери «Смагулу», «Сурагану» и ряд других. В результате столыпинских реформ многие казахи терпели лишения и бедствия. Это отображено в некоторых произведениях поэта. В последние годы жизни Акана-сери главными темами его произведений стали одиночество, тоска человека по родным местам. Наиболее значительными песнями этого периода являются «Мынажат» и «Каратай». Акан-сери по праву считается одним из наиболее талантливых композиторов казахского народа, оставивших богатое музыкальное и поэтическое наследие. На произведениях, созданных Аканом-сери, воспитывалось не одно поколение казахских композиторов и исполнителей. Многогранный талант акына позволял изображать современную ему действительность, используя жанровое и тематическое разнообразие музыкально-песенного искусства. Многие песни Акана-сери использованы в операх, пьесах казахстанских композиторов и писателей, они занимают достойное место в репертуаре современных певцов и артистов.