Знаменитый казахский поэт-импровизатор, композитор и исполнитель. Родился в 8-м ауле волости Темирши Каркаралинского уезда, на территории нынешнего Актогайского района Карагандинской области.
Начальное образование он получил в медресе имама Зейноллы. В медресе Асет увлекался изучением арабского языка и восточной поэзии. В 14–15-летнем возрасте Асет начинает свой творческий путь как композитор и певец. И все-таки в большей степени Асет известен как акын. Асет выступал перед народом на праздниках. Он был очень известен и авторитетен в свое время, благодаря своим песням.
Певец-акын Асет не только импровизировал песни, но и сочинял музыку. Его песни и мелодии широко распространены в народе, но они своевременно не были перенесены на ноты, поэтому существуют разные варианты их исполнения. Это песни: «Әсет», «Қисмет», «Ырғақты», «Үлкен ардақ», «Кіші ардақ», «Еркем-ай», «Інжу-маржан» (или «Песня Асета»), «Қарақөз», «Шама», «Қайшақбай».
Асет показал свое искусство и во многих айтысах. Он считался сильным акыном — импровизатором, о чем свидетельствует айтыс с девушкой Ырысжан. Это айтыс-загадка. Особенность этого айтыса в том, что этот айтыс был состязанием песенного искусства, а не противоборством. Песням Асета свойственны очень сильное исполнение, с широким дыханием и высоким голосом, что удается не каждому исполнителю
Наиболее полно его талант поэта-импровизатора раскрылся в айтысах с такими акынами, как Карибай, Бактыбай, Кали, Самат, Арип, девушкой Малике. Айтыс Асета с девушкой Ырысжан считается одним из лучших в казахской дореволюционной литературе.
Славу Асету принесли его кисса-дастаны «Салиха-Сәмен», «Ағаш ат», «Шеризат», «Мәлік-Дарай», «Кешубай» и другие. Кисса-дастаны способствовали знакомству широких народных масс с популярными на Востоке классическими литературными произведениями и сделали их достоянием казахского фольклора. Кроме классики Востока, Асет обращался и к русской литературе. Так, например, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был переложен Асетом Найманбайулы в кисса-дастан.
Национально-освободительное движение 1916 года в казахской степи было воспринято поэтом как единственный путь к достижению светлого будущего. К этому времени определились стиль и творческое направление композитора, который в своей песне «Інжу-маржан» достиг совершенства музыкальной формы. Это произведение является классическим образцом народного песенного искусства, сохранившим в себе свойственные творчеству знаменитого акына мелодическое разнообразие и музыкально-синтаксические особенности.
Данные черты несут в себе ранние произведения Асета: «Кіші Ардақ», «Үлкен Ардақ», «Қарагөз» и «Мақпал».
На дальнейшее развитие поэтического и музыкального дарования Асета оказали влияние политические события 1916 года. Он вынужден был покинуть родную землю и обосноваться в Китае.
Октябрьская революция 1917 года вселила в поэта надежду на возвращение, но этой мечте не суждено было сбыться, он умер 1923 году в городе Кульджа.
В своих произведениях Асет Найманбайулы воспевает любовь к жизни, горячую привязанность к родной земле, родному народу. Стихам и песням поэта присущи точное отражение черт кочевого быта, истории и этнографии казахского народа. Для поэтического стиля Асета Найманбайулы характерны образное выражение мыслей, яркая метафоричность, меткость сравнений.
Асет продолжил и развил традиции великих акынов Сарыарки: Биржан-сала Кожагулулы и Акан-сери Корамсаулы. Больше того, он способствовал распространению песен своего края по всему Семиречью, Тарбагатаю и Алтаю.
Многие произведения Асета вошли в музыкально-поэтическую сокровищницу казахского народа. Его песни исполняются современными профессиональными певцами, составляют репертуар фольклорно-этнографических ансамблей во многих областях Казахстана.
В 1910 году опубликованы песни Асет Найманбайулы, записанные К. Халиди. Произведения Асета Найманбайулы впервые опубликованы С. Сейфуллиным в 1925 году. Первая статья о жизни и творчестве Асет Найманбайулы вышла в 1936 году (автор Б. Искаков). Первый сборник Асет Найманбайулы издан в 1968 году (составил Б. Адамбаев). В него включены 34 стихотворении (включая песни), 4 айтыса, 4 кисса-дастана. В сборнике «Асет» (составил Б. Нуржанов, 1988) вошло 29 песен, 71 стихотворение, 10 айтысов, 8 кисса-дастанов.