Даулеткерей Шыгайулы родился приблизительно в 1820-х годах в Ординском районе Уральской области в состоятельной семье. И отец Шыгай, и хан Боккееской орды Жангир с детства приучали его к правлению народом, к судебной деятельности. Вначале он пробовал управлять отдельными родами. Но своей чуткой душой рано понял, что власть ожесточает людей. Гнев Даулеткерея вызывало также и то, что его родственник Жангир хан отбирал у простых казахов лучшие земли, служившие пастбищами для скота, и передавал их набиравшим силу колонизаторам.
Есть данные, что, хотя Даулеткерей и не участвовал непосредственно в восстании Исатая и Махамбета, но всей душой был на их стороне. Это можно заметить и по его кюю «Жiгер».
По словам известного исследователя музыки академика Ахмета Жубанова племянник Даулеткерея Науша Бокейханов, живший в советское время, играл около 50 его кюев. Большинство сведений о прославленном композиторе получены благодаря исследованиям Жубанова. В детстве Даулеткерей учился у муллы мусульманской грамоте. Хан Жангир, получивший образование в России, создавал возможности для получения детьми в Орде русского образования. Даулеткерей научился говорить по-русски, умел по-русски читать и писать. Его прозвали образованным мальчиком. Мастерству игры на домбре он научился у превосходного домбриста Мусирали. Ко всему, в Орду, ставшую зимним центром султанов, вначале 1840-х годов из Саратова приглашали артистов драмы и музыкантов. Есть предположение, что Даулеткерей с детства был знаком с русской и европейской музыкой. Он хорошо играл на русской балалайке, умел играть на гитаре и мандолине. На рисунке акварелью Чередеева, сделанном по наброскам французского путешественника Паули в 1854 году, изображены Даулеткерей, исполняющий кюй, и другие музыканты. Что интересно, в центре изображен танцующий мужчина.
Одно из первых его произведений «Ақжелең» посвящено красивой и искусной девушке Акбале. Кюи Даулеткерея «Қоңыр», «Желдiрме», «Керiлме», «Ыскырма», «Қосiшек» изображают разные картины жизни. История создания кюя «Жумабике» такова: в то время бытовал обычай сватать девочек с малолетства. Повзрослев, они должны были выходить замуж за того, кого даже и не знали, не любили. Бывало, что недовольные этим обычаем девушки обращались в организации, называемые временными советами. Если слова девушки подтверждались и удавалось установить истину, то девушка получала свободу. Вот Даулеткерей, уже известный в это время в народе, и посвятил свой кюй девушке по имени Жумабике, выражая тем самым свое удовлетворение по поводу полученной ею свободы.
Среди представителей народа, участвовавших в торжествах по случаю коронации царя Александра II в 1855 году, был и Даулеткерей. В состав делегации его включили с целью приучить к мысли, что он будет править народом. Но он поехал не для того, чтобы побывать в царском дворце, а чтобы познакомиться с передовыми мыслителями России, с родиной А. С. Пушкина. В этом путешествии он услышал и увидел много интересного, чего не видел и не слышал раньше, услышал произведения европейских композиторов в оркестровом исполнении. Хотя стихов он не писал, но тонко чувствовал их душой. Он первым внес взнос, когда в Бокеевской орде собирали пожертвования, чтобы построить памятник Пушкину возле лицея, где учился поэт.
В 1861 году Даулеткерея назначили правителем рода в Кызылкурт, там он через год встретился с «отцом» кюев — Курмангазы. Ахмет Жубанов пишет: «На музыкальное творчество Даулеткерея большое влияние оказали беседа его с Курмангазы, встречи с другими домбристами, исполнявшими кюи в традиционно народной манере». Кюи Курмангазы и его учеников отличаются порывистым темпом, твердым звучанием, смелостью, широкомасштабностью.
Кюи «Топан», «Жигер», выражающие стремление народа к свободе, вместе с тем отражают раздумья человека, много выстрадавшего в жизни, мужественного, сдержанного, серьезного. О кюе «Жигер» А. В. Затаевич пишет: «В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение». Даулеткерей скончался в 80- годах XIX века. Он оставил после себя духовное наследие, имеющее большое значение для потомков.