Известный казахский домбрист, кюйши-композитор, кобызист. Родился и вырос у подножья гор Мунлы-кулы, Жанааркинского района Карагандинской области; похоронен в местечке Куарал на берегу реки Шу Сарысуского района Жамбылской области. Происходит из ветви жоги племени тама рода жетыру Младшего жуза. Вдохновителем его таланта был отец. В среде, в которой вырос Ыкылас, исполнение кюев было особо почитаемой традицией. Здесь сформировалась целая группа домбристов, выдающихся мастеров в искусстве исполнения кюев. Таттимбет, Тока, Дайрабай, Кыздарбек, Итаяк, Абди — вот круг домбристов, повлиявших на музыкальное становление Ыкыласа. Про славу одних он слышал заочно, других слышал и видел лично, с третьими тесно общался. За короткое время мальчик освоил, кюи-легенды, исполняемые отцом.
В этих краях сохранилось много кюев, издревле исполняемых в особой манере. К середине XIX века кобыз использовали наряду с музыкантами, баксы — лекари, которые приспосабливали инструмент для психотерапии. Сфера собственно кобызовой музыки сокращалась. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркыта (VIII век). Он — первый композитор после Коркыт ата, у которого божественный инструмент заговорил языком человека.
И отец Ыкыласа Дукен, и его дедушка Алтын были кобызистами. Есть легенда, когда еще дедушка был юношей и начал интересоваться кобызом, ему мудрец сказал во сне: «Кобыз будет покровительствовать твоим потомкам до седьмого колена». 3 сына Ыкыласа: Дуйсебай, Тусипбек, Акынбай тоже были талантливыми кобызистами. Их дети, внуки, правнуки живут в Жамбылской области. Сейча сдревний инструмент Ыкыласа хранится у Даулета, сына Акынбая.
Ыкылас сочинял кюи, в которых нашли воплощение, широко известные в народе легенды и эпические сказания. Таковы его кюи «Жезкиик», «Камбар», «Казан», «Шынырау». В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи «Коныр», «Кертолгау», «Айрауыктын ащы куйi». Его глубокие переживания о жизни переданы в сочинении «Ыкыластын куйi». В кюе «Жарым патша» композитор высмеивал недостойных чиновников и властителей. Обогащая технику игры на кобызе, Ыкылас сохранил в то же время выработанные веками принципы кобызовой музыки. Его творчество глубоко волновало слушателя.
Традиции Ыкыласа почти без изменения продолжили его ученики Ашай Бекмагамбетулы, Абикей Токтамысулы, Сугир Алиев и его родной сын Тусипбек. Такие домбристы-кобызисты, как Даулет Мыктыбаев, Жаппас Каламбаев являются их прямыми воспитанниками. А учениками Даулета и Жаппаса являются Сматай Умбетбаев, Базархан Косбасаров. Благодаря таким людям, искусство кобыза дошло с древних времен до наших дней, развивается и продолжает покорять слушателей своим звучанием.