Русский и советский музыкант-этнограф, композитор, народный артист Казахской АССР (1923). Он собирал и записывал на ноты мелодии степных акынов, которые из поколения в поколение в поэтической форме повествовали о жизни народа и его героях, создавая собственные импровизации, исполняемые в сопровождении домбры и кобыза. Его «Заметки собирателя киргизской (казахской) музыки» стали заветом и напутствием ученого-музыковеда.
Александр ВикторовичЗатаевич родился 20 марта 1869 года в Орловской губернии. Его музыкальные способности проявились рано, но мечту поступить после окончания Орловской гимназии в Московскую консерваторию осуществить не удалось. Как он сам впоследствии писал, «нужно было помогать неимущей матери-вдове и сестре, нужно было что-нибудь срочно зарабатывать». Он был разносторонне одаренным музыкантом, хорошим пианистом. Получил известность в России как музыкальный критик, публиковал много статей и заметок о музыке. А его музыкальные произведения заинтересовали композитораС. Рахманинова, который принимал активное участие в публикации многих произведений Затаевича и даже посвятил ему цикл «Шесть музыкальных номеров».
В 1904 — 1915 годах Затаевич служил в Варшаве, где также занимался активной музыкально-общественной деятельностью. Являлся музыкальным критиком газеты «Варшавский дневник», в которой опубликовал более тысячи статей и рецензий о творчестве польских, русских и западноевропейских композиторов и исполнителей, а также записывал образцы польского фольклора.
С казахской традиционной музыкой А. В. Затаевич впервые познакомился в 1920 году в городе Оренбурге, где он оказался с семьей по службе. А начиналось все так: в начале 1919 года Комиссия Семиреченского областного отдела по национальным делам приняла специальное постановление о созыве в январе 1920 года в городе Верном (ныне Алматы) съезда акынов для записи их творчества. Запись производилась специалистами-музыковедами, приглашенными из центра. Вначале у Затаевича был обычный интерес музыканта к новому. Но затем мелодическое богатство песен и их неизвестность среди музыкантов подтолкнули его к решению серьезно заняться собиранием и изучением казахского фольклора.
Это было время, когда страна переживала трудный период. Не успела завершиться первая мировая война, как развернулась гражданская. В стране царили голод, разруха, эпидемии. В такой обстановке Затаевич начинает бесценную работу, с большим интересом и вниманием собирает, записывает и систематизирует казахскую народную музыку, песни и кюи. Оренбург в 1920-е годы был столицей Казахской республики. Сюда приезжали люди со всего Казахстана. Затаевич узнавал и записывал от них любые сведения о народной музыке. Обладая исключительным человеческим обаянием, тактом и тонким умением находить общий язык с людьми разных возрастов и профессий, он за короткий срок записал около 1500 песен и кюев, которые вскоре вошли в его первый сборник «1000 песен казахского народа».
Этот труд был высоко оценен музыкальной общественностью. Окрыленный высокой оценкой своей работы, Затаевич с еще большим энтузиазмом взялся за собирание произведений народного творчества. Он решил расширить границы поиска. Преодолевая огромные расстояния, без минимальных удобств для отдыха и ночлега, он в течение трех лет объехал почти весь Казахстан. Результаты оказались очень плодотворными. Затаевичзнакомился с музыкальными традициями казахского народа, встречался и близко дружил со многими замечательными деятелями народного творчества, собрал еще несколько сот новых произведений. В итоге появился второй сборник «500 казахских песен и кюев».
Труды А. В. Затаевичапредставляют собой огромную ценность, так как в них были собраны не только музыкальные произведения, но и сведения об укладе жизни народа, о традициях, характере, быте казахов. В них впервые были зафиксированы сведения о жизни и творчестве таких видных народных композиторов, как АбайКунанбаев, КурмангазыСагырбаев, БиржанКожагулов, Жаяу МусаБайжанов, Таттимбет, Балуан Шолак, Дина Нурпеисова и других. Александр Викторович оставил живые литературные портреты многих из них.
Деятельность А. В. Затаевича как этнолога несет на себе печать своего времени, соответствует уровню развития науки. Он не мог пользоваться звукозаписывающей аппаратурой, не всегда успевал фиксировать многие элементы исполнения инструментальной пьесы и вокального текста, в котором присутствовала определенная доля субъективности. Нотную запись Затаевичдополнял восторженной характеристикой исполнителя, а комментарий к произведениям – ярким литературным стилем.
Многие профессиональные казахские музыканты использовали собранные Затаевичем сведения. Например, в книге Ахмета Жубанова «Струны столетий» есть легенда, записанная Затаевичем о происхождении кюя «Былқылдақ», который Таттимбет, чтобы победить свою соперницу домбристку, сыграл большим пальцем правой ноги.
В 1936 году А. В. Затаевич подготовил к изданию сборник «400 казахских песен и кюев», который, к сожалению, не был завершен, так как он неожиданно скончался.
Александр Викторович Затаевич является одним из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки, автором сборников «Казахские песни в форме миниатюр для фортепиано» (1925—1928), «Песни казахстанских татар» (1932), «Песни Казахстана» (1932), «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (1934), «Песни разных народов» (издана в 1971), «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (издана в 1971).
Велико влияние творчества Затаевича на формирование таланта многих мастеров казахского искусства и культуры, среди которых: И. Байзаков, Е. Умурзаков, К. Жандарбеков, К. Куанышпаев, К. БайжановТ. Айтпаев, Майра. Именно по его рекомендации в 1925 году в Париж на этнографический концерт народов мира был послан талантливый казахский исполнитель АмреКашаубаев, исполнивший народные песни «Ағашаяқ» («Деревянная нога»), «Канапия», «Жалғызарша» («Одинокий можжевельник»), «Үшдос» («Три друга») и другие. Он прославил искусство Казахстана и был удостоен второго приза и серебряной медали.
Коллекции, собранной А. В. Затаевичем, до сих пор нет равных. К ней обращались и обращаются многие композиторы. Е. Г. Брусиловский, народный артист Казахстана, автор девяти первых казахских опер, черпал материал из этого замечательного собрания. К нему нередко обращался известный всему миру композитор Сергей Прокофьев.
В память о жизни и деятельности А. В. Затаевича в Алматы установлена мемориальная доска, его именем названа одна из улиц города.
А. В. Затаевич похоронен в г. Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом со многими выдающимися деятелями культуры. Его могилу украшает памятник из белого мрамора с бюстом, на цоколе видна фигура музыканта, играющего на домбре — самом популярном инструменте кочевников. А как завещание остались его слова: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю, и Вам возвращаю я этот труд, сработанный совместно с Вами в годину голода, холода и эпидемий. Вы знаете, что <…>не я собираю Ваши прекрасные народные песни, а Вы сами при моем посредстве накопляете их, дабы уберечь это национальное свое достояние от забвения и искажений. <…>Храните же, изучайте и приумножайте Ваши национальные духовные богатства, развивайте и украшайте их достижениями высшей общечеловеческой культуры…».