Так писатель Юрий Домбровский назвал в своем романе «Хранитель древностей» Андрея Павловича Зенкова. И еще написал: «… представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. Есть, есть в его зданиях что-то действительно нарядное, по-настоящему ликующее и веселое». Для Зенкова город Алма-Ата, в который он щедро вложил знания, талант, душу, стал родным.
Андрей Павлович Зенков родился 19 ноября 1863 года. Закончил Сибирский кадетский корпус и знаменитую Николаевскую военно-инженерную Академию. Курс, который он проходил в Академии, был насыщенным. В числе других слушателей изучал фортификацию, историю осад, военное и строительное искусство, архитектуру, высшую математику, начертательную геометрию, химию. А в летнее время выезжал в окрестности Петербурга на практику. В то время наибольшее распространение в архитектуре получил так называемый ропетовский стиль (по имени архитектора Н. И. Ропета (Петрова). Идея была в том, что при строительстве зданий некоторые приемы деревянного зодчества использовались декоративно, без учета их места в постройке. Зенков настолько проникся этим стилем, что в будущем повсеместно использовал его при строительстве города Верного. Именно ропетовский, псевдорусский стиль оказал влияние на архитектуру старой Алма-Аты.
Однако прежде чем оказаться в Верном, Зенковзанимался гражданским строительством Семипалатинска и Усть-Каменогорскав Омском военном округе. С 1900 года в Семиречье он исполнял обязанности областного инженера и начальника строительного отделения.
А город Верный, казалось, уже ждал своего «знатнейшего строителя». В 1903 году в Санкт-Петербурге Святейший Синод утвердил проект здания Кафедрального собора (архитектор К. А. Борисоглебский), скорректированный инженером А. П. Зенковым, и новую смету. Возведение Собора началось в 1904 году. Ответственным за проведение работ назначили Андрея Павловича Зенкова, исполнявшего в то время обязанности областного инженера.
Здание Собора до сих пор считается уникальным. При его строительстве многое осуществлялось впервые. Так, например, были применены железобетонные конструкции и антисептики для обработки древесины. Но самым важным моментом явилось то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (41, 4 м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости. Биограф А. П. Зенкова В. Бирюков писал, что ему удалось выдвинуть «новую идею конструктивного решения сейсмостойких зданий, идею жестко-упругой „корзинки“, с сильно пониженным центром тяжести, с кольцевой подземной галереей, предохраняющей здание при землетрясении от действия верхних, наиболее активных слоев земли». Деревянные брусчатые стеныпо углам в простенках скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Гипсовая лепнина потолков из соображений безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папьемаше. Все коррективы требовали не только больших знаний и строительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума, дерзости. А этого Зенкову было не занимать.
Строительство Собора, посвященного «Вознесению Господа нашего Иисуса Христа», как пожелали назвать его горожане, завершилось в августе 1907 года. А через четыре года, в 1911 году, Собору пришлось выдержать серьезное испытание — сильнейшее землетрясение. Строителям было чем гордиться: здание уцелело — лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом», — писал впоследствии А. П. Зенков.
Последовавшие за мирными 1910-ми годами социальные потрясения в жизни Зенкова-строителя ничего не изменили. Построенный в начале прошлого столетия, Собор прославил имя Андрея Зенкова, ему стали предлагать большие и интересные заказы. Так, в 1913 году он получил крупный заказ на строительство 41 выставочного павильона сельскохозяйственной и промышленной выставки в связи с 300-летием дома Романовых. Весь комплекс представлял собой довольно жизнерадостную архитектурную композицию. При непосредственном участии А. П. Зенковабыли построены Верненская женская гимназия ныне художественно-графический факультет КазАГУ, зданиедля магазина купца Габдулвалиева (дом тканей «Кызыл Тан»), Дом офицерского собрания (Музей народных музыкальных инструментов им. Ыкыласа) и другие здания, являющиеся памятниками деревянного зодчества и истории, охраняющиеся государством.
В 1920-е годыА. П. Зенков занимается восстановлением разрушенного гражданской войной городского хозяйства — переоборудованием жилого фонда под хлебопекарни, противоэпидемические пункты, госпитали, детские учреждения. В 1925 году Зенков был назначен на пост начальника управления строительного контроля при Совнаркоме КазССР. Активно занимался строительством Алма-Аты в первые довоенные пятилетки. С марта 1927 года Зенков работает начальником Управления строительного контроля города Алма-Аты. В этом качестве он принимал участие в создании первого плана жилищного и гражданского строительства города, разрабатывавшегося в связи с переносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату.
В одном из последних интервью, данном корреспонденту «Краеведа Казахстана», А. П. Зенков сказал: «Чудесное превращение Алма-Аты в столицу КазССР особенно заметно мне, старожилу Алма-Аты. Там, где я видел раньше кладбище и выгон, теперь раскинут роскошный парк Федерации, утопающий в зелени. Там, где была западная часть города, называемая Кучугуром, с жалкими домиками, теперь возводятся грандиозные здания. Заброшенный Казенный сад на правом берегу Алма-Атинки превращается в парк культуры и отдыха… Сотни автомобилей несутся по нашим улицам, над головой реют аэропланы. И вся эта перемена произошла за 15 лет социалистического строительства Казахстана».
В ноябре 1936 года Андрею Павловичу Зенкову исполнилось бы 73 года. Но в июне его не стало. На его скромной могильной плите, поставленной только в наши дни, следовало бы выбить слова, сказанные им: «С глубокой верой за успехи будущего я не боюсь за наш город, за нашу Семереченскую и в то же время сейсмическую область. Я верю в его будущее. Я верю, что недалеко то время, когда наш город украсится солидными в несколько этажей каменными, бетонными и другими долговечными строениями». Предвидение одного из основоположников сейсмостойкого строительства вполне оправдалось сегодня.