В один из мартовских дней вдову широко известного в степи Кушика посетил один знатный бий. Приезд гостей поставил хозяев врасплох. В доме ничего не осталось от зимнего запаса копченого мяса. Всю трапезу составляли молоко с остатками курта (сушеного кислого молока) и иримшик (дожелта отваренный творог). Все были смущены. Только маленький Шорман, ему было около четырех лет, не растерялся. Как единственный мужчина в доме, он поставил перед гостем круглый стол, накрыл его чистой скатертью, и подал большую чашу горячего молока, сказав: «Последнее из сумы вытрясено, от стыда горит лицо. Перед Вами горячее молоко, пейте, пока не остыло оно». Сам сел напротив бия и начал разумно, по-деловому излагать экономическое положение аула. Познакомил с состоянием своего хозяйства и каждого двора аула в отдельности. «Зима в этом году, — говорил Шорман, — у нас была очень холодной, затяжной, с пронизывающими сильными ветрами и лютой. Это привело к большому падежу скота». Затем перечислил по видам количество павшего скота у себя и у соседей. Охарактеризовал прошлое и настоящее своего аула и Баянаульского округа в целом. По своему пониманию предсказал будущее края. На все заданные бием вопросы Шорман отвечал обстоятельно, ясно и четко.
Бий, внимательно и с интересом слушавший мальчика, был поражен рассудительностью и деловитостью маленького Шормана. Затем он обратился к его бабушке: «Ваш внук – феномен, и многообещающий. Просил бы Вас, если не насовсем, то хотя бы на время отдать его мне. Пусть поездит со мной, увидит свет, приобщится к пониманию жизни людей. Из него выйдет великая личность». Бабушка выразила согласие, но просила приехать через несколько лет, когда Шорман достигнет совершеннолетнего возраста. Бий, недолго думая, приехал через три года. Отказать было неудобно, не хотелось гонять старого человека взад и вперед по несколько раз. Так, Шорман в семилетнем возрасте покидает порог родного очага, уезжает с бием повидать белый свет со всеми его контрастами. Проходили дни, месяцы, годы. Шорман ездил с бием по аулам и селам решать споры, тяжбы и конфликты между разными родами, народами, людьми.
После четырехлетнего пребывания, Шорман начинает задумываться над предназначением бия перед избравшим его народом. И приходит к следующим выводам: бий должен быть честным и справедливым, его обязанность – избавить народ от бедственного положения, нищеты и бытовых нужд, искоренить преступные и невежественные повадки у людей. Он решает, что основным и главным условием для этого является труд. Только труд, производящий материальные блага, избавит народ от нищеты, бедственного положения, невежества, безделья и будет заслоном от всякого рода преступлений. Поэтому прямая обязанность бия – научить народ разумно и профессионально трудиться. Сам Шорман, с детства привыкший к напряженному труду, уважал трудовой народ.
В семье бия он не видел трудового воспитания детей – это его глубоко огорчало и разочаровывало. К тому же, у бия не было душевного понимания людей, попавших в беду, просивших у него защиты и помощи. Многие споры и тяжбы он решал, переходя на сторону сильных, родственников и знакомых, хотя они были неправы. Постепенно по мере взросления Шорман начинает терять уважение к своему кумиру. К этому времени ему исполнилось одиннадцать лет.
В один из летних дней на высоком пригорке собралось много народа для разбора одного сложного дела, связанного со злоупотреблением властью. На этом процессе бий выступил в защиту своих родичей, которые совершили преступление и заслуживали наказания. Шорман встал и попросил слова. Он последовательно, логично изложил суть преступления и причины, позволившие его совершить. Собравшийся народ встретил справедливую защиту Шормана с восторгом и одобрением. Это не понравилось бию, задело его самолюбие. И Шорман не возвратился в его дом, а сев на коня, поскакал к себе на родину. По дороге домой он остановился у своего дяди, который пообещал ему построить дом и выделить немного скота. Но Шорман был человеком достоинства и привык всего добиваться сам. Он посватался к дочери дядиного соседа и, несмотря на то, что был нищим, получил согласие ее отца, который правильно рассудил, что с таким одаренным человеком дочь будет счастлива и всегда обеспечена, а внуки талантливы. Устроили пышную свадьбу, богато провели все церемонии по мусульманскому обычаю. Получив благословение родителей и родных невесты, Шорман увез ее к себе в Баян-Аул. Там молодые приступили к строительству деревянного дома по последнему образцу и со всеми необходимыми постройками. По их примеру начали строить себе дома все соседи. Шорман, как мог, помогал всем в строительстве. Одним давал дельные советы или сам участвовал в строительстве, другим помогал материально.
Шорман с женой летом и осенью занимались сенокошением и стогованием, чтобы сохранить сено в свежем виде на зиму. Бабушка и мать делали белые кошмы для покрытия юрт, паласы из верблюжьей шерсти и ткали полотно на одежду. Так они зажили зажиточной жизнью. Своим трудом Шорман старался дать пример другим и привить любовь к организованному труду. Он говорил жителям Баян-Аула: «Не надейтесь на милость природы, занимайтесь сенокошением и сохранением сена до конца зимы, тогда не будет падежа скота, и вы не будете бедствовать». Благодаря его стараниям в Баянаульском округе при джуте было меньше падежа скота, чем в других районах Северного Казахстана. И народ стал жить более благополучно.
К этому времени бий Баянаульского округа стал стар и просил замены. На его место начали подбирать кандидатуру. Многие хотели бы занять это место. Но старый Шон бий хорошо знал достоинства и недостатки людей своего округа. Он собрал весь народ округа и публично объявил: «Кандидатом на мое место достоин быть только Шорман. Хоть он млад, но разумен, трудолюбив, талантлив, смел, справедлив, добр и внимателен к нуждам народа, ведет большую общественно-политическую работу. Ко всему изложенному, у него есть все данные для бия: проницательный ум, тонкая чуткость, обладает богатым даром речи, чистоплотен как душевно, так и в быту». Кандидатуру Шормана поддержали, ведь многие пользовались его помощью и защитой. Так в 13 лет Шорман стал бием Баянаульского округа.
Будучи бием, Шорман много ездил по аулам и селам. В поездках он изучал не только быт, экономику и культуру, но и склонность людей к добру и злу. Так же выяснял нравы не только живущих людей, но и нравственные склонности их предков в прошлом, и родословное древо каждого рода. Эти сведения ему нужны были для решения затянувшихся старых родовых тяжб.
Его понимание людей, их нужд и потребностей давали возможность решать просьбы, споры и конфликты и справедливо устраивать жизнь. Он проводил судебные процессы при сборе всех людей округа, открыто и гласно, советуясь со старшими. Никогда Шорман не переходил на сторону сильных высших чинов, родственников и знакомых. Благодаря логическому мышлению он доказывал преступнику, как и почему он совершил преступление, взглянув на человека, определял к какому виду преступления он больше склонен.
Как бий, судья Шорман старался искоренить у подопечного народа преступные повадки: ложь и лицемерие, подхалимство и зависть, воровство, взяточничество, сквернословие и другие неблаговидные поступки. Изучив корни возникновения преступлений, Шорман пришел к выводу – причиной их являются зависть, безделье, стремление жить за счет труда других и ведение легкого образа жизни. В своем округе Шорман би постоянно вел борьбу с невежеством, занимался повышением культурного уровня и грамотности народа. Он строил общеобразовательные школы, для преподавания привлекал знатоков из тюркоязычного и русскоязычного населения, знатоков арабского и фарси. Он обязывает каждого человека от мало до велика изучать язык и грамоту. Грамотность, считает Шорман би, избавит человека от невежества и дурных пороков. Дома и школы, построенные Шормановыми, просуществовали вплоть до 1928 года, когда были варварски уничтожены во время конфискации.
Справедливое решение всех споров, тяжб и конфликтов вызывало к Шорману би всеобщее уважение и любовь. Слава о нем, как о самом справедливом бие, распространялась по всему Казахстану. У некоторых это вызывало зависть и злобу. Против Шормана устраивались провокации и шантаж, распространялись порочащие его слухи и домыслы, устраивались покушения. Несмотря на наносимый злыми людьми материальный и моральный ущерб, Шорман умел их прощать и наставлять на путь истинный. Проникновение в суть человека у него было феноменальным. Раз взглянув в глаза любому, мог безошибочно определить его прошлую и настоящую жизнь, даже предсказать будущее. Это природное дарование унаследовал от него внук по материнской линии Чокан Валиханов.
Шорман би по своему нраву был добрым, веселым человеком, отличался находчивостью, острословием и обладал замысловатым юмором. На неожиданно поставленные вопросы с целью его испытать или обидеть, он моментально давал ответ, повернув свое острое слово против того, кто хотел задеть его самолюбие. Как говорят в народе, за словом в карман не лез. Его ответ бросал противника в краску и ставил в неловкое положение перед публикой.
Добрые семена, посеянные Шорманом на Баянаульской земле, дали хорошие всходы. Его самоотверженный труд и большая активная общественно-политическая деятельность не остались безрезультатными. Народ тянулся к грамоте и знаниям. Из Баянаульского региона вышли крупные ученые, выдающиеся мастера слова, знаменитые артисты, певцы, музыканты и многие талантливые люди. Все они своей одухотворенностью, стремлением к прекрасному и талантам обязаны Шорману и его потомкам. Его помнит и чтит народ, ему посвящена бытующая среди казахов легенда о Бала бие. Мавзолей Шормана расположен в Ерментауском районе Акмолинской области.