Поэма «Ергенекон» и потомки волчицы

Поэма «Ергеникон» (Ергенекун, Эркене кун, Еркіне кон, Еркінді кун – День Освобождения) — один из ярчайших памятников эпохи Небесных тюрок. Само слово «Ергенекон» как географическое понятие стало использоваться в XIII веке во времена правления Чингис-хана. В переводе с монгольского языка «ергенек» означает вертикальный, отвесный, прямой. А «кон» — утес, скала. Получается – «отвесная скала», «неприступная гора».

Известно несколько вариантов этой поэмы. В самой распространенной легенде тюрки называют себя потомками «Голубого волка» («Сыновьями Ашины»).

До общения с тюрками народы, жившие в Восточной Сибири и на Алтае, не умели пользоваться железом. А тюрки плавили железо и другие металлы с древнейших времен. Об этом и сказано в древнем тексте поэмы «Ергенекон». Первоначальный стихотворный вариант поэмы до наших дней не дошел. Осталось лишь прозаическое изложение.

Небесные тюрки жили независимо и беззаботно, и поплатились за свою беспечность. Внезапно на них напал враг, который уничтожил почти всех, не считаясь со стариками, женщинами и детьми. Уцелел только десятилетний мальчик из родовитой семьи, которого враги в насмешку искалечили, отрубив ему руки и ноги. Тело раненого мальчика они бросили в болото, думая, что он не выживет. Но небесный бог Тенгри сжалился над ним и послал к нему волчицу. Волчица недавно ощенилась, но охотники отобрали у нее волчат. Она зализала раны беспомощного ребенка и выкормила его своим молоком. Когда мальчик вырос, он женился на волчице.

Прошло несколько лет. Враги как-то узнали о том, что мальчик остался жив. Они вернулись и убили его, стремясь уничтожить род тюрков до последнего человека. Но Тенгри и здесь вмешивается. У волчицы появляются крылья, она хватает юношу и возносится с ним на вершину высокой горы. Среди этих гор волчица находит узкое ущелье, за которым оказывается благодатная, защищенная со всех сторон долина с множеством ручейков и речек, покрытая густым лесом, богатым дичью. Здесь волчица хоронит юношу, здесь у нее появляются на свет десять сыновей. Когда сыновья волчицы подросли, они взяли в жены девушек из соседних племен. Настало время и племя, произошедшее от волчицы, значительно увеличилось. Один из ее сыновей по имени Ашина (Ачина, Асена) стал его предводителем.

Прошли десятилетия, и многочисленный род Ашины расположился на южной стороне Алтайских гор, стал заниматься производством железа и других металлов. Одна из вершин Алтайских гор издалека была очень похожа на шлем, по-древнетюркски «турик» («тірік»), и поэтому племена, жившие там под началом Ашины, стали носить имя «тюрк».

Небесные тюрки подчинили себе все роды и племена, жившие в окрестностях. Сравниться с ними по силе и мощи не мог никто. Даже объединившись, враги не смогли уничтожить их. Видя, что в открытом бою с тюрками не справиться, они решили извести их хитростью. Тщательно подготовив свои войска, враги неожиданно нападают на тюрков, убивая копьями и саблями и стариков, и малых детей. Оставшихся в живых захватывают в плен. В этой войне погибают предводители тюрков Ель-хан (Бумын-каган) и его сыновья.

Кажется, что эпоха небесных тюрков на этом завершилась. Но единственный человек, уцелевший из потомков Ель-хана, по имени Кайы вместе со своим племянником Тогузом решили бежать из плена. Однажды ночью, взяв с собой жен, они совершают побег. Передвигаясь по ночам, скрываясь в лесной чаще от преследователей, они стремятся достичь родной земли, где раньше жили их предки – небесные тюрки. Но дойти до земли предков им так и не удалось.

Однажды они попали в местность, похожую на райский сад, по всему было видно, что нога человека здесь еще не ступала. Всего здесь было в изобилии: высокие травы, пригодные для пастбищ, вода чистая и сладкая, как мед, благоухающие плодовые деревья и кустарники, великое множество зверей и птиц. И назвали они ее Ергенекон. Здесь они поселились и стали жить, поклоняясь Тенгри (Небо). Проходят годы. От Кайы и Тогуза нарождаются дети и внуки. Наступает время, когда на земле Ергенекон становится тесно для их потомков. И тогда внуки, и правнуки Кайы вспоминают о том, что кроме Ергенекона есть отчизна, земля отцов и дедов, Атамекен, и они решают найти эту землю. Но дорога, которая вывела бы их из окружающих долину Ергенекон горных вершин, неизвестна.

Был в народе один мудрый кузнец, выплавлявший железо. Он сказал: «В этой горе есть место, откуда можно добывать железную руду. Если мы расплавим ее, нам откроется выход». И тогда потомки Кайы собирают целую гору деревьев, складывают огромный костер и поджигают его. Чтобы раздувать огонь, они делают меха из шкур семидесяти волов. С помощью Тенгри руда плавится, открывается проход. Так они выходят наружу и достигают прежней родины небесных тюрков – Атамекен.

Внук хана Кайы по имени Бортежи посылает во все четыре стороны света гонцов, которые извещают о том, что тюрки вернулись на свою прежнюю родину. Сбылось предсказание: им подчинились народы, живущие вокруг. Тюрки достигли прежнего могущества и богатства.

Те дни, когда небесные тюрки пробили гору и вернулись на землю предков, стали праздничными. Каганы в дни праздника Ергенекона разогревают на огне железо, кладут его на наковальню и первыми наносят несколько ударов. Затем по железу бьют именитые и богатые тюрки. Начинается торжество, во время которого тюрки вспоминают былые дни, когда они жили в райской земле и как пришли оттуда.

Так рассказывает монгольская версия поэмы «Ергенекон», дошедшая до наших дней в изложении ученого-энциклопедиста Рашид ад-Дина (1247–1318).

________________________________________

* По книге О. Жанайдарова «Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2008

Поэма «Ергенекон» и потомки волчицы