Взгляд со стороны. Свидетельства иноземцев*

На историю раннего средневековья в казахских степях проливают свет труды арабских историков. Так Ахмад Ибн ал-Асир Фадлан (1160–1234) был послом у волжских булгар. Главной целью посла было заключить военный союз между арабским халифом и булгарским царем против Хазарского государства. Наряду с этим стояла задача укрепить и глубже распространить принятую булгарами исламскую веру. По возвращении с посольской миссии Ахмад Ибн Фадлан представил полные сведения о маршруте следования, перенесенных в пути трудностях, об увиденном и оказанном приеме в стране булгаров.

Представляет интерес отрывок из его путевых наблюдений: "Через пятнадцать дней пути мы вышли к большой горе с множеством камней и ключей на склонах, а в расщелине внизу струился родник. Перейдя гору, мы встретились с тюркскими кочевыми племенами, называвшими себя «гузы».

Я видел, что в душе они тянутся к проходящим мусульманам. И хотя внешне они не показывали своей веры, я слышал от них: «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммед пророк его». Если кто-нибудь из них попадает в отчаянное положение, то, обращая лицо к небу, восклицает: «Бир танир», что на турецком означает «Верю одному богу».

Большой интерес представляют записи арабского путешественника Ибн Баттута (1304–1377): «Особенность этих земель в том, что степные травы здесь заменяют скоту ячмень, ни в каких других краях нет таких возможностей для разведения скота. Поэтому у местного народа – кыпчаков – очень много скота и к тому же нет ни постоянных пастухов, ни охранников. Здесь очень строго наказывают похитителей скота. Если у кого-нибудь найдут похищенную лошадь, тот должен будет вернуть ее хозяину в придачу с десятью лошадьми. Если не вернет, то возьмут этих животных у его детей. А если у него нет детей для откупа, то зарежут его как овцу. Тюрки не едят хлеба, густых сливок. Они готовят пищу из местной разновидности проса по названию дуки. Вскипятив на огне воду, добавляют в котел несколько горстей дуки, а если есть и мясо, разрезав на мелкие кусочки. После того, как сварится, разливают каждому по чашкам и добавляют сверху кислое молоко. В конце запивают еду кумысом, напитком, изготовленным из кобыльего молока. Здоровье у них крепкое, сильный народ. Иногда они приготавливают блюдо под названием бурхани. Замешивают тесто, разделяют на мелкие комочки с дырочками посредине, варят их в казане и едят, заливая сверху кислым молоком».

Более обширные сведения о кочевниках Великой степи оставили европейские исследователи.

И оганн (Ханс) Шильтбергер (1380/81-ок. 1440) заметил такую особенность кочевников: «они не едят хлеб и не пьют вино, вместо этого они пьют кобылье и верблюжье молоко и едят их мясо. Их правители и знатные люди зимой и летом кочуют по бескрайней степи от одного пастбища к другому вместе со своим богатством, семьями, скотом и людьми. Они провозглашают своего короля (хана) трижды подняв его на белом войлоке. Затем проносят его вокруг войлочной юрты, усаживают в кресло, вручают ему в руки золотую саблю, после чего по своим обычаям и традициям приносят клятву. По традиции степного народа при приеме пищи и напитков садятся прямо на землю. Они терпеливы и привычны к трудностям кочевой жизни».

А побывавший в казахских степях Генрих Юлий Клапорт (1783–1835) удивился особенностям казахского языка. «Этот народ ведет кочевой образ жизни на необъятных просторах степи, разбивает свои жилища в местах с пресной водой и богатыми пастбищами для скота… Летом и осенью 1806 года во время путешествия от верховий реки Иртыш до полноводного озера Зайсан я ежедневно встречал казахов. То, что я немного знал турецкий язык, помогло мне разговаривать с казахами Среднего жуза. Здесь пришлось разговаривать на чистом тюркском языке без примеси арабских и персидских слов, характерных для речи Османских турок.

Позднее, когда встретился с казахами из других двух жузов, то убедился, что они не имеют диалектов и разговаривают на одном языке».

Петр Симон Па ллас (1741–1811) в своем труде отметил одну важную особенность кочевого народа: «Казахи не очень любят проливать кровь, считают, что лучше взять в плен, чем убивать кого-то. И доброжелательны к честно исполняющим работу рабам…».

Органичное единство казахского народа подметил в своем труде «Казахи» Арминий Герман Вамбери (1832–1913): «…Несмотря на то, что они делятся по родам и предкам, по образу жизни, обычаям и традициям представляют единый народ. И хотя они живут на Арале, Балхаше или в окрестностях Алтая нет разницы в разговорном языке. Одинаковые сказки, песни, названия главных блюд, национальные игры встречаются повсеместно, характерна их страсть к путешествиям, и что особенно удивительно, военные призывы быстро собирают и объединяют даже самые дальние племена».

Характерные особенности казахов отмечал в своих трудах известный русский ученый Э. С. Вульфсон: «В их традициях нет такого, чтобы одних угощали вкусными блюдами, а другим не доставалось еды, – пишет он в одном из своих трудов. – Во время праздников богатые баи угощают бедных. Неплохо бы и нам перенять эту традицию. Отдохнув после приема пищи, они все выходят из юрты наружу. Девушки и джигиты одеваются в красивые наряды и начинаются конные скачки. Подобно пущенной стреле вначале мчатся в степь девушки с кнутами в руках, за ними вслед стремительно бросаются вскачь джигиты, каждый за выбранной им девушкой…

У казахов есть и другие удивительные для нас игры. Например, кучеры бедных и богатых состязаются в беге: главный приз – три овцы, второй – две овцы, третий – одна овца. Эти шесть овец привязываются к вкопанному в землю колу, а в ста саженях от них становятся участники. Каждый из них влезает в мешок, который завязывается на шее, торчит одна голова… По сигналу они устремляются вперед. Вот где смех и веселье! Они не могут бежать, падают друг за другом, поднимаются, вновь пытаются бежать, и опять оказываются на земле. Зрители „умирают“ от смеха, бедные участники состязания выбиваются из сил, но перед глазами стоят привязанные овцы и они продолжают бороться за приз…

Вряд ли можно найти другой народ, который подобно казахам на протяжении всей жизни боготворит и ценит песни. Хотя казахи сами мастера сочинять песни, они высоко ценят талантливых исполнителе и импровизаторов…

В свободном общении и проведении совместных игр девушек и джигитов казахи отличаются от других мусульманских народов: женщины не закрывают лиц, от мужчин не прячутся и не скрываются от чужих глаз, как это делают всю жизнь татарские женщины. Как заметили мы ранее, казахские женщины участвуют вместе с мужчинами в скачках, песенных состязаниях и других развлечениях, не стесняются и не скрываются от посторонних глаз».

О народе, населяющем край между Аралом и Каспием, оставил ценные записи Жак Элизе Реклю (1830–1905): «Огромные просторы, равные всей европейской части России, от Волги до Тары, от Амударьи до Иртыша занимает двухмиллионный казахский народ (по Левшину 2.400.000, Красковский утверждает 3.000.000). Среди племен кочевников Азии самый развитый и многочисленный народ. Но и безмерно широко его этническое распространение: казахи сравнивают себя с морским песком, не теряющим своего вида под натиском ветров, а представителей этого народа можно встретить даже на границах Тибета и Индии.

Если не брать во внимание незначительные особенности в отдельных племенах, казахский язык везде одинаков. Замечается только небольшое влияние арабских и персидских слов пришедших в народ с мусульманской религией и незначительное влияние монгольского языка, в целом его можно отнести к самому чистому тюркскому народу…

Все еще продолжаются горячие споры этнологов о происхождении казахского народа, некоторые даже относят казахов к благородной породе скифов, подобно древним, жившим на побережье Понта Эвксинский. У казахов нет такого воинственного темперамента, как у их южных соседей туркменов. Однако они длительное время оказывали сопротивление вторжениям славян. Хотя они и вошли в подчинение русских, осознав потерю своей независимости, тотчас начали войну, которая продлилась более двухсот лет.

Хотя казахи считают себя мусульманами суннитского толка, далеки от фанатизма, даже можно отнести их к шаманизму. Многие казахи привозят молодых девушек как военную добычу. Привозить невест из других племен и народов у них древняя традиция, в большинстве они стремятся брать в жены калмыкских девушек. Казахи относятся к экзогамистам и как их соседи монголы и тюркские племена по традиции не берут жен из ближайших родственников».

Особое место в описании казахов принадлежит Адольфу Янушкевичу (1803–1857), который в 1832–1849 годах находясь в ссылке в Тоболе, Есиле и Омске написал труды: воспоминания о жизни казахов. В письме брату Януарию он с восхищение писал о музыкальном и поэтическом даре казахов: «Во время этого праздника я впервые слушал исполнителей песен. Это – казахские акыны. Сочинение ими на лету песен и характерное для всех казахов талантливое исполнение показывают полет мысли и являются одним из главных качеств и достоинств этого народа.

Начался айтыс. Тотчас установилась тишина. Акыны вступили в состязания друг с другом.

… Если первый смело нападает, то второй искусно защищается. Это одно из самых интересных представлений.

Погрузился в мысли. Ведь все это слышал своими ушами, в степи, среди народа, который мир считает диким и варварским! Несколько дней тому был свидетелем столкновения между двумя враждующими партиями и с удивлением рукоплескал ораторам, которые никогда и не слышали о Демосфене и Цицероне. А сегодня передо мной выступают поэты, не умеющие ни читать, ни писать, однако поражающие меня своими талантами, ибо песни их так много говорят моей душе и сердцу. И это дикие варвары? И это народ, которому вовек предназначено быть только никчемными пастухами, лишенными всякого иного будущего? О нет! Воистину! Народ, который одарен творцом такими способностями, не может остаться чуждым цивилизации; дух ее проникнет когда-нибудь в казахские степи, раздует здесь искорки света, и придет время, когда кочующий сегодня номад займет почетное место среди народов, которые нынче смотрят на него сверху вниз».

Подобные свидетельства говорят о том, что культура казахского народа уходит корнями в глубь веков и ее корни перемешаны с творчеством кочевавших в казахских степях древних кочевых племен.

________________________________________________

* По книге Ахетова А. «Святое притяжение Отчизны: романтический сказ о Казахстане». — А.: «Асыл сөз» баспасы, 2012.

Взгляд со стороны. Свидетельства иноземцев*