Ритуал выбора хана в Казахской Орде*

История народов мира показывает, почти у всех твердо соблюдается традиция унаследования власти от отцов сыновьями. Обычно после смерти шаха, халифа или царя его место на троне занимал старший из сыновей. Причем для восхождения на Олимп власти ни его ум, ни способности, ни возраст, ничто другое не могло служить препятствием.

В Казахской Орде сформировался совершенно иной вид наделения властью. По казахскому обычаю каждый новый хан достигал «белой кошмы» благодаря не своему происхождению, а силе своей натуры, как подлинный лидер масс, по велению большинства народа.

Эту особенность государственного устройства Казахской Орды русские дипломаты и ученые прошлого заметили сразу. Так, знаменитый Мамет-мурза Тевкелев, который неоднократно выполнял миссию посла России в Казахстане в 30–40-х годах XVIII века, писал: «У киргиз-кайсаков… ханом становятся не путем передачи власти по наследству, а только путем выборов». А вот что сообщал в официальном донесении на имя Коллегии иностранных дел России от 26 августа 1748 года Оренбургский генерал-губернатор и сенатор И. Неплюев, непосредственный проводник в жизнь колониальной политики царской России в Казахстане: «По установившейся традиции у киргиз-кайсаков представители древней ханско-султанской династии могут стать ханами не путем наследования, а только в результате выбора правящей аристократией и народом, а сила власти и авторитет хана зависят не от его собственно титула и звания, а от того, в какой степени он действует и мыслит в интересах своего народа». То есть избрание хана волею народа возлагало на него особую ответственность, способствовало тому, чтобы он объективно решал государственные дела, служило основой для того, чтобы он превыше всего ставил интересы народа. Такой вывод следует из фактов, приведенных М. Тевкелевым и И. Неплюевым.

В истории единой Казахской Орды от Керей-хана до Абылай-хана правили двадцать ханов. Все они были подняты на белой кошме путем открытого голосования, свободного волеизъявления народа. Самый последний хан Казахской Орды Кенесары тоже достиг верховной власти на основе сложившегося испокон веков обычая своего народа.

Корни казахской традиции провозглашения хана восходят к первым векам нашей эры – к эпохе древних гуннов. По достоверным источникам, дошедшим до наших дней с VI века, со времен древнего Тюркскоого каганата, четвертый правитель в истории каганата Мугань-хан узаконил обычай унаследования ханской власти младшим братом от старшего, затем сыном младшего брата от сына старшего брата.

Этот своеобразный образец преемственности власти являлся наиболее эффективным в вольной военно-феодальной среде, который обеспечивал единство народа, мир и согласие в обществе; исключал междоусобицу после смерти правителя среди оставшихся его детей или посторонних претендентов на трон. Самое главное – во все времена верховная власть всегда находилась в руках зрелого, умудренного жизненным и военным опытом, авторитетного человека.

Однако такая форма преемственности власти имела и свои недостатки. При смене правителя младшие из братьев, еще ждущие своего звездного часа, но имеющие больше авторитета и славы, чем законный наследник, нет-нет да проявляли недовольство, которое порой перерастало в открытую вражду. А это служило причиной ослабления великого государства и в конце концов к его раздроблению и окончательному распаду. Об этом, например, говорится в бесценном письменном памятнике Культегин (VIII в.), который, восхваляя великих каганов тюркского народа в прошлом, констатирует: «После него каганам стали и младшие братья, и сыновья, но младшие братья не могли сравниться со старшими, а сыновья с отцами».

Ключ к исправлению этого недостатка был найден в эпоху Золотой Орды, являвшейся наследницей Великого Тюркского каганата, а затем – историческим продолжением Западно-Тюркского каганата. В Золотой Орде твердо соблюдался закон о переходе трона от старшего брата к младшему в соответствии с древнетюркским обычаем, но не был принят обычай, предусматривающий обязательную передачу власти последующему младшему брату, который может быть младшим братом двоюродным или троюродным, это не важно. Здесь принципиально существенно то, что претендент из правящей династии должен занять престол только путем избрания. Ханом объявлялся тот, кто был признан своим умом, мужеством всем народом, завоевал в обществе огромный авторитет. Конечно, при избрании хана ведущую роль играли определенные политические силы и группы, крупные феодалы, иногда – полководцы-беки, добившиеся большой власти. Но как бы то ни было, исключалась возможность прихода к власти случайного человека, вне воли большинства правящей элиты улуса. Ханом объявлялся, как правило, наиболее авторитетный и влиятельный.

Этот обычай получил в Казахской Орде дальнейшее совершенствование. Укрепилась достаточно демократическая традиция открытого избрания хана, которая сформировалась в эпоху Золотой Орды. Первым ханом Казахской Орды был Керей, затем его троюродный младший брат Жанибек, после него – сын Керея Бурундук, после него – сын Жанибека Адик, после Адика – его младший брат Касым… и так далее.

В четырехвековой долгой истории Казахской Орды этот древний обычай нарушался лишь дважды. В 1644 году после Храброго Есим-хана власть перешла к его сыну Салкам Жангиру. В 1640-е годы во всей Казахской Орде не было личности, популярней Жангир-султана. Почему великий полководец, разгромивший объединенную Ойрат-Халху, должен быть отстранен от власти только из-за того, что его отец был ханом? Это же парадокс. Ведь, в конце концов, обычай формируется в интересах делах. Таким образом, Салкам Жангир добился верховной власти как подлинный лидер среди соплеменников. Ханский титул достался ему не просто по наследству, а в результате выборов.

Последний раз это случилось в 1781 году, когда после смерти Абылая ханом был провозглашен его сын Уали. Это несоответствие можно было бы объяснить не только тем, что процедура проводилась по традиции Российского государства, но и тем, что Уали по сути дела стал ханом только Среднего жуза – части огромного улуса, подвластного Абылаю. Но и на этот раз, согласно историческим документам, казахская традиция провозглашения хана, в общем-то, не нарушалась. Три претендента, избранные поочередно правящей верхушкой народа, по разным причинам отказались от ханского престола. Причем все трое пожелали, чтобы ханом Среднего жуза стал именно Уали. Двое из них непосредственно участвовали в церемонии провозглашения ханом Уали, а третий – прислал на церемонию своих сыновей. Наместник российского царя в Уфе и Симбирске И. Якоби в своем тайном послании в Коллегию иностранных дел от 31 декабря 1781 года сообщил, что провозглашение хана осуществлено по казахскому обычаю, на основе древних уложений волеизъявлением всей знати Орды, подтверждая таким образом, что Уали стал законным правителем.

Как же проходила в Казахской Орде церемония провозглашения хана?

Обычно претендентов на престол было несколько, и они должны были быть чингисидами. Потомки Чингисхана из древнего тюркского рода кият в Казахской Орде считались особо благородными, «белой костью». Их называли «торе». Потомки основателей Казахской Орды ханов Керея и Жанибека с течением времени превратились в целый род. Причем они стали общими всем трем казахским жузам. Для сохранения единства страны этот фактор явился весьма важным. В итоге избрание хана стало общим достижением, равным для всех улусов, вне родовых притязаний.

Провозглашение нового хана проходило в обстановке открытости и гласности. Сначала извещается население всего улуса, затем его представители съезжаются в условленное место, как правило, в Туркестан, под священные стены Азрет-Султана.

Быть очевидцем избрания хана, пусть даже заочно, но поучаствовать в определенной степени в этом, вправе в улусе все – и стар, и млад. Дети и женщины надевают праздничные наряды, а все мужчины зрелого возраста должны быть при полном наборе оружия. Любой человек имел совещательный голос. Люди выражали свою поддержку одним, недоверие — другим, стараясь таким образом влиять на то, чтобы избрание хана шло в нужном русле. То есть мнение народа, вооруженного люда в Казахской Орде в ответственные моменты превращалось в большую силу.

Но решающий голос был за знатью. Это были: султаны-правители, родовые бии, батыры-военачальники и другие лидеры, прославившиеся своим мужеством или умом. Обычно, эта элита предварительно советуется между собой, совещается и приходит к одному решению. Только после этого с согласия всего народа может быть начата процедура провозглашения хана.

Эта торжественная церемония обычно проводилась в пятницу, под ясным небом. Собравшийся народ располагается широким майданом с площадкой посередине, устланной дорогими коврами, разноцветными текеметами и сырмаками, шелковыми одеялами. Это место называется «торь» — самое почетное место. Его занимают представители высшей знати, которые непосредственно принимают участие в выборах. В самом центре стелется изготовленная именно для этого торжества тонкая белоснежная кошма, края которой подшиваются золотыми нитями.

После того, как устанавливается тишина, самый авторитетный и уважаемый аксакал извещает народу решение Великого совета улуса, называет имя будущего хана, который поддерживаемый двумя виднейшими представителями знати выходит на середину и восходит на белую кошму. На середине кошмы он останавливается, поворачивается лицом в сторону Мекки и садится поджав под себя ноги. Начинается вторая, предназначенная для всего народа, самая решающая часть церемонии.

По очереди выступают перед собравшимися бии-ораторы, военачальники-батыры, султаны. Все речи посвящаются выдающимся качествам будущего хана. Подчеркивается благородство его родословной, вспоминаются славные деяния его предков во имя нации; перечисляются личные качества самого будущего хана: восхваляются его мудрость, справедливость, храбрость, полководческий талант, известные народу героические дела. Речь заканчивается утверждением, что только такой хан может довести народ до счастливой жизни.

Обычно каждое выступление сопровождается выкриками, выражающими согласие или несогласие, высказывающими поддержку или обиды, добрые пожелания или огорчения. Для любого человека любого ранга, пришедшего на выборы, для выражения своего мнения ограничений нет. Ибо избрание хана – дело общенародное. Но, как правило, церемония проходит «по сценарию», продуманному и обсужденному заранее. Народ в основном выражает свои пожелания, свою поддержку будущему хану.

Затем религиозный глава улуса от имени аллаха и духов предков, всего народа читает соответствующую молитву. После этого к кошме, на которой сидит будущий правитель, подходят четыре заранее назначенных, также пользующихся в народе особым авторитетом и уважением, представителя знати, которые поднимают углы кошмы выше своих голов и вновь опускают на землю. Именно этот жест – кульминация процедуры провозглашения хана. Именно этим актом вручается человеку верховная власть в стране, поэтому понятие «поднять на белой кошме» означает «стал ханом».

С этого момента начинаются всеобщие поздравления в адрес нового правителя. На хана, на собравшихся разбрасывается шашу из золотых и серебряных монет. Знатные выборщики раздевают хана, оставив на нем только нательное белье, одежду выше пояса делят между собой четыре человека, поднимавшие углы белой кошмы, а остальная одежда разрывается на куски и в память об этом великом событии раздается остальным членам совета по выборам хана.

Тут же приносят специально сшитый ханский наряд: золотой колпак, парчовый халат, вышитые узорами брюки, позументом – сапоги. Уважаемые аксакалы одевают хана в эту одежду, навешивают на него все виды оружия и сажают на скакуна-красавца. Теперь хан Казахской Орды стал полноправным правителем страны и народа.

Два уважаемых аксакалов ведут под уздцы ханского коня в золотой шатер, поставленный специально по торжественному случаю; многие в это время держатся за стремена и идут рядом.

У казахов применительно к таким событиям говорят: «Отыз күн ойын, қырық күн тойын», что буквально означает «тридцать дней – игры, веселье, сорок дней — пир». По русским источником в более поздние времена торжества по случаю избрания хана длились семь дней.

В ханском пиру мяса бывает горой, а кумыс течет рекой. Акыны и жырау день и ночь поют песни, толгау, домбристы и кобызисты играют чудесные мелодии. Проводятся скачки, борьба, стрельба из лука, кыз-куу, кокпар и другие национальные игры. На великий той съезжались представители всех слоев населения со всех концов необъятного улуса. Именно здесь демонстрировались все традиции и обычаи, призванные возвысить дух нации, формировать у молодых поколений патриотизм, нравственность, готовность жертвовать собой во имя земли родной и народа своего.

Ханы Казахской Орды до последнего служили своему народу, не жалели на этом пути ни сил, ни даже жизни, они всегда преследовали главную цель – оправдать доверие народа и как можно лучше сделать его жизнь. Причина такого самоотверженного поведения только в одном: все казахские ханы оказывались на вершине власти только благодаря жесткому отбору в результате всеобщих выборов. «Хан располагает мудростью сорока человек», гласит народная поговорка. Избранный всеми хан не только глубоко сознавал груз возложенной на него громадной ответственности, но прекрасно понимал и то, что когда надо, обязан отчитываться перед своими подданными.

__________________________________________________

* По книге Магауина М. Азбука казахской истории: Документальное повествование. — Алматы: Қазақстан, 1997. — 234 с.

Ритуал выбора хана в Казахской Орде*