Аттила – потомок кочевых плавильщиков*

(полузабытая сага древних тюрков)

Величаво течет река Или.

Походная кузница гуннов у сакских курганов Бесшатыр.

Трое кочевников-плавильщиков работают у большой наковальни.

Вдоль берегов Или тянутся ряды тос-наковален, они защищены каменными оградами…

Старый гунн подает знаки, по которым молодой молотобоец ритмично бьет большим молотом-балга докрасна раскаленный меч-семсер, который с шымшуыр-клещами удерживает степняк немного постарше.

Старший представляет себя: "Я – Монжык, значит, Аю – медведь. С шымшуыр-клещами орудует старший сын – Билте, то есть свеча, а молотобоец-балгашы Конжык – мой кенже. Он встречает семнадцатую весну. Четыре зимы проводил в аманатах у короля румеев Гонория – в Гасперии.

Пробуя кончиком большого пальца острие семсера-алдаспана, Билте говорит: «Вместе с семсером брату присвоено новое имя – Оттылы, держателя огня Аспана-Тенгри».

«Этот крестик-свастику выковал я сам, прикреплю его к рукояти семсера-алдаспана…», — говорит молодой уста-кузнец.

Конжык прикрепляет крестик-свастику к рукояти меча.

По истечении двух десятилетий вместе с Оттылы этот крестик достигнет христианского Запада.

…Группы девушек (по десять четырежды), на плечах коромысла с кожаными ведрами-конек, несут воду из реки Или. Первые из них дошли до акыртасов, которые расположены около наковальни, и разливают воду…

Среди девушек особо выделяется красавица Корик. Она смотрит на Конжыка.

«Корик – нареченная нашего молотобойца, — говорит Билте, — скоро будет свадьба на всю степь»…

***

Между каменными щитами сакских курганов Бесшатыр расположились палатки-итарка скорняков. Они выделывают кожу, готовят ленты-кайсы для бичиков, камчи и конской сбруи.

Мастер-скорняк на специальной установке заканчивает плетение узьбе-камчи для Конжыка. Завершив работу, мастер пробует камчу на звук…

Камча издает звук, который сопровождается громом и молнией. Все люди, копошащиеся вокруг курганов, оглядываются в сторону стана скорняков. Мастер, довольный звуком специального бишик, передает его Конжыку – Оттылы.

***

Вся степь заполнена кочевыми обозами: табуны лошадей, отары овец, верблюды, ослы-мулы, быки, коровы и их молодняк.

Все движется с Востока на Запад.

Стар и млад на коне.

Начинается Великое переселение народов.

***

Вдалеке красуется белый хрустально-ледяной пик, Хан Тенгри.

Гунны двигаются, как лебединые облака.

Один из ни Оттылы – держатель очага огня – ведет гуннов-тюрков на Запад.

«Я – Оттылы, житель подножия Хан Тенгри, рос у его привольных лугов. Тенгри толкает меня вперед», — говорит молодой гунн и выезжает на авангард Великого кочевья. «Я – Оттылы, алдаспан – меч Аспана-Тенгри. Если к нам ходят со злым умыслом, мой меч-семсер сразит врага моего народа по велению Аспана-Тенгри. А так мы – мирные люди; табунщики-жылкышы; любим коней, скакунов-аргамаков; лелеем жен, детей. Обожаем свои просторные степи и высокие горы».

***

Лучи солнца блестят на острие легендарного семсера Оттылы, с миниатюрным оккультным крестиком-свастикой у рукояти, о котором впоследствии, спустя много веков, у народов Запада и Востока сложатся дастаны, будут сочинены саги и поэмы, напишутся литературные произведения и фундаментальные научные труды, дошедшие до наших дней…

***

Горы Шолак, что на берегу Или.

В одном из отвесных утесов этой горы головной акым – пещера гуннов.

Здесь хранится священный меч-семсер знаменитого бахадура Анырака. Этот символ – семсер выносится наружу только тогда, когда опасный враг нападает на мирный люд этого края. Вместе с мечом-семсером Анырака в главном акыме стоят священная наковальня и большой молот-балга. Они зорко охраняются из поколения в поколение.

***

Из большого Сакского кургана, что напоминает Пирамиды Египта, встает тень-рух Анырак-баба на фоне хрустально-ледяного пика Хан Тенгри.

К нему обращается Аттила-Оттылы, который на коне гарцует у подножия кургана, его ноги вдеты в золотые стремена: «Я – Аттила, посетил Хан Тенгри. Искал священный меч-семсер Справедливости». «Запомни, Аттила, семсер Справедливости найдется тогда, когда будет очень трудно потомкам. Помни это, Аттила! Тила! Ила! …», — так говорит Анырак-баба.

Перед взором Аттилы и Анырак-баба возникают величавый Хан Тенгри и семсер Справедливости – это видение мгновенно исчезает.

«Ты – Аттила, пока бери этот бич Тенгри и следи за переселением народов. Пусть Тенгри будет твоим спутником! Будь всегда милосердным и справедливым к людям. Только так достигнешь желаемого. В добрый путь! Жолын болсын! Ақ жол тілеймін!»

Аттила из рук Анырак-баба берет священный бишик и направляется к кочевьям, которые растянулись по всему горизонту от края до края.

За Аттилой начинается движение – нескончаемый людской поток: всадники, обозы, кибитки, запряженные рядами огузов…

…Начинается Великое переселение народов.

______________________________________________________

* По книге Сатаева А. «В лебедей не стреляют». — А.: Қайнар, 2011.

Аттила – потомок кочевых плавильщиков*