Открытия Марко Поло*

Много-много лет назад в одном из двориков генуэзской Мраморной тюрьмы состоялась встреча двух узников – пизанца Рустичиано и венецианца Марко Поло. Встреча, которая перевернула представление европейцев о восточных странах и осталась в мировой истории незабываемым событием.

Синьор Рустичиано из достославного города Пизы сидел в Мраморной тюрьме Генуи уже двенадцать лет. За это время он стал местной знаменитостью. Дело в том, что Рустичиано любил сочинять очень модные в то время рыцарские романы. Когда над лазурными водами Генуэзского залива опускался теплый вечер, степенные синьоры и синьориты из городских кварталов, свободные от караула стражники сходились в тюремном дворике и чинно рассаживались по мраморным скамейкам. Рустичиано выходил в центр дворика и вдохновенно начинал импровизировать… Слушатели безоговорочно верили каждому слову, хотя в россказнях пизанца не было и намека на правду.

Так продолжалось несколько лет. Но 7 сентября 1298 года Мраморная тюрьма пополнилась новыми обитателями. Это были венецианские матросы, взятые в плен в морском сражении у острова Курцала. Новички сперва и сами были внимательными слушателями прославившегося генуэзского романиста. Но однажды капитан галеры по имени Марко Поло вышел на середину дворика и сам стал рассказывать о приключениях в дальних странах, где ему довелось побывать. Он рассказывал о диковинных странах Востока, об удивительных, совсем не похожих на европейские, нравах людей и совсем непонятных чудесах.

Ну какой нормальный человек поверит, например, в то, что на Востоке золотые деньги меняют на бумажные, что книги там не пишут, а печатают на станках, и будто бы каждый день выходят вестники, где сообщаются городские новости, цены на рынках и курсы обмена денег разных стран. Марко рассказывал о черном камне, добываемом из-под земли, который горит лучше дерева, о медных бомбардах, с грохотом выбрасывающих из своих жерл каменные ядра с помощью воспламеняющегося заряда, о маленьком железном человечке, неизменно указывающем своей палочкой на юг и о других небывалых вещах.

Люди, не сомневавшиеся в абсолютной правдивости рыцарских рассказов Рустичиано, над рассказами Марко Поло откровенно потешались, принимая их за чистой воды выдумку. Его тут же прозвали Синьор Мильоне, то есть сочинитель миллиона небылиц – так в Италии и поныне называют неисправимых лгунов. Однако Марко Поло упорно продолжал свое.

И нашлись в Мраморной тюрьме бродяги, мотавшиеся по парусами и по Византийскому (Черному) морю, и по Шелковому (Каспийскому), видевшие голубизну Арала, глотавшие пыль караванных дорог и даже проникавшие через Джунгарские ворота во владения Поднебесной. Они подтвердила: Марко не лжец, Марко говорит правду.

Тогда Рустичиано, к счастью для потомков, решил бросить свое сочинительство и начал записывать рассказы Марко Поло. Так, благодаря счастливой случайности – встрече в Мраморной тюрьме двух необыкновенных узников, на свет появилась «Книга Марко Поло о разнообразии мира», записанная пизанцем Рустичиано в 1298 году от Рождества Христова".

«Книга Марко Поло» — пожалуй, единственное сочинение эпохи средневековья, имеющее одинаково высокую литературную и научно-познавательную ценность. Она переведена на все европейские и многие другие языки, вошла в «золотой фонд» мировой литературы. И вот уже семь веков читается и перечитывается с неослабевающим интересом как неисчерпаемый источник исторического знания.

Путешествие Марко началось в Аясе (Акке), северопалестинском порту, обжитом купцами из Венеции и Генуи. Отсюда к Евфрату отправлялись и купцы, и путешественники. И хотя путь был достаточно опасным из-за промышлявших на дорогах разбойников, Марко остался доволен здешними лесами, богатыми дичью.

Пройдя по плодородным провинциям Южной Персии, оставив позади высочайшие вершины Иранского нагорья, где Марко со спутниками спасался от холода под одеялами и шубами, путешественники через Ворота Джируфта вышли на «великий спуск», где «страна нездоровья», потому что стоит иссушающая жара, где «дурные дороги» и «бродят злые разбойники».

За «великим спуском» перед странниками открылась песчано-солончаковая пустыня Демте-Лут, оставившая безотрадное впечатление: «Семь дней едешь по скучной дороге, и вот так: три дня то совсем нет воды, или ее совсем мало, да и та, что попадается, горька и зелена, как трава на лугу; никто не может ее пить, до того она горька… Скотина и та пьет эту воду нехотя. Жилья нет… все пустошь да сушь. Зверей тут нет, нечего им тут есть».

Безрадостные пейзажи пустыни преследовали путников еще с десяток дней. Появившиеся затем долгожданные оазисы встречались редко и вновь сменялись пустынными картинами.

Балх, древняя Бактрия, оказалась еще неприветливее. Здесь «двенадцать дней едешь на северо-восток и восток, и нет тут жилья, потому что народ со страху от злых людей бежал в горные крепости», поэтому еду и питье все, кто отправляется в путь, вынуждены брать с собой на весь дальний переход.

Пустыни Афганистана и горы Бадахшана занесли землепроходцев на суровый Памир. За холодными и неприступными вершинами, где даже птиц не водится, их ждали пустыня Такла-Макан, безводная страна Гоби, которую и «в целый год, говорят, не пройти вдоль», и лишь затем – благодатные равнины Поднебесной, оживленные города и богатые рынки…

Купцы – народ расчетливый. Запасаться на весь путь водой, провизией, фуражом, брать теплые постели и зонты для защиты от солнца – слишком обременительно. Если прибавить к этому частые грабежи, то караванная торговля по южному проходу становилась все более накладной. Купцы стали присматривать другие пути. Так ось караванного хода сместилась к северу.

Произошло это не в одночасье и не во времена Марко Поло, а много раньше. «Книга» великого землепроходца лишь свидетельствует: в обустройстве очень выгодной транзитной торговли тюрки оказались куда расторопнее южных соседей.

Первое свое путешествие братья Никколо и Мафферо Поло совершили без тогда еще малолетнего Марко. Об их путешествии Марко рассказывает со слов отца и дяди.

В Судаке, главном в ту пору портовом городе Крыма, братья Поло держали торговый дом. Отсюда и пустились в путь, пока не достигли великого Болгара на Волге, где в то время находилась ставка хана Берке (на троне с 1257 по 1266 гг.). Венецианских купцов хан «принял с большим почетом», за драгоценности, предложенные купцами, приказал «заплатить вдвое», помог им хорошо заработать и предоставил кров на целый год.

Возобновив затем путешествие, братья переправились в 12 километрах ниже современного Саратова через Волгу и семнадцать дней шли степью. «Не было тут ни огородов, ни крепостей, одни татары со своими шатрами да стадами». Двигаясь на юго-восток по Заволжью, путники пересекли северный Прикаспий, через Устюрт прошли к Ургенчу и, поднявшись вверх по Амударье, ступили на землю Зеравшан у «великолепной Бухары».

Здесь они соединились с посольством Хулагу к Хубилаю и целый год шли на север и северо-восток, пройдя Самарканд, Отрар, Талас-Ассинский оазис и Шуйскую долину. На противоположный берег Или они взошли там, где всегда наводилась переправа – у нынешнего Капчагая. Далее дорога вела к озеру Алаколь и через Джунгарские ворота к оазисам Восточного Туркестана. Весь этот путь, отмечает Марко Поло, братья проделали «беспрепятственно и безопасно».

Степь уважала права караванов и пропускала их даже во время войн. Степь уважала права купцов. Они никогда не облагались непомерными таможенными пошлинами. Степь заботилась о путниках. Здесь действовала четко организованная дорожная служба, обеспечивавшая беспрепятственное движение караванов, каждый из которых проходил по отведенной ему распорядителем натоптанной колее, чтобы верблюды не повреждали на ступнях своих ног мозолистых наростов. А в караван-сараях путники находили пищу и отдых, животные — корм и водопой. Для дорожной охраны караванных товаров отряжались конные конвои.

Почти во все времена тюркский участок Великого Шелкового пути был не только самым оживленным, но и самым безопасным. Потому росли и процветали на нем торговые города. Д и сама природа словно позаботилась о странствующих: от Джунгарских ворот до причерноморских степей путь проходил по местам, где в достатке было и воды, и трав, и дичи. Это избавляло торговые караваны от многих тягот, которые довелось испытать Марко Поло в своем «южном» путешествии.

Великий Шелковый путь, действовавший полторы тысячи лет как самая оживленная транзитная магистраль между Востоком и Западом, — великое достижение торговой цивилизации тюркского этноса, которое по праву можно считать восьмым чудом света.

____________________________________________________

* По книге Р. Насырова «По древним торговым путям. Документальная повесть», Алматы: Балауса, 1998.

Открытия Марко Поло*