Символика пищи в военной обрядности кочевников

Символика пищи в военной обрядности кочевников *

«…Степь с момента образования казахских кочевых ханств была полем постоянных военных действий» (С. Е. Толыбеков). В силу этого, казахское общество XVII- начала ХХ века определяется как военно-кочевое. Одним из важнейших аспектов традиционной военной организации любого общества является снабжение армии, в том числе и продовольствием.

Речь пойдет о специфике ритуалов, связанных с походной пищей, в системе военно-кочевого быта казахов.

Постоянной армии в казахских ханствах не существовало. Вместо нее по мере необходимости собиралось народное ополчение, выступавшее под предводительством хана, султанов и батыров. Воинская повинность была обязательна для всех мужчин, способных ее нести.

Основной структурной единицей казахского ополчения была қос — группа людей «питающихся из одного котла». Ответственным за приготовление и распределение пищи в косе был қазаншы (қазан – «котел», букв. «рапорядитель котла»), или асбасшы (ас – «пища», букв. «распорядитель пищи»). Назначали казаншы предводлители ополчений (батыры) на военных советах перед выступлением в поход.

В повседневном быту кочевников-скотоводов важное значение имели мясные и молочные продукты. Они жу были основными продуктами питания и во время военных походов. Продовольственных обозов, характерных для армий оседлых народов, у кочевников не существовало. Обычно рядом с войском специально выделенные люди гнали табуны лошадей и стада верблюдов. Эти животные хорошо приспособлены к длительным переходам и способны доставлять воинам свежее молоко и мясо в большом количестве.

Во время походов свежее мясо употребляли преимущественно в вареном виде. Его складывали в сумки, приторачиваемые к седлу. Когда запасы кончались, чувство голода подавляли с помощью кусочка конского или верблюжьего сухожилия (сіңір); считалось, что сіңір тоқ қылады – «сухожилие делает сытым».

В «Исторических преданиях о батырах XVII века», записанных Ч. Валихановым, приводится характерный способ приготовления походной пищи: «Во время преследования торгутов, бежавших из России, киргизы (казахи) расположились на бивак, варили в своих походных котлах сушеное конское мясо, разводили в турсуках курт с водой; словом, завтракали и подкреплялись на целый день».

Особым видом походной мясной пищи был түймеш – размолотое в ступе мясо, которое высушивали и хранили в желудке овцы. Растопив его в кипятке, получали сытное наваристое блюдо. Другим видом походной пищи являлся вареный овечий курдюк (құйрық май) . В холодное время года воин опоясывался им и таким образом перевозил пищу, одновременно согревая себя. Интересно, что курдюк давали и верховому коню в случае, когда кончался корм. Считалось, что такой конь отличается выносливостью.

В исключительных случаях в военное время в пищу использовали мясо верховых лошадей погибших воинов. Как известно, верховой конь у кочевников в обычной жизни не предназначался в пищу. Съйсть верхового коня считалось предосудительным, «позорящим, в высшей степени неэтичным». Поедание же коня побежденного противник расценивалось как «нарочитое надругательство».

В пищу шло также кобылье и верблюжье молоко. Как известно, кочевники не употребляли молока в сыром виде. Казахи готовили кисломолочные продукты из кобыльего (қымыз) и верблюжьего (шұбат) молока. Ценность этих продуктов в походных условиях определялаь тем, что один литр кобыльего или верблюжьего молока обеспечивал суточную потребность организма почти во всех витаминах. Двух литров заквашенного верблюжьего молока в день достаточно, чтобы человек в жаркой пустыне перестал думать о воде и пище.

В пищу употребляли и жидкие кисломолочные блюда из овечьего молока: қатық, айран, шалап и др. Простота и быстрота приготовления жидкой молочной пищи соответствовала кочевому быту казахов. При частых и длительных передвижениях, связанных с необходимостью большую часть времени дня находиться в седле, такая пища была очень удобна для наездника. Она висела рядом, в кожаном сосуде (торсық), привязанной к седлу, и чтобы утолить голод или жажаду не нужно было даже опускаться на землю.

Незаменимым видом походной пищи был құрт — кисломолочный сыр из овечьего молока, который изготавливался и высушивался в виде небольших кусочков. Растворенный в воде курт превращался в сытный и утоляющий жажду напиток. Кроме того, он мог хранится длительное время, иногда даже в течение двух-трех лет. Использовались в пищу и запасы пресных видов сыра (қызыл ірімшік, ақ ірімшік, сүр ірімшік и др.).

Важным компонентом питания являлись также растительные блюда. Особенно распространенным и удобным в кочевом быту и походных условиях видом пищи был толқан (толокно). Для его приготовления просо провеивали, слегка отваривали в воде и обжаривали в котле. После этого просо толкли в деревянной ступе, затем мололи на ручной мельнице до порошкообразного состояния. Достаточно опустить его в воду или молоко, чтобы получить сытное блюдо, похлебку (көже, ботқа). Похлебка из просяного или пшеничного толкана была очень сытной и считалась способствующей быстрому прибавлению веса. Растительный рацион дополнялся также обжаренными зернами проса или пшеницы.

Когда запасы продовольствия кончались, использовали продукты собирательства: корни или зерна ди-корастущих растений, листья, стебли, луковицы, ягоды и др.

Немаловажное значение придавалось кочевниками ритуальному использованию пищи. По представле-ниям казахов, всякая пища наделена благодатью. Представления о связанной с пищей благодати сливаются с понятием құт, означающим «счастье», «удача», «плодородие», «благополучие» и т. п., которое даруют духи предков. Поэтому перед выступлением в поход в жертву духам предков приносилась кобылица серой или белой масти – боз қасқа. Этот обряд нашел отражение в многочисленных устных преданиях. Так, в одном из них сорок джигигов собирают сорок серых и белых кобылиц, выводят на окраину аула, к подножию холма или горы, куда не допускают женщин и детей. Там их забивают. Старейшины рода — аксакалы — произносят молитву в честь духов предков, затем жертвенное мясо съедается мужчинами.

Проведение такого жертвоприношения имеется и в письменных источниках. Так, в 1710 году было созвано собрание представителей казахских жузов в Каракумах, на котором предводителем ополчения против джунгарских войск был избран батыр Богенбай. По окончании присяги «свершилось общее богомолие, и разделено было жертвенное брашно, приготовленное из белого коня, знаменуя тем самым непоколебимость союза».

Существует устойчивая формула благопожелания: Боз қасқа, жолыңа боз қасқа («Дороге вашей — белая кобыла»). Белый цвет олицетворяет счастье, благополучие, чистоту, благородство и т. п.

К разряду ритуальных блюд относится жау жұмыр (Жау — «враг»; слово жұмыр имеет несколько значений: круглый; желудок, брюхо; утварь из брюшины для жидких молочных продуктов). Следовательно, название его можно перевести как «брюхо (почки) врага». Приготовление жау жұмыр, как походной пищи, таково: мясо забитого животного помещается в его желудке и запекается в золе. По-видимому, употребление этого блюда должно было выполнять магическую функцию: оно символизировало как бы поедание жизненно важных органов врага и, тем самым, должно было способствовать победе в предстоящем сражении.

Кроме того, продукты животноводства, в том числе походной пищи, использовались при лечении больных и раненых. Так, раненому в пищу давали казы, на рану накладывали свежеснятую шкуру овцы; в случае тяжелого ранения обкладывали тело пластами курдючного жира. Легко плавящийся конский жир использовали для лечения желудочных болезней, а костоправы втирали его при ушибах и даже трещинах кости. В лечебных целях применяли и козий жир.

Таким образом, пища кочевников-скотоводов в походных условиях не имела ярко выраженной специфики. Близость кочевого и военно-походного быта определяла известное единство моделей питания воинов и скотоводов и ритуалов, связанных с ними. Пища казахов была приспособлена и к кочевому, и к походному быту. Система же ритуалов должна была устрашить врагов, способствовать победе, обеспечить покровительство предков, закрепить в устной традиции доблесть и славу воинов — защитников Родины.

_______________________________________________________________

* По статье Н. Шахановой «Символика пищи в военной обрядности кочевников» / Nomad Kazarhstan. — 2010. — №3. — С.18–24

Символика пищи в военной обрядности кочевников