Почта тюрок*

Огонек лампады качнулся и замерцал: крученый жгутик фитиля, опущенный в масляную плошку, почти выгорел и готов был погаснуть. Человек в одиночестве сидевший у светильника и что-то увлеченно писавший, отложил тростниковое перо-калам – придется оторваться от важного занятия – и стал колдовать над ослабевшим пламенем.

Он снял нагар, опустил в плошку новый жгутик, долил хлопкового масла, смешанного с китовым жиром и настоянного на травах. Язычок пламени снова засветился ровно и ярко. Затем человек занялся своим каламом. Точным движением провел на тростинке новый срез и ловко расщепил острие. Устроил на коленях поудобнее дощечку с листом рисовой бумаги и вновь усердно заскрипел пером.

«От города Шаша до Газгерда, — вывел он затейливой арабской вязью, — расстояние в семь фарсахов. Оттуда – четыре фарсаха пустыней до Исфиджаба. После Исфиджаба четыре фарсаха пустыней же до Шараба, в ней две большие реки – Мава и Юрен. Затем до Тамтаджа по колодцам в пустыне… — пишущий на мгновение призадумался и уверенно дописал: — девять фарсахов».

Чтобы убедиться в точности написанного, он заглянул в свой дорожный дневник, который вел в пути одной лишь ему понятной тайнописью, примкнув под видом дервиша к одному из караванов. Верно, и там было записано «девять фарсахов». Память у него была цепкая – профессионального проведчика чужих тайн. А теперь надо писать – день и ночь, не отвлекаясь, ведь работа срочная…

Арабы, захватив Хорезм, начали планировать наступление вглубь правобережья Сырдарьи, населенного племенами тюрок. В степь ушли лазутчики, которые должны были разведать военные силы тюрок, прикинуть, какую дань можно собрать с захваченных земель, выявить вероятные пути движения войск. В числе таких разведчиков был и этот человек.

Дальше он писал: «У Тамтаджа – большая река и камыши, миновав которые, по колодцам, через четыре фарсаха достигнешь Абарджабжа; близ него – большой холм, исторгающий тысячу родников. Воды их собираются в одну реку и текут не на запад, как все остальные здешние реки, а на восток. Река этих вод так и называется: Терисаккан – Текущая вспять. По берегам реки – заросли тамариска и болота. Там охотятся на черных фазанов… После переправы начинаются горы Точильного камня…»

Разведчика звали Курама ибн Джафар, он был чиновником двора багдадского халифа Бувейхида и, выполняя волю правителя, спешно составлял обширный «Китаб ал-Харадж» — руководство по управлению государством и налогами. Стояло лето 323 года Хиджры, а по календарю латинян шел 945 год от Рождества Христова. Прилежный писец трудился над дорожником с подробнейшим перечислением населенных пунктов, расстояния между ними, характеристикой окружающей местности.

Города и земли, которые он описывал, еще не стали подданными халифата. Их только предстояло привести к покорности. Поэтому и был послан с секретной миссией опытный разведчик. Его сведениям, представлявшим собой государственную тайну, надлежало стать руководством для всех войск при их продвижении по земле тюрок. Поэтому и был он так предельно точен: «Горы точильного камня тянутся на три фарсаха, до самого Шавгара. Отсюда начинаются населенные места, примыкающие к Таразу. От Тараза справа – горы, слева – Теплые пески, где зимовья карлуков. За песками – пустыня, а в ней – ехидны (шакалы), она тянется до границы кимаков. В горах много плодов, клевер и горный лук. Всего от Тараза до Кулана по пустыне – четырнадцать фарсахов. От Кулана до богатого селения Мирки – четыре фарсаха, от Мирки до Ампары – также четыре фарсаха…».

В описании Джафара все узнаваемо. Город Шаш – не что иное как Каменный город – Ташкент, Газгерд – горы Казыгурта, о вершину которых, как гласит предание, зацепился Ноев ковчег, странствовавший по волнам Всемирного потопа.

Осел, если не дергать узду, идет по идеальной прямой. Так вот, средней величины осел с ношей делает шаг, равный примерно 50 сантиметрам. Этот шаг и был избран за единицу отсчета расстояния. Двенадцать тысяч шагов ишака составляли 1 фарсах.

Совершив несложные арифметические действия и зная наверняка, что Исфиджаб – современный Сайрам, а Тараз – это Тараз, можно уверенно сказать, где находились описываемые средневековые городища. Кулан, к примеру, надо искать у села Лугового, Ампару – близ нынешнего аула Аспара, «богатое селение Мирки» — это сегодняшний Мерке. Реки Мава и Юран — вероятнее всего, Машат и Сайрам. «Холм, исторгающий тысячу родников» дал название современному железнодорожному разъезду Мынбулак, а река, «текущая вспять», не что иное как Терис. Одно из сел у гор Точильного камня и поныне называется Кремневкой. Когда-то здесь добывался строительный материал для одного из самых загадочных сооружений Шелкового пути – Акыртаса (дворцовый комплекс VIII—IX веков), следы которого сохранились в сухой степи близ станции Акчулак, что в сорока километрах восточнее Тараза.

Нам не дано знать, как воспользовался халиф записками своего шпиона: степные тюрки отразили вторжение арабов. А «Китаб» — это бесценные сведения по исторической географии и богатейшая информация.

«От Суяба до Верхнего Барсахара на границе с Кашгарией пятнадцать дней пути ходом караванов по пастбищам и водам, а для почты тюрок – путь трех дней». Отрывок этот дает живое представление о способах передвижения древних. Караван шел не спеша, «по пастбищам и водам». Иное дело – почта, где скорость в пять раз выше. Примечательно, что указывая на ее принадлежность к определенному этносу (почта тюрок), автор тем самым называет создателей степной почтовой службы.

Передвижение на сверхдальние расстояния с максимально возможной в то время быстротой (скоростью мчащейся во весь опор лошади) требовало, разумеется, организации специальной службы. Если существовала весьма совершенная динамичная система связи – «почта тюрок», то правомерно предположить, что имелись и собственные ее «абоненты», притом весьма многочисленные. Не значит ли это, что почтой тюрки пользовались регулярно и отправитель умел не только составлять письменные сообщения, но и наверняка знал, что адресат прочтет их. «Почта тюрок действовала до самой границы с Кашгарией». Выходит, связь носила международный характер. Джафар сообщает об этом факте без тени удивления, из чего можно предположить, что в то время, тысячелетие назад, обширная почтовая связь была, скорее всего, явлением обыденным и привычным.

Удивляет не только этот факт. На протяжении многовекового развития караванной торговли была создана широкая сеть дорог, известная как Великий Шелковый путь. Тюркский участок пути представлял собой натоптанную колею, где в ряд, а одной связке, могли двигаться сразу шесть, восемь и даже двенадцать верблюдов. Такие караваны растягивались на многие километры. К примеру, историк и землепроходец аль-Истархи сообщает, что однажды он присоединился к посольскому каравану, направленному халифом из Багдада к государю волжских булгар. Этот караван был фантастически громаден: в нем насчитывалось свыше трех тысяч вьючных верблюдов.

Помимо приставленных к вьюкам людей халифа, караван сопровождало около пяти тысяч пеших и конных – купцы, ремесленники, дервиши и странствующие актеры. Мелкие купцы, которые не могли самостоятельно снарядить караван, отправлялись в путь с оказией; ремесленники надеялись найти лучшее применение своим талантам в чужедальних землях, актеры потешали публику в караван-сараях, а дервишей, посвятивших себя служению Богу, караванщики почитали за честь видеть своими гостями. Считалось, что святые люди приносят каравану удачу. Эти сведения автор приводит попутно, особо не выделяя. Значит, такие караваны были обычны, как потоки машин на современных автострадах.

Масштабность и интернациональность торговли требовала быстрого продвижения платежных средств. «Были купцы, чеки которых, выдаваемые на крайнем западе мусульманского мира, учитывались на его крайнем восток с большей быстротой, чем шло поступление податей в казну самых сильных правителей». Кстати, чековая форма расчетов – изобретение караванной торговли, а слово «чек», вошедшее из английского едва ли не во все языки мира, на самом деле – персидского происхождения.

На своем участке максимальную скорость продвижения чеков обеспечивала «почта тюрок». Кроме деловой, велась обширная личная переписка, ибо тюрки в то время были рассеяны далеко за пределами своей исторической родины.

Когда говорят о тюрках, чья роль так или иначе проявилась в истории иных государств, обычно вспоминают египетских мамлюков Бейбарса. Это действительно яркий факт, но далеко не единственный. Тюрки-сельджуки, кочевавшие по землям восточного Прикаспия и Приаралью, предводительствуемые Мелик-шахом (1073–1092 гг.), завоевали часть Ирана, Армению, Малую Азию, Грузию. Во всех завоеванных городах Мелик-шах оставлял тюркские гарнизоны.

IX век – время правления тулунидов – египетские историки называют золотым. При основателе династии Ахмаде ибн-Тулуне Египет, Палестина и Сирия освободились от зависимости Багдада, в стране прекратились лихоимство и злоупотребления чиновников, сократились налоги, активно застраивался Фустат (Старый Каир). Отец Ахмада был прислан в Багдад из Бухары с партией невольников. Его сын, начав с рядового гуляма (воина-раба), достиг высшего титула. Власть же Ахмада держалась на армии, значительную часть которой составляли тюрки.

В Х веке Египтом и Сирией правили ихшидиды. Основатель династии Мухаммад происходил из тюркской военной семьи, выходцы из которой на протяжении двух поколений служили местными правителями. Один из представителей этой тюркской династии Кауфур прославился как щедрый покровитель литературы и искусства. Из среды тюркских солдат (в основном кипчаков) вышел и аль-Малик, правивший Египтом в IX веке. Тюркский раб Ануш-тегин (XI век), занимавший должность смотрителя султанских умывальников, стал впоследствии властителем Хорезма. Правитель Сирии Ак-Сонкур (XII век) был тюркским гулямом, как и Караман, правитель Анатолии. Солдаты-тюрки, рекрутируемые не только из числа рабов, но и нанимаемые «по контракту» непосредственно в степных кочевьях, становились все более заметным фактором в политике того времени.

Подобных примеров бесконечно много. Именно воины-наемники в основном и заполняли своими посланиями переметные сумы почтовых гонцов. Мир всегда был связан тысячами незримых нитей.

_________________________________________________

* По книге Р. Насырова «По древним торговым путям. Документальная повесть», Алматы: Балауса, 1998.

Почта тюрок*