Традиционные ценности в казахском кочевом обществе

Традиционные ценности в казахском кочевом обществе

Кочевой образ жизни наложил отпечаток на духовный мир казахов, мировоззрение, обычаи и традиции. За длительную историю развития казахской культуры сформировалось богатое духовное наследие. Как и многим кочевым народам, казахам свойственна устная передача информации по средствам мифов, легенд, сказаний, эпосов, шежире. Кочевники ревностно оберегали свои культурные традиции и практически не допустили влияние культур других этносов, тем самым сохранили духовную базу черты, которой можем наблюдать и сегодня.

Жизнь кочевников была обусловлена тяжелыми условиями жизни: адаптацией человека к суровому климату, сменяемостью пастбищ, нехваткой водных источников, угрозами нападения противников, заботой о скоте. Скот у казахов является ценностью, что подтверждают такие народные пословицы как «Мал ашуы — жан ашуы» — «Боль за скот — боль души» или «Бірінші байлық – денсаулық, екінші байлық — ақ жаулық, үшінші байлық — бес саулық» — «Первое богатство — здоровье, второе богатство — семья, третье богатство — наличие скота».

Сложности кочевого образа жизни повлияли и на воспитание подрастающего поколения.

Как указывает в статье «Культурно-ценностные трансформации в современной казахстанской семье» 3. Арыстанкулов, «веками патриархальная казахская семья формировала общественные устои и традиционные ценности, которые заключались в нравственном отношении к природе, к окружающему миру, в уважении к женщине-матери, как хранительницы домашнего очага, и в культе почитания отца, как главы семейства и продолжателя рода, в почитании духа предков — Аруах и в почтительном отношении к памяти предыдущих поколений».

Казахская семья имела многоуровневую структуру, обычно совместно проживали люди нескольких поколений — дедушки и бабушки, отцы и матери, незамужние дяди и тети, дети. Влияние стариков на воспитание подрастающего поколения в казахском обществе велико. Традиции, выработанные столетиями, передавались из поколения к поколению. Запрет на брак по седьмое колено, остается священным, несмотря на распространение шариата, который позволяет близкородственные связи. Казахи с детства знали хорошо свою родословную до 7 колена, за этим следили старшие родственники — аксакалы.

Родительская юрта считалась для детей священным местом: огонь из родительского очага передавался сыну, когда тот обзаводился семьей. Дочь, выйдя замуж и родив первенца, обязана была приехать в отчий дом с первенцем. Снохи и невестки заходя в юрту родителей мужа, обязательно делали поклон, в знак уважения к предкам.

Отношение к ребенку в казахской семье весьма трепетное, а первенцу доставалось особенное положение. Множество обрядов, основанных на многовековом опыте и древних верованиях, связано с рождением и воспитанием детей.

Известный историк Ж. Артыкбаев в своем труде «Казахское общество: традиции и инновации» отмечает, что событие, связанное с рождением сына, носило торжественный характер, и часто выходило за рамки чисто семейной радости. В день рождения ребенка аульная молодежь собиралась и веселилась до утра, считалось, что шумное веселье отпугивает злые силы.

Существовали различия в воспитании девочек и мальчиков. Дети кочевников становились взрослыми очень рано. В 13–15 лет дети считались совершеннолетними, допускались к общественным собраниям, активно участвовали в хозяйственной и производственной деятельности. В исследовании «Труд как фактор народного воспитания» авторы К. К. Шалгынбаева и Б. Ж. Жиентаева о воспитании мальчиков в кочевом обществе пишут: «… мальчикам отводилась особая роль, как к наследникам рода. Ведь кочевой образ жизни требовал от мужчин быть, прежде всего, добытчиком, воином, защитником племени. Им прививались такие качества как смелость, выносливость, трудолюбие. С 5–6 летнего возраста казахских мальчиков обучали присматривать за ягнятами, готовить дрова, делать орудия труда из продукции скота (плетение узды, плети, шидер, выделывание кожи, изготовление оружия и т. д.), строить кошару, а также мастерству верховой езды».

Наряду с учением и трудом игра относится к особым видам деятельности человека. Огромное общественное значение в жизни казахов имели праздники и игры, которые выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, эстетические и коммуникативные функции. Конные состязания и игры развивали в молодых людях силу, ловкость мужество. Также с развитием военно-прикладного искусства развивались состязания по стрельбе из лука. Большой популярностью в народе пользовалась борьба (қазақ күресі), молодежные игры қыз куу, алтыбақан, ақсүйек, а также бәйге были очень зрелищными и проходили обычно во время крупных праздников, торжеств.

Как только сын заводил семью, его отделяли в самостоятельное хозяйство. Несколько семей образовывали аул, а несколько аулов, кочевники которых были связаны между собой кровными связями до седьмого колена, образовывали подрод. 15–20 подродов образовывали род и т. д. Такое совместное проживание сородичей повышало шансы на выживание кочевников.

На плечи будущих мужчин с раннего детства возлагалась ответственность за ведение хозяйства. Обычно у казахских ребят были в семье определенные обязанности, за которые они несли полноценную ответственность перед главой семьи — отцом. Мальчики активно помогали и матери, культ которой был в казахской семье священным. Мужчинам — кочевникам часто приходилось быть вне семьи: разведывать новые пастбищные угодья, пасти скот, нести дозорную службу, воевать с противниками.

Женщины вели хозяйство, быт, отвечали за благосостояние семьи, воспитывали детей, ухаживали за стариками, принимали гостей, часто наравне с мужчинами ухаживали за скотом. Женщины также владели шитьем, ткачеством, войлоковалянием, ковроделием.

Большое внимание в казахской семье уделяли воспитанию девочек — будущих матерей. С одной стороны девочки воспитывались в атмосфере любви, нежности, нравственности. Казахские девушки должны были обладать такими качествами как нежность, скромность, добродушие. С другой стороны, девочек готовили выполнять роли «матери», «Келін» — «Хозяйки очага». Такие социальные роли требовали от девушек физической подготовленности, усидчивости, трудолюбия, терпения.

С 5–6 летнего возраста девочки обучались у своих старших сестер, матерей и бабушек женским ремеслам, приготовлению пищи, заготовке продуктов питания и т. д. От простых операций по пошиву одежды они переходили к обучению изготовления изделий из войлока, ткачеству, плетению циновок. До замужества девушка своими руками должна была соткать ковер. Обычно ей помогали женщины рода.

В родительском доме девушка должна была научиться правилам приема гостей, ведь гостеприимство особенный ритуал свойственный кочевому укладу жизни. Девушки казашки учились правильно накрывать дастархан, готовить угощение, разливать чай, скромно вести себя с гостями, быть немногословными. К 13–14 годам они были уже полностью подготовлены к самостоятельной жизни, ведь 13 лет — у казахов считается возрастом взросления, «13-те — отау иесі» гласит народная пословица.

Таким образом, воспитание детей и молодежи в условиях кочевого образа жизни носило исключительно практический характер. Раннее приобщение к труду, самостоятельности, физическая выносливость, внимательность к природным явлением, знание ремесел и промыслов, традиций и обычаев — это основа воспитательного процесса. Молодые люди должны были стать достойными членами большого коллектива сородичей, гордостью и защитниками рода. Нужно отметить, что мудрый подход предков в вопросах воспитания, не только обеспечил существование казахов как этноса, но и позволил сохранить многие традиции и обычаи по сей день.

Д. Айтжанова, аспирант ОМГУ им. Достоевского

Мәдени мұра, 2015. – №1. -С.134–137

Традиционные ценности в казахском кочевом обществе