(полузабытая сага древних тюрков)
Величаво течет река Или.
Походная кузница гуннов у сакских курганов Бесшатыр.
Трое кочевников-плавильщиков работают у большой наковальни.
Вдоль берегов Или тянутся ряды тос-наковален, они защищены каменными оградами…
Старый гунн подает знаки, по которым молодой молотобоец ритмично бьет большим молотом-балга докрасна раскаленный меч-семсер, который с шымшуыр-клещами удерживает степняк немного постарше.
Старший представляет себя: "Я – Монжык, значит, Аю – медведь. С шымшуыр-клещами орудует старший сын – Билте, то есть свеча, а молотобоец-балгашы Конжык – мой кенже. Он встречает семнадцатую весну. Четыре зимы проводил в аманатах у короля румеев Гонория – в Гасперии.
Пробуя кончиком большого пальца острие семсера-алдаспана, Билте говорит: «Вместе с семсером брату присвоено новое имя – Оттылы, держателя огня Аспана-Тенгри».
«Этот крестик-свастику выковал я сам, прикреплю его к рукояти семсера-алдаспана…», — говорит молодой уста-кузнец.
Конжык прикрепляет крестик-свастику к рукояти меча.
По истечении двух десятилетий вместе с Оттылы этот крестик достигнет христианского Запада.
…Группы девушек (по десять четырежды), на плечах коромысла с кожаными ведрами-конек, несут воду из реки Или. Первые из них дошли до акыртасов, которые расположены около наковальни, и разливают воду…
Среди девушек особо выделяется красавица Корик. Она смотрит на Конжыка.
«Корик – нареченная нашего молотобойца, — говорит Билте, — скоро будет свадьба на всю степь»…
***
Между каменными щитами сакских курганов Бесшатыр расположились палатки-итарка скорняков. Они выделывают кожу, готовят ленты-кайсы для бичиков, камчи и конской сбруи.
Мастер-скорняк на специальной установке заканчивает плетение узьбе-камчи для Конжыка. Завершив работу, мастер пробует камчу на звук…
Камча издает звук, который сопровождается громом и молнией. Все люди, копошащиеся вокруг курганов, оглядываются в сторону стана скорняков. Мастер, довольный звуком специального бишик, передает его Конжыку – Оттылы.
***
Вся степь заполнена кочевыми обозами: табуны лошадей, отары овец, верблюды, ослы-мулы, быки, коровы и их молодняк.
Все движется с Востока на Запад.
Стар и млад на коне.
Начинается Великое переселение народов.
***
Вдалеке красуется белый хрустально-ледяной пик, Хан Тенгри.
Гунны двигаются, как лебединые облака.
Один из ни Оттылы – держатель очага огня – ведет гуннов-тюрков на Запад.
«Я – Оттылы, житель подножия Хан Тенгри, рос у его привольных лугов. Тенгри толкает меня вперед», — говорит молодой гунн и выезжает на авангард Великого кочевья. «Я – Оттылы, алдаспан – меч Аспана-Тенгри. Если к нам ходят со злым умыслом, мой меч-семсер сразит врага моего народа по велению Аспана-Тенгри. А так мы – мирные люди; табунщики-жылкышы; любим коней, скакунов-аргамаков; лелеем жен, детей. Обожаем свои просторные степи и высокие горы».
***
Лучи солнца блестят на острие легендарного семсера Оттылы, с миниатюрным оккультным крестиком-свастикой у рукояти, о котором впоследствии, спустя много веков, у народов Запада и Востока сложатся дастаны, будут сочинены саги и поэмы, напишутся литературные произведения и фундаментальные научные труды, дошедшие до наших дней…
***
Горы Шолак, что на берегу Или.
В одном из отвесных утесов этой горы головной акым – пещера гуннов.
Здесь хранится священный меч-семсер знаменитого бахадура Анырака. Этот символ – семсер выносится наружу только тогда, когда опасный враг нападает на мирный люд этого края. Вместе с мечом-семсером Анырака в главном акыме стоят священная наковальня и большой молот-балга. Они зорко охраняются из поколения в поколение.
***
Из большого Сакского кургана, что напоминает Пирамиды Египта, встает тень-рух Анырак-баба на фоне хрустально-ледяного пика Хан Тенгри.
К нему обращается Аттила-Оттылы, который на коне гарцует у подножия кургана, его ноги вдеты в золотые стремена: «Я – Аттила, посетил Хан Тенгри. Искал священный меч-семсер Справедливости». «Запомни, Аттила, семсер Справедливости найдется тогда, когда будет очень трудно потомкам. Помни это, Аттила! Тила! Ила! …», — так говорит Анырак-баба.
Перед взором Аттилы и Анырак-баба возникают величавый Хан Тенгри и семсер Справедливости – это видение мгновенно исчезает.
«Ты – Аттила, пока бери этот бич Тенгри и следи за переселением народов. Пусть Тенгри будет твоим спутником! Будь всегда милосердным и справедливым к людям. Только так достигнешь желаемого. В добрый путь! Жолын болсын! Ақ жол тілеймін!»
Аттила из рук Анырак-баба берет священный бишик и направляется к кочевьям, которые растянулись по всему горизонту от края до края.
За Аттилой начинается движение – нескончаемый людской поток: всадники, обозы, кибитки, запряженные рядами огузов…
…Начинается Великое переселение народов.
______________________________________________________
* По книге Сатаева А. «В лебедей не стреляют». — А.: Қайнар, 2011.