Демонологические (мифические) представления являются важным элементом анимистического мировоззрения (веры в существование духов, в одушевленность всех предметов, животных и растений) казахов, которое корнями уходит еще в доисламскую эпоху. Люди верили, что духи управляют явлениями материального мира, не исключая и жизни человека. Они существуют самостоятельно, принимают различный облик, имеют широкую сферу деятельности и способны активно вмешиваться в окружающий мир. Кроме того, духи наделены разумом, волей, определенным характером и другими качествами.
Казахи делят духов на две большие категории: одна — добрые, покровительствующие «чистые» духи, другая — «нечистые», зловредные, демонические духи.
К добрым, покровительствующим духам относятся: аруахи (духи предков), пиры, гайперены, чильтаны. Культ предков связан в своей исходной точке с почитанием предков и верой в духов умерших предков. Шокан Валиханов писал, что казахи «… всякую удачу приписывают покровительству арвахов». Причина порождения культа предков лежит в усилении главенствующей роли мужчины в почитании и обожествлении отца. Слово «аруах» казахи употребляли в двух смыслах. В широком смысле оно означало умерших вообще, а в узком — духов особо почитаемых предков.
У казахов, как и у многих народов Средней Азии, добрыми духами покровителями животных являются Камбар-ата, Шопан-ата, Ойсыл-кара, Зенги баба. Их почитают как первых пастухов, поэтому они являются представителями домашних животных, способствуют их сохранению и размножению. Покровителем диких животных является Гайперен. Он охраняет их от массового падежа, от зверей и человека. Если охотники убивали животных больше «допустимого» количества, то Гайперен их «наказывал».
Покровителем честных, благочестивых, добрых людей является дух Қыдыр әулие. Он якобы странствует по аулам в облике обычного человека, иногда даже в виде нищего. Казахи обычно говорят: «Қырықтың бірі Қыдыр», то есть «Один из сорока человек может быть Кыдыром». Қыдыр в народном сознании отождествляется с «бақ» — счастьем. О богатых, счастливых людях говорят: «Қыдыр дарыған, бақ қонған», то есть «Кыдыр благословил, счастье пришло к ним».
К добрым, чистым духам относится и «ие» (буквально хозяин). «Ие» были только у батыров, палуанов, людей, умеющих гадать, лечить, предсказывать будущее, у особо одаренных творческих людей — акынов, сал, сери, баксы. «Ие» характеризуется в образе хищных зверей (жолбарыс, арыстан, қөқбөрі — тигр, лев, волк). Они якобы в нужный момент показываются противнику батыра, борца, шамана и наводят на него страх. Существуют легенды о наличие «ие» батыров Богембая, Спатая, Барака и у шешена Казыбек бия.
К чистым безвредным духам относятся чильтаны. Казахи представляют их покровителями детей. С ними связан обряд шильдехана — праздник, устраиваемый после сорока дней с момента рождения ребенка. До сорока дней именно чильтаны охраняют его покой и здоровье. Только после сорока дней можно справлять праздник по случаю рождения ребенка, приглашать в дом гостей в дом и показывать им новорожденного.
Другой демонологический персонаж — пери — наделен противоречивыми чертами. Многие тюркоязычные и ираноязычные племена считают, что они относятся к злым духам, имеющим много общего с шайтанами. Но у казахов этот персонаж представлен в виде особого «народа», который делится на два племени. Пери бывают мусульманские и капиры, а также есть еще пери водяные — Су перісі. Считается, например, что пери — прекрасное воздушное существо, живущее между небом и землей на высоких горах Каф. Существует поверье, что девушки пери очень красивые и в них часто влюбляются люди.
К враждебным по своей природе духам относятся: албасты, марту, шайтан, джинн, иблис, жалмауыз кемпір, жезтырнак, дию, кульдыргыш, обр, уббе, сорель, конаяк, еге (домовой).
Духи-демоны считаются исконными врагами человеческого рода, всегда изыскивают средства вредить людям. Они никогда не покровительствуют человеку, а если временами оказывают ему помощь (иногда даже трудятся на него), то только будучи принужденными к этому силой. Чтобы избавиться от козней духов, не надо пытаться их умилостивить или служить им; их надо только изгонять, оберегаться от них. Главным и самым действенным способом считается чтение Корана — священной книги мусульман, ношение амулетов, именуемых дұға — кожаных мешочков с зашитой внутри молитвой, а также прибегают к помощи шамана — баксы.
Самым распространенным демоническим образом является шайтан. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождают ангел и шайтан, побуждающие его соответственно к добрым и нечестивым поступкам. Казахи считают, что шайтаны невидимы, но могут являться в человеческом обличье, иногда имеют имена. Во главе шайтанов стоит Иблис (дьявол). Особенно опасными шайтаны бывают во время сумерек, при закате солнца. Их основное занятие — вредить людям. Так шайтаны могут испортить воду и пищу. Если человек увидит шайтана, то может заболеть. По мнению казахов, шайтаны боятся острых железных предметов — ножей, ножниц. Поэтому, чтобы отпугнуть злую силу, их кладут под подушку ребенку.
Большое место в верованиях казахов занимают поверья об албасты — этот злой демон представлен в образе уродливой женщины с длинными распущенными косами. Это демоническое существо приносит вред только женщинам. Казахи различали два вида албасты: кара албасты и сары албасты. Местом их обитания считались безлюдные развалины заброшенных построек, старое ореховое дерево, крутой обрывистый берег реки. Именно в таких местах ждала албасты молодых женщин. Встречала очень приветливо, притворялась слабой беспомощной. Обычно просила помочь вычистить и помыть ей волосы. От прикосновения к ней, особенно к ее волосам, молодая женщина могла заболеть. Этот демон мог также подменить во время родов ребенка. Вероятно, в связи с этим поверьем у казахов осталось изречение: «албасты тастап кеткен» (оставленный албасты), «албастының қаны» (потомок албасты).
В казахской демонологии встречаются зловредные существа жезтырнак, обр, жалмауыз кемпір, конаяк, уббе.
Жалмауыз кемпір (прожорливая старуха) — сказочный персонаж сродни русской бабе-яге. Живет в лесу, в шалаше, поедает заблудившихся и забредших в ее дом людей, предпочитает молодое человеческое мясо. Старуха с 2–3 зубами во рту, эти зубы часто использует как орудие против людей.
Жезтырнак — медные когти — злое демоническое существо в облике красивой молодой женщины с медным орлиным носом и огромными медными когтями. Жезтырнак обладает чудовищной силой и громким пронзительным голосом. Своим криком она убивает птиц и мелких животных. В некоторых мифических сказаниях удачливые охотники побеждали жезтырнаков смекалкой. В одном из таких сказаний рассказывается, что поздним вечером к охотничьему костру вышла молодая женщина. Охотник пригласил ее поужинать с ним. Так как она все время, даже во время еды, закрывала свой нос рукавом, он догадался, что перед ним жезтырнак. После ее ухода охотник положил у костра бревно, закрыл его своей одеждой, а сам влез с ружьем на дерево. Ночью жезтырнак вернулась, бросилась на бревно, и когти ее глубоко застряли в дереве. Охотник метким выстрелом убил демона.
В казахской мифологии есть также рассказы о зловредных существах кульдыргыш, которые являются в образе девушек с огромной грудью. Их видят в лесу и в степи нагими и в одеждах; они разводят огонь. Они прельщают юношей своими песнями, ловят и защекочивают их до смерти; в полночь приходят в юрты; крайне надоедают, если у человека останется какая-либо их вещь. Эти существа напоминают, с одной стороны, албасты, с другой — жезтырнак. Правда, кульдыргыш в отличие от жезтырнак убивает человека сильным щекотанием, откуда и происходит само название, обозначающее «заставляющая смеяться».
О демоническом персонаже обр собраны очень скудные материалы. Обр — злой дух, представляющий собой бестелесный дух в виде огня. Как правило, он вселяется в тела старых женщин. Ночью обр вылетает изо рта старухи и отправляется на свои зловредные дела, которые вершит до наступления рассвета. Местом обитания обра считают болотистые места, кладбища.
Из материалов Ш. Валиханова мы узнаем о демонологическим существе сорель. Это леший, исконный обитатель леса. Он убивает человека, измучив щекотанием. Из этого же источника известно о злом существе конаяқ («ременная нога»). Считалось, что у этого злого демона было человеческое туловище, но длинные хвосты или ремни вместо ног. Он обитал на островах, в лесах и у дорог. Встречая человека, конаяқ нападал на него, садился верхом, обвивая хвостом (ремнями) и ездил. Ослабевшую жертву мог задушить и съесть.
Следующий демон, встречающийся у казахов, это уббе. Правда, он не имеет повсеместного распространения. По имеющимся данным, демон уббе известен присырдарьинским, семиреченским, сарыаркинским и синьцзянским казахам. Уббе – злой дух, который живет в подводном царстве. Он зовет жертву называя по имени. Человек помимо собственной воли идет в воду, несмотря на предупреждения посторонних и тонет. Испытывая в воде чувство страха, казахи обычно кричали: «Не трогай меня, Уббе!» — и тогда злой дух мог оставить человека в покое.
Сохранилось предание о том, что однажды стражи водяного забрали в свое царство купавшегося в речке мужчину. Он много лет служил уббе, женился на дочери подводного царя, но в конце концов смог вернуться на землю.
Демонологические представления казахов в течение последних веков менялись. Интересно отметить, что некоторые демонологические персонажи по своему происхождению связаны с мифологией других тюркских народов Средней Азии, Сибири, Ирана. Схожими являются названия духов, их воображаемые свойства, связанные с ними обряды и поверья. Это объясняется древними этнокультурными контактами предков, населявших евразийские степи.