Из мировой истории известно, что почти в каждом государстве в разные периоды его развития осуществлялись переносы столиц, обусловленные различными причинами. Это могло быть связано как с особенностями внутренней ситуации (экономическое неблагополучие, социальные катаклизмы, этнические войны, стихийные бедствия и т. п.), так и с соблюдением внешнеполитических интересов (расширение или, наоборот, распад империй в результате войн). Перенос столицыв разных странах и в разные периоды имел веские основания, продиктованные иногда вопросами самого выживания государства и этносов, и в всегда оказывалрадикальное влияние на развитие страны, приводя ее в упадок, или становясь символом расцвета, создавая новые предпосылки для развития страны.
Менялись эпохи и традиции – менялись государства и их столицы. Такие примеры как: Токио и Киото, Москва и Санкт-Петербург, Вашингтон и Нью-Йорк,
Анкара и Стамбул, Исламабад и Карачи убеждают в эффективности политики формирования двух стратегических центров государства.
В истории казахстанской государственности столицы государственных образований на территории Казахстана существовали с
древнейших времен. Одним из символов государственности казахского народа является наличие городов и центров управления страной, которые играли огромную роль в политической и военной, экономической, хозяйственной и торговой сферах, а главное – в управлении страной. История казахстанской государственности восходит к эпохе ранних кочевников Великой Степи – к эпохе непобедимых саков и воинственных гуннов.
Город Суяб, основанный в V веке – столица самого первого государства на территории казахских земель – древнетюркского каганата.
Следующим крупным центром был Баласагун – один из крупнейших городов Центральной Азии.
Испиджаб (Сайрам) и Отрар (Фараб) в VIII-IXвеках были главными городами древних тюрков.
Жанкент был центром огузов, Имакия – столицей Кимакского государства, Сыгнак – центром Дешт-и-Кыпчака, затем этот город стал столицей Казахского ханства, а в XVI-XVII веках – город Туркестан.
В 1920 году в связи с образованием Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (КАССР) выбор столицы стал решающим фактором проблемы политического статуса. Административным центром стал город Оренбург, который был срочно включен в состав Казахстана. Выведя административный центр за пределы республики, советское правительство подчинило ее внутреннюю политику руководству Москвы.
В связи с территориально-географическими изменениями было принято решение о переносе столицы непосредственно на территорию местного населения. В качестве нового административного центра предлагались города: Акмолинск, Актюбинск, Аулие-Ата, Ак-Мечеть, Чимкент. Советская власть предпочтение отдала городу Ак-Мечеть, который решением V съезда Советов Казахской АССР (15–19 апреля 1925 года) был переименован в Кызыл-Орду. Сюда в 1925 году была перенесена столица Казахстана.
Решающим фактором в консолидации казахского народа стало территориальное объединение, которое имело решающее значение для социального, экономического и культурного развития Казахстана. Однако сложившиеся неблагоприятные географические, климатические и экономические условия Кызыл-Ордыпрепятствовали развитию города в качестве столицы республики.
Индустриализация, сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (1927–1931 годы) стали причиной переноса столицы Советского Казахстана в Алма-Ату (фактически переезд состоялся в 1929году).
3 апреля 1927 года VIВсеказахский съезд Советов утвердил постановление ЦИК и СНК Казахской АССР о переносе столицы республики в город Алма-Ату, которая стала символом расцвета Советского Казахстана и относилась к числу самых красивых городов Советского Союза. С 1993 года город называется Алматы. Является крупным финансовым, научным, образовательным и культурным центром.
В первой половине 1990-х годов сформировались объективные причины, требовавшие рассмотрения вопроса о переносе столицы из Алматы. Из-за своего расположения среди горных массивов, высокой плотности населения, отдаленности от крупных городов и транспортных узлов город не мог расширяться как столица.
Обретение государственной независимости республикой после распада СССР (26 декабря 1991 года) явилось новым этапом исторического развития Казахстана. На этом этапе столица должна была стать не только главным городом страны, объединяющим казахстанскую нацию, но и обеспечить активный экономический рост государства, а в перспективе стать одним из крупных мегаполисов Евразии.
Из всех городов больше других отвечала требованиям столицы – Акмола. В размышлениях о будущем казахской нации известный поэт и теолог Макыш Калтай улы (1869–1916) пророчил о том, что казахи получат независимость, а прииртышская степь, как во времена Абылай-хана и Кенесары, станет центром казахской государственности.
Преимущества Акмолы в качестве столицы определялись рядом факторов: выгодное геополитическое расположение в центральной части страны, являющейся центром коммуникационных, транспортных, железнодорожных, автомобильных и воздушных магистралей; социально-политическая стабильность в регионе и благоприятная экологическая обстановка Приишимья. Кроме того, город обладает значительными ресурсами для дальнейшего градостроительного развития, так как располагает значительной свободной для заселения территорией, трудовым и промышленным потенциалом. Проанализировав весь комплекс факторов, был осуществлен выбор места новой столицы.
Неоценима роль Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в переносе столицы. Новая столица Астана и имя Президента неразрывно связаны с историей независимого Казахстана.
Впервые вопрос о переносе столицы Казахстана был поднят Президентом Республики Казахстан в июле 1994 года на заседании Верховного Совета Республики Казахстан. 6 июля 1994 года было принято Постановление Верховного Совета Республики Казахстан «О переносе столицы Республики Казахстан».
По поручению Президента было проведено изучение всей территории республики с целью определения месторасположения новой столицы, отвечающего 32 критериям. Наиболее важными должны быть естественно-географические, природно-климатические, социально-экономические факторы, а также перспективы развития инженерной и транспортной инфраструктуры, перспективы строительного, демографического, научного и культурного роста.
На статус новой столицы претендовали города: Караганда – крупнейший промышленный центр страны; Джезказган – расположенный в самом географическом центре страны, являвшийся историческим административным центром средневековой казахской государственности, и город Актюбинск. Но в результате исследований выбор пал на Астану (Акмолу), где сошлись 23 основных фактора переноса столицы, используемых в мировой практике.
В определении столицы глава государства исходил из того, что Казахстан – евразийская страна, Астана – один из географических центров Евразийского материка. Н. А. Назарбаев писал: «Экономические, технологические, информационные потоки развивающегося евразийского пространства в XXI веке будут протекать и через нашу новую столицу».
Так на карте мира появилось новое имя – Астана – детище Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева. 10 июня 1998 годасостоялась торжественная международная презентация новой столицы Республики Казахстан.
Своим архитектурным великолепием Астана обязана зодчим Кисе Курокава и НормануФостеру, чьи творения определяют тенденции в мировом градостроительстве –экологичность, технологичность, интеллектуальность, свободное использование пространства.Сегодня Астана признана мировым сообществом как центр проведения международных политических, экономических, инновационных и общественных форумов, центр мировых традиционных религий, студенческий центр, центр творчества и созидания.
Здесь прошли: Заседание ОБСЕ, Саммит глав СНГ, Всемирный Курултай казахов, Азиада-2011, планируется проведение ЭКСПО-2017. Астана – это гордость, надежда и символ счастливого будущего всех казахстанцев. Это – город мира и созидания, воплощение в жизнь смелых инновационных идей по пути прогресса и процветания.
История переноса столиц Казахстана показывает, что их идеология ранее формировалась под влиянием необходимости соблюдения, прежде всего имперских интересов, игнорирующих местные потребности и пожелания, как во времена царской России, так и в период советской власти. Идея последнего переноса столицы в Астану стала символом нового независимого развития Казахстана, освобожденного от колониализма и тоталитарного прошлого, и стремящегося к формированию новых цивилизованных основ государственности, исходя из национальных интересов и потребностей казахстанского общества.