Джунгарские ворота — горный проход между Джунгарским Алатау на западе и хребтами Бирликтау и Майлитау на востоке. Соединяет Балхаш-Алакольскую котловину и Джунгарскую равнину. Представляет собой плоский и широкий (более 10 км) коридор длиной около 50 км, по которому проходит государственная граница между Казахстаном и Китаем. На входах в ворота располагаются озера Алаколь (с севера) и Эби-Нур (с юга). В северной части самого прохода находится небольшое озеро Жаланашколь (в переводе с казахского — Голое озеро), в южной — станция Алашанькоу Ланьчжоу-Синьцзянской железной дороги.
Ветры, дующие через Джунгарские ворота, входят в число самых мощных ветров на территории СНГ. Сайкан — в переводе с китайского «Властелин Лугов», или, согласно другому переводу, «Кровавый ветер», ветер-разрушитель, дует со стороны Казахстана в Китай, и Эби — дует со стороны озера Эби-Нур с территории Китая в Казахстан.
Джунгарские ворота издревле использовались как транспортный путь кочевыми народами Центральной Азии и Казахстана. Через ворота проходил Великий Шелковый путь. А еще это был проход, который в течение многих веков использовался для вторжения в Среднюю Азию. Например, в начале XIII века им воспользовался для своих завоеваний Чингисхан. Местные жители первыми проливали кровь у озера Алаколь (Пестрое озеро), встречая непрошеные полчища хунтайджи и богдыханов. До сих пор в народе помнят годы «Великого бедствия» («Актабан шубырынды»).
Чего эти земли только не видели и чего только не перенесли! Видели они и Аныракайскую битву, и купеческие караваны, и белогвардейские войска атамана Дутова!
Летопись истории казахского народа сохранила до наших дней одно из таких событий… Во времена набегов джунгар большое войско взрослых мужчин-казахов, выступивших на защиту родины, подтягивалось к месту предстоящей битвы, но прибыть оно могло только с опозданием на несколько дней. И тогда 15-летний юноша Сартай собрал на защиту Отечества отряд из тысячи подростков. Этот отряд, прозванный «Мын бала» («Тысяча мальчиков»), выступил против огромнейшего войска джунгар. В неравной схватке все мальчики погибли, но их героическая смерть не была напрасной, они сдержали натиск джунгар до прихода основных сил ополчения трех жузов, которым командовал Абулхаир хан.
Трагические события связаны и с озером Жаланашколь. Здесь 13 августа 1969 года произошел пограничный конфликт между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. Границу СССР в районе заставы «Жаланашколь» пересекли более 40 вооруженных стрелковым и противотанковым оружием китайских солдат. Советские пограничники не хотели доводить возникший конфликт до кровопролития. Но китайцы открыли огонь. Советские солдаты вступили в бой, дали отпор нарушителям и укрепились на границе. На поле боя было обнаружено 4 пистолета ТТ, 9 карабинов СКС, пулемет РПД, 4 противотанковые гранаты и 27 ручных гранат, 6 кумулятивных снарядов, радиостанция, 2 кинокамеры и др.
Потери советской стороны составили 12 человек, из них 10 ранеными и 2 убитыми. Их останки покоятся на центральной площади Уч-Арала. Среди китайцев 19 человек были убиты, 3 попали в плен.
Этот конфликт стал одним из крупнейших военных столкновением СССР и Китая. На казахстанском участке границы китайская сторона больше не предпринимала провокаций. 11 сентября 1969 года в Пекине был заключен договор о прекращении враждебных действий.
В 1991 году через Джунгарские ворота была построена железная дорога, кратчайшим путем связавшая транспортные сети Европы и Азии. Железная дорога проходит через Актогай, Достык, Алашанькоу и Урумчи.
Вот такое уникальное место на карте нашей республики — Джунгарские ворота.