Новый этап освободительного движения, являвшегося частью общероссийского, ознаменовался для окраин царской России развитием национальной печати — изданием периодической прессы: газет и журналов. Печатное слово просвещало народ.
Когда мы говорим о первых казахских газетах, то, прежде всего, называем «Туркестан уалаятынын газети», которая начала выходить с 28 апреля 1870 года в центре Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкенте. Это было не самостоятельное издание, а приложение газеты «Туркестанские ведомости», выходившей на русском языке. Ежемесячно два номера выпускались на казахском языке, два — на узбекском. На страницах газеты были опубликованы материалы о Чокане Валиханове, о восстании мангистауских казахов (1870 год).
В 1888 году начала выходить газета «Дала уалаятынын газети», издававшаяся в Омске Степным генерал-губернаторством. После 1902 года обе газеты выходили как приложения к «Ведомостям» Акмолинской и Семиреченской областей. Эти органы по распоряжению властей издавались с целью закрепления колониальных захватов и духовного повиновения подданных на Востоке.
Эти газеты были правительственными. Кроме них казахи других газет не знали. Колониальная администрация печатала в них указы царя, распоряжения правительственных органов, освещала процесс освоения колониальных окраин, разъясняла суть имперской политики. Таким образом, эти издания носили информационно-справочный характер. Наряду с этим на газеты была возложена миссия пропаганды образа жизни колониального края под эгидой империи. С этой целью в неофициальном отделе были опубликованы материалы по истории, этнографии (народные обычаи, традиции), литературное наследие казахского народа и других тюркских народов.
Такое положение сохранялось до первой русской революции. Именно с этого момента началось движение, направленное на пробуждение народного сознания. События 1905–1907 годов нашли большой отклик и в Казахстане. Казахская беднота не хотела отставать от русских рабочих и крестьян, поднявшихся на борьбу против царского самодержавия. В ходе этой борьбы демократические силы Российской империи не добились отмены цензуры, но была объявлена свобода слова и печати. Это дало возможность для выхода революционных изданий, выпуска антиправительственных газет и журналов.
Именно в этот период появились первые ласточки казахской независимой печати. Первая из них — это «Казахская газета», вышедшая 2 февраля 1907 года в городе Троицке. Она открыто писала о колонизаторской политике царизма и объявила против нее политическую борьбу. Поэтому царское правительство закрыло «Казахскую газету» с первого же номера. Вторая независимая газета называлась «Серке» («Лидер»). И ее тоже постигла такая же участь. После выхода газеты (она издавалась в Петербурге) в редакции появилась полиция, которая арестовала весь тираж, а редакцию закрыла на замок. Причиной тому послужила статья М. Дулатова против политики правительства. Царская власть также прикрыла большевистскую газету «Орал», выходившую с 4 января по 27 апреля 1907 года в Оренбурге. Причина: газета среди казахских рабочих города распространяла революционные идеи и призывала их готовиться к вооруженной борьбе.
Постепенно народ понял силу печатного слова. Это стало возможным благодаря казахской интеллигенции, представители которой работали переводчиками, писарями и другими служащими при генерал-губернаторах. Они были патриотами своего народа, в сердцах которых горел огонь любви к родной стране. Несмотря на то, что за ними постоянно следило бдительное око цензуры, они смогли найти возможность для издания периодической печати.
Новую страницу в истории казахской периодической печати открыл журнал «Айкап», первый номер которого вышел в 1911 году. Его издателем и редактором был Мухамеджан Сералин, известный поэт и прозаик, журналист. За четыре года существования журнала вышло 88 номеров. Этот журнал для казахского общества того времени был особым явлением. Социальное неравенство казахского народа угнетало души многих прогрессивно мыслящих людей. Но они не в силах были что-нибудь изменить. Голоса одиночек не были слышны на бескрайних просторах казахской степи. Поэтому новая интеллигенция избрала другой путь — путь создания своей печати, которая явилась бы гласом народа. Таким рупором стал журнал «Айкап». Сералин сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг журнала. Журнал «Айкап» выходил в Троицке до августа 1915 года.
В 1913—1918 годах выходила газета «Казах». Всего было выпущено 265 номеров, тираж каждого номера в среднем составлял 3 тысячи экземпляров, а иногда доходил до 8 тысяч. В газете поднимались вопросы перехода казахов от кочевания к земледелию. В этой связи пропагандировались вопросы культуры земледелия, вместе с тем не отрицалось, что и в кочевой жизни есть свои плюсы, много полезного, от чего не нужно отказываться, а что необходимо использовать. Поднимались также вопросы равноправия и свободы восточных женщин, проблемы межнациональных отношений.
В период между Февральской и Октябрьской революциями в Семипалатинске начала выходить газета «Сарыарка». Редакторами ее были Р. Марсеков, Х. Габбасов. Газета опубликовала статью А. Ермекова «Да здравствует Алаш, да здравствует!», в которой декларировала решение второго Всеказахского съезда (12 декабря 1917 года) о провозглашении автономии Алаш-Орды.
Появление первых казахских периодических изданий стало коренным поворотом в развитии культуры. Как известно, ни одна страна не может существовать без журналистики, без периодической печати. Страна без журналистики — это страна без своей летописи, без исторической памяти. Почему Петр I, по примеру зарубежных государств, решил издавать свою газету? Потому что без газет народ и глух, и нем, и слеп. Казахи взялись за это дело только в начале XX века. Появление национальной периодической печати — это заслуга передовых сынов казахского народа того времени, таких как Мухамеджан Сералин, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и многих других.