Когда путники прибывают в Туркестанский оазис и посещают мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, им рассказывают удивительную легенду о шейхе и о строительстве гробницы над его могилой: «Лишь только рабочие вывели стены, как явился в глухую полночь огромный зеленый бык и рогами раскидал все возведенное. Вновь стали строить здание. Уже сложили арки и своды, как в одну ночь бык превратил постройку в груду развалин. Задумался тогда Тимур. И явился ему во сне некий старец, который объявил волю Ходжа Ахмеда, чтобы сперва возвели мазар на могиле его первого наставника Баб-Арслана. Охотно выполнил это требование Тимур. И только после этого постройку туркестанского мавзолея удалось довести до благополучного конца».
Так небольшой городок Туркестан (в древности Яссы) стал известен как место упокоения святого Ахмеда Яссауи, автора книги «Диван-и-Хикмет» («Книга премудростей») – богословского сборника стихов.
Мавзолей ходжа Ахмеда Яссауи
Ханака (приют, обитель) Ахмеда Яссауи – центр суфийского ордена яссауитов – сооружена по указанию Тимура (1336—1405), основателя империи Тимуридов, в конце XIV века на окраине Мавераннахра (историческая область в Центральной Азии). Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша. Из надписей на стенах памятника и шестигранном изразце ребристого купола усыпальницы прочитаны имена мастеров Ходжи-Хасана (Хусейна) и Шаме-и-Абдал-Ваххаба из Шираза. Усыпальница Ахмеда Яссауи в записях современников названа «райским садом» — раудат. Ее сверкающие купола видны издалека. Сложен мавзолей из кирпича, а его стены с внешней стороны выложены прекрасными цветными изразцами, образующими сложный орнамент. Искусная резьба украшает двери. Величественные башни, соединенные стрельчатой аркой, венчают фасад мавзолея. Внутри него – многочисленные комнаты и залы. В самом большом из них находится высеченная из светло-зеленого мрамора усыпальница правнучки Тимура, дочери знаменитого астронома средневековья Улугбека, а в малом – могила Ходжа Ахмада Яссауи.
«Диван-и-Хикмет» — «Книга премудростей»
Эта книга, написанная Ходжа Ахмедом Яссауи, содержит мудрые назидания,
которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение, призывая народ к честности, справедливости, доброжелательности и терпению.
«Книга премудростей»состоит из двух частей. В первой главное место отведено наставлениям верующим: автор говорит, как стать посвященным в тайны суфизма. Для этого не следует стремиться к богатству, нужно оставаться бедным, соблюдать требования шариата (норм ислама), направлять свои помыслы к Богу, отдаваться молитвам и постам. Следует соблюдать сорок предписаний дервишизма, это поможет достичь высшего блаженства.
Вторая часть книги включает в себя стихотворения-назидания, отличающиеся высоким литературным мастерством и глубокой мудростью. Авторитет назиданий был очень высок – они почитались наравне с Кораном. Стихи, написанные на местном наречии, были доступны простому народу, а сам Ходжа Ахмед Яссауи в своей жизни следовал тем принципам, которые проповедовал.
«Диван-и-Хикмет» — это не просто памятник религиозной суфийской литературы, это один из древнейших тюркоязычных памятников, относящийся к караханидской литературной традиции.
Ахмед Яссауи родился в семье шейха Ибрагима, сына Махмеда, сына Ифтихара, в1103 году. Свое прозвище – Яссауи (т. е. изЯссы) – он получил от имени родного города, некогда стоявшего на месте нынешнего Туркестана на территории современного Казахстана. Еще когда он был ребенком, на его способности обратил внимание местный шейх Баб-Арслан, который и занялся его духовным воспитанием. Позднее Ахмед отправился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани. Здесь он получил разрешение самому учить основам суфизма. Его нравственный авторитет привлекал к нему людей, искавших совета и утешения. Живым примером личной жизни и простым, доступным языком убежденно призывал Ходжа Ахмед братьев по ордену следовать добру, смирению и послушанию. Призывал, как это было принято на Востоке, языкомпоэзии:
Он – Свет, на ниспославший строгое ученье, емуподобно
бреду строкою за строкою откровений в свет из ненастья,
дома минуя, не освещенные страстями к Богу, шагаю я
по всем мирским дорогам с лотком, наполненным плодами страсти.
Средь них мои года. В одиннадцать я произнес: «Аллах!».
И божья милость удалила из меня гордыню.
В двенадцать лет познал я тайны все земные.
Тщеславье, злоба, зависть вне меня под пеплом и поныне.
В молитвах год провел и стал подобен праху.
В пятнадцать лет ко мне слетели девы-гурии с небес,
сложили руки и, приглашая в рай, мне поклонились.
Однако жажда Истины в ином. Одним был болен я –
желаньем лицезреть Его. Явились мне святые духи,
в шестнадцать лет своих стал человеком я с благословеньем.
Мне восемнадцатая весна с рассветом принесла
С вином экстаза Пророка Мухаммада тихое вещанье.
Но только в девятнадцать лет я, первый зикр свершив,
Вписал свои слова в познанье Истины сквозь созерцанье.
К тому времени, когда Ходжа Ахмед вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. В 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, Ходжа Ахмед решил уйти из мира, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце. На окраине города Яссы Ходжа Ахмед вырыл глубокую пещеру и поселился в ней. С той поры до самой смерти в 1166 году он больше не видел дневного света.
Это место стало святыней, сюда стекаются толпы паломников. Считается, что трехкратное паломничество к могиле святого заменяет хадж в Мекку.
Легенды Ходжи Ахмеда Яссауи
● Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссауи. Именно ему Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником пророка Мухаммеда. Однажды пророк Мухаммед и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».
Согласно народным преданием и письменным источникам («РисолаиСарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссауи и действительно передал ему косточку хурмы.
● Чудесная сила Ходжи Ахмеда Яссауи проявилась еще в юношеском возрасте. Свыше ему был дан белый верблюд, на которого он садился при совершении утреннего намаза. Верблюд по воздуху уносил его ежедневно в Мекку. И скорость полета была такова, что начав намаз в Туркестане, святой кончал его уже в Мекке. Как-то раз один иноверец усомнился в истинности этого и назвал суфия обманщиком. Тот предложил ему явиться утром следующего дня. Велики были изумление и страх иноверца, когда при восходе солнца он увидел быстро приближающегося белого верблюда. Ходжа Ахмед предложил гостю занять место на спине животного позади себя. И верблюд вознесся. Шейх творил намаз. Любопытный иноверец вертелся, оглядывая проплывающие под ним окрестности. И наконец, свалился на землю прямо в круг приближенных хана. Те были сильно удивлены происшедшим и, узнав причину, велели за оскорбление чувств святого сжечь неверного на дереве. Уже пылал сухой ствол, к которому был привязан иноверец, когда пролетал на обратном пути в Туркестан из Мекки Ходжа Ахмед. Сжалился он над несчастным и велел дереву с иноверцем лететь с ним. Еще больше пришли в изумление все сидевшие с ханом, когда огромное дерево исчезло с их глаз.
Хан – свидетель этого чуда – передал всю власть и все богатства младшему брату, а сам ушел нищим дервишем к святому Ходже Ахмеду Яссауи. Он совершил много благодеяний, а после смерти был похоронен рядом с учителем.