Магические белые кони

В мифах кочевников конь – любимое животное степняков – имеет свое особое примечательное место. В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных конь всегда ценился выше других и занимал главное место. «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего скота», «Конь – крылья батыра», «Неудачливого жигита выручает удачливый конь», — так говорит казахская народная мудрость. «В жизни много трудностей, но если у тебя нет хорошего верного коня, это равносильно твоей смерти», — поется в народной песне.

Казахи издревле считали, что кони помогают излечивать людей от болезней. Полагают, что нечистая сила боится коней, пугается их, и стоит коню появиться, как бесы и шайтаны покидают больного человека, и он выздоравливает.

Камча всадника обладает магической силой. Она пропитана потом коня, к ней боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому камчу вешали у изголовья молодых женщин. Верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плети с рукояткой из таволги. Казахи говорят, что сатана боится желтой камчи.

Когда рождается ребенок, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стала искусной рукодельницей. После сорока дней ребенка проводят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров.

«След ангела» — так называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта. Горсть такой земли заворачивают в тряпочку и кладут под подушку ребенка или же добавляют в воду и купают его.

В различных регионах Казахстана есть обычай поклонения изображениям копыта лошади на камнях, которые называют «след копыта тулпара». Камни с изображением лошадиного копыта повсюду называют тулпартас – камень скакуна. Казахская пословица «След тулпара не стирается» означает, что копыта тулпара – волшебного скакуна – очень твердые, поэтому отпечаток их следов не стирается. Поклонение следам лошадей на камнях, почитание следов конских копыт является проявлением элементов степной магии. Одного сына называют Туяк (копыто), Туякбай, так как он единственный наследник отца. Слиток серебра – жамбы делают в форме копыта (тайтуяк – копыто стригунка). Это все связано с магической верой в священную силу конского копыта.

Есть поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых духов, бесов и опасностей. К колыбели привязывают волосы из гривы и хвоста лошадей. Вырывают волос из гривы, челки лошади и, завернув в кусочек ткани, в виде тумара (талисмана) одевают на шею ребенка. Это мифическое толкование выражено в фольклоре. Вот что сказал заговоривший человеческим голосом конь Козы в поэме «Козы Корпеш и Баян Сулу»: «Когда волос из моей челки сожжешь, тогда я окажусь перед тобой».

У казахов о знатных людях говорят: «Это порода сине-черной масти». Отец Абая Кунанбай говорил: «Мы порода сине-черной масти». Если из простого народа кто-то достигал каких-то высот, удивлялись и говорили: «Это сине-черная масть, вышедшая из черного». Красноречивых ораторов, акынов хвалили, называя «сине-черный оратор», «сине-черный акын». По преданию, баи, чиновники надевали шубы из шкуры жеребенка сине-черной масти, чтобы отличаться от других.

Жетысуйские и синьцзянские казахи белую лошадь – Ак ат во многих случаях называют синей лошадью – Кок ат. Эта традиция идет с древнейших времен, когда гунны и древние тюрки приносили в жертву лошадей белой масти богу Тенгри.

Обычай почитания белых коней идет от древнего мифа, в котором аргамак народился от белой птицы – лебедя. Есть поверье, что белый конь Алшанбоз Абылай хана превратился в лебедя.

Поверья, обычаи и традиции казахов, связанные с лошадьми, появились в такие древние времена, когда тюркская и монгольская мифология были тесно связаны между собой. Они имеют общие черты с обычаями тех народов, которые занимаются коневодством. Но ряд поверий встречается только у казахов. Древность обычаев и их общность свидетельствуют о том, что племена Центральной Азии приручили лошадей в наидревнейшие времена, возможно, в 3–4 тысячелетии до н. э. То есть пять-шесть тысяч лет тому назад.

Почитание белых лошадей связано с разными обычаями, традициями. Есть такое поверье, что тот, кто искупается в молоке белой кобылы, излечится от всех болезней, от него уйдут горе и печаль. Вернувшись после победы над врагом, Алпамыс своих измученных родителей купает в молоке белой кобылы.

Когда прекращается война и две стороны приходят к соглашению, во время перемирия закалывают белого коня и проводят обряд: гонцы обеих сторон обмакивают указательные пальцы в кровь этого коня и клянутся никогда не враждовать. В 1740 году во время перемирия и мирного соглашения между ханом Абылаем и джунгарским хонтайчи был исполнен подобный обряд. Обычай принесения в жертву белого коня и клятва при свидетелях сохранились у казахов до начала ХХ века. Для вести о победе посылали гонца на белом коне, о поражении – на вороном. Человек на белом коне выглядит величественно, и белый цвет символизирует победу.

_______________________________________

* По книге О. Жанайдарова «Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2008

Магические белые кони