Легенда о горе Казыгурт*
Почти во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды о всемирном потопе — их более пятисот. Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается только один праведный человек со своей семьей. В западных странах этот человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного средства, то в Библии оно называется «ковчег», то есть корабль; в месопотамских сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном бревне".
Ной пустился в построенном им ковчеге по бурным волнам великого потопа, и ковчег со всеми его обитателями пристал к горе Синай. По другой версии, ковчег остановился на вершине горы Арарат, на Кавказе.
В казахской легенде о всемирном потопе рассказывается, что ковчег с 80 праведниками, во главе которых был пророк Нух (Ной), с множеством животных, птиц и насекомых носился по безбрежным волнам, не имея пристанища.
Через семь месяцев, семь дней и семь часов после начала потопа ковчег приплыл к горе Казыгурт. Это — горный кряж, протянувшийся примерно на 20 км с востока на запад. Высшая точка 1768 м. Находится в 40 км от города Шымкента в долине Таласского Алатау (западный хребет Тянь-Шаньских гор).
Во время плавания пророк Нух обращался к творцу с молитвами о спасении беззащитных людей и животных. Высокие горы, возвышавшиеся над бурными волнами потопа, надменно считали, что ковчег пристанет именно к ним, и только скромная гора Казыгурт не смела мечтать об этом, ибо понимала, что она ничем не выделяется среди других гор. Творец, увидев скромность горы, не позволил водам потопа скрыть вершину Казыгурта, и ковчег причалил к ней. Высокие и надменные горы решили наказать Казыгурт, но она призвала на помощь малые горы Ордабасы, Кызылсенгир, Алимтау, Койлык, Анки, Баганалы, Мансар и Канырак. Могучие противники испугались этого союза и ограничились символическими ударами по хребту Казыгурта. Так образовались ложбины и впадины на горе Казыгурт, и она стала похожа на двугорбого верблюда.
Люди выпустили сначала несколько птиц из ковчега, чтобы те разузнали – ушли ли воды всемирного потопа, можно ли на обновленной земле. Многие птицы улетели и не вернулись, и только ласточка прилетела назад, неся в клюве зеленую веточку. С тех пор ласточка – особо почитаемая у казахов птица. В казахских сказках ласточка совершает только добрые дела.
Люди высадились на горе Казыгурт и остались на ней жить. В древней «Книге моего деда Коркута» сказано: «На вершине Казыгурта остался корабль, потому что священная это гора…»
В обоих случаях древнего предания говорится, что корабль остался на вершине Казыгурта, и оттуда затем распространились народы по всему свету.
Греческий историк Страбон пишет в своей «Географии»: «По предположению Платона (древнегреческий философ), после потопов возникли три формы цивилизованной жизни: первая – на вершинах гор, примитивная и дикая, так как люди испытывали страх перед водами, которые еще держались на поверхности равнин; вторая развивалась по склонам гор, так как люди уже стали постепенно набираться храбрости, потому что равнины начали высыхать; третья образовалась на равнинах. Можно, пожалуй, говорить равным образом и о четвертой, пятой формах и даже больше; последняя же форма цивилизации возникла на морском побережье и на островах, после того как люди избавились от подобного рода страха» (Страбон. География, М., 1994, с.555).
Гора, которая стала колыбелью новой жизни после потопа, носит имя Справедливого волка – Казыгурта. Почему гора Казыгурт называется так? О происхождении ее названия имеется следующая древняя казахская топонимическая легенда. В тяжелое голодное время, наступившее после всемирного потопа, волчица нарушила запрет на убийство живого. Волк наказал ее. Его стали величать справедливым (Казы) волком (гурт).
На горе находятся места, которые для мусульман являются святыми. Ежегодно туда съезжаются паломники. С юга, у подножия главной вершины находится святое место Акбура (Белый верблюд). Паломничают туда в основном женщины, которые не могут родить. На этом месте в 1991 году был сооружен мавзолей. Святой, в честь которого названо место, жил во времена Ахмеда Яссави и был суфием. У него был белый верблюд. Когда святой молился, он вводил в транс не только себя, но и верблюда.
____________________________________
* По книге О. Жанайдарова «Легенды Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2007