Среди многообразия памятников исторического прошлого видное место принадлежит искусству древнего человека – наскальным изображениям: гравировкам и росписям.
На территории Казахстана особенно распространен первый вид этих памятников, петроглифы – рисунки на скалах, выбитые каменными или металлическими орудиями.
Один из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья — петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, расположенного в 170 км к северо-западу от города Алматы в горах Анракай.
Открыты петроглифы были в 1957 году археологической экспедицией Казахстанской академии наук под руководством А. Г. Максимовой. Здесь было обнаружено святилище с большим количеством наскальных рисунков, его изучение началось в 1970—1980-е годы. Ученые считают, что в эпоху бронзы здесь жили племена андроновской культуры, которые впоследствии распространились по всей центральной части Евразии.
Большинство петроглифов расположено в нижней части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье. Общее количество рисунков в главном ущелье — около 2000.
Тематика их очень разнообразна: люди, животные, всадники, сцены охоты людей, сцены охоты хищных животных, сены из жизни людей, ритуальные пляски, Солнцеголовые божества, а также многофигурные композиции с изображением людей и животных, сцены охоты на животных и сцены жертвоприношения быков. Наиболее часто встречаются изображения лошадей и архаров (диких горных баранов) – обладателей мощных загнутых назад рогов. Однако присутствуют и иные представители животного мира, включая даже вымерших, ныне в этих краях уже не встречающихся. Среди множества изображений выделяются группы сюжетов культового характера. Это хороводы «пляшущих человечков», крупные фигуры солнцеликих людей под священным деревом и сцены обрядовых действий, исполняемых жрецами в звериных шкурах и с бубнами в руках. Самые уникальные композиции и образы Солнцеголовых божеств относятся к середине IIтысячелетия до н. э.
Археолог и историк А. П. Окладников (1908–1981), много лет посвятивший изучению древних петроглифов, приводит интересный рассказ. Один раз в году древние люди собирались на праздник, главным событием которого был особый обряд «добычи, охотничьей удачи, счастья». Несколько дней охотники, ряженые в оленьи шкуры, с рогами на голове исполняли у родовых святынь – камней, скал и деревьев колдовские танцы, которые должны были зачаровать зверей. Этот рассказ известного ученого проливает свет на загадку танцующих людей в ущелье Тамгалы, и лишний раз подчеркивает удивительную живучесть древних традиций охотничьей магии и промыслового культа. Подобные сцены коллективных танцев распространены необычайно широко. Они близки первобытным народам Сибири и Кавказа, Индии и Африки, Скандинавии и Восточной Европы.
Большая часть петроглифов относится к эпохе бронзы. Рисунки, выполненные в сакском «зверином» стиле, размещены в основном отдельно от более древних петроглифов, но в некоторых случаях дополняют или даже перекрывают их.
Блестяще-черные поверхности скал, образовавшиеся в результате сложного взаимодействия органических соединений и энергии солнечных лучей, служат хорошим ориентиром в поисках наскальных гравировок. Древние художники почти всегда выбирали для своих «полотен» камни на южных и восточных склонах гор, более всего освещавшиеся солнцем, — выбитый на черном фоне «загара» светлый рисунок выглядел особенно эффектно. Процесс создания таких рисунков зачастую состоял из трех этапов: вначале резцом-метчиком делался линейный набросок фигуры, затем орудиями с острой ударной частью удалялась в пределах изображения вся черная корка загара (патины) и, наконец, весь этот углубленный силуэт подвергался дополнительной обработке-прошлифовке.
Галерея петроглифов очень напоминает привычную нам картинную галерею, с той лишь разницей, что первые авторы относятся ко второму тысячелетию до н. э. Точно так же, как и в современных музеях, посетители постепенно переходят из зала в зал. Но если в музеях последовательность и расположение картин определяются художественными критериями, то последовательность и расположение картин каменной галереи Тамгалы определялись сакральными (священными, посвященными богам) причинами. И если сейчас экскурсии водят экскурсоводы, то тогда их водили жрецы. Наверное, водили не группы, а каждого человека индивидуально, что отвечало назначению этого места. При этом самое непосредственное участие в восприятии рисунков принимает природа – все происходит среди невысоких гор в степи под огромным голубым небом, воздух пропитан непередаваемым запахом степных трав, среди которых очень явно слышится горьковатый запах степной полыни.
Вокруг ущелья-святилища некогда жили люди. Расселяясь вокруг святилища, они выбирали наиболее удобные площадки в небольших межгорных долинах, где поблизости были родники, а вершины холмов защищали от зимних ветров. Неуютные горные условия сильно ограничивали выбор, поэтому многие участки, освоенные людьми однажды, продолжали использоваться и последующими поколениями. Постепенно старые постройки превращались в руины и покрывались землей, а на их месте возникали новые. Так, одно из самых древних поселений, которое было основано еще в XII–XI веках до н. э., оказалось погребено трехметровым слоем земли, накопившимся в результате почти непрерывного обитания здесь человека вплоть до конца XIX века.
В окрестностях святилища найдены и многочисленные древние захоронения. Особый интерес представляют цисты — погребальные каменные «ящики», которые сооружались из цельных плит сланца, куда укладывались не только усопшие, но и разная утварь и предметы, чаще всего сосуды. Цисты датируются преимущественно концом бронзового века. Более поздние захоронения, относящиеся к железному веку (и далее), представляют собой курганы, сложенные землей и камнями.
В наскальных изображениях скрыта богатейшая информация о жизни человека на разных этапах его исторического развития. Но, к сожалению, время не щадит петроглифы. Камни, на которых они созданы, с течением времени разрушаются, раскалываются плиты, осыпаются гладкие поверхности. Но сейчас многое делается для сохранения бесценного памятника, и производятся работы по восстановлению каменной картинной галереи. С 2004 года урочище Тамгалывнесено в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.