Наверное, многие из вас обращали внимание на то, как наши дедушки и бабушки, увидев появление молодого, только-только народившегося месяца, сложив обе руки у груди, трижды приветствовали его словами:
Мир тебе и твоему дому!
Мы увидели новый месяц,
Увидели благополучие,
Многое было пережито,
Старый месяц, не гневайся на нас,
Новый месяц, благослови! –
И сказав при этом:
«Аллах велик! Аллах акпар!» — продолжали заниматься своим делом.
Для нас это дошедшее из далеких времен «приветствие», которому не менее трех-четырех тысяч лет, кажется необычным, но за ним и за обычаем его произносить спрятан глубокий, имеющий свою длинную историю смысл.
Древние саки, гунны, уйсуни, канглы, небесные тюрки, тюркеши, уйгуры и карлуки поклонялись одной религии, одному богу – Тенгри (Небо). Тюрки с древнейших времен были тенгрианцами.
В Тенгрианстве голубое небо, светлое солнце, яркая луна (месяц) считаются самыми священными, божественными. Небо-Тенгри или Солнце-Тенгри почитались как создатели, божественные творцы всего сущего, а каган — правитель государства — почитался как божественный, освященный небом. В дошедших до нас памятниках древнетюркской письменности, выбитых на камне, пишется так: «Когда вверху образовалось небо, внизу возникла черная земля, а между ними зародились дети человеческие». Про правителя гуннов говорилось: «Он родился от Неба и Земли; Солнце и Луна посадили его на престол; он великий и божественный предводитель гуннов (таниркут)». У древних уйсуней вождя звали кунби («правитель Солнца»), здесь тот же божественный или небесный смысл. Сами правители считали, что они восходили на престол, становились каганами и управляли народом благодаря поддержке Тенгри (Неба), провидения, а потом уже вследствие личных достоинств и удачи. Например, в надписи проБильгекагана сказано так: «Тенгри благословил и поддержал меня, удача была на моей стороне, поэтому я стал каганом». В этих надписях хорошо видно, что восхождение на престол, благословение правителя и народа основывались на вере в Тенгри, а религия и государственная политика шли рука об руку, вместе были инструментами управления страной и народом.
Вместе с Тенгри особо почитались Земля и Вода, Горы, что можно заметить по их названиям.
Гунны и уйсуни селились у подножия высоких божественных гор Чиляншан, то есть Тенгри, поскольку на языке гуннов слово Тенгри звучало как «Чинли». Китайское Тянь-Шань (Божественные горы) — название, оставшееся от гуннов, поскольку Тянь — то же, что и Тенгри.
Небо и для казахского народа равно богу, и поэтому священно. Его голубизна и чистота — символы молодости и весны, плодородия, независимости и свободы. Не случайно знамя независимого и суверенного Казахстана имеет голубой, небесный цвет. Это традиция, идущая из глубины веков, которой тысячи лет.
Большую часть жизни наши предки проводили в седле, под высоким голубым небом, соприкасаясь с землей только посредством копыт лошадей. Пищуим приносили четвероногие животные, а сердца и души наполняло небо, бескрайняя небесная сфера была их духовной пищей, широкая степь по масштабам была равна небу, а снежные вершины гор, устремленные ввысь, также соответствовали небесам.
Тюрки относились к небу как к божеству: любили, восхищались им, и боялись его. Причина этого в том, что солнце не только давало свет, тепло и жизнь, но каждый день оно проходило по небу, являя пример кочевания. Тюрки понимали, что могущественнее солнца в природе нет ничего. Восход и закат солнца воспринимался как единый цикл жизни и смерти, рассвета и угасания. На рассвете они обращали свои взоры к солнцу, вглядываясь, как оно восходит, а также не оставляли без внимания и то, что происходит справа, слева и позади. Чтобы лучи солнца попадали в жилище, вход в юрту делали с восточной стороны. Свои ставки каганы располагали таким образом, чтобы ворота всегда были обращены на восток.
Время тоже определяли по движению солнца. А ход луны по ночному небу был положен в основу годового календаря. Изменения в природе связывались с движением небесных светил, работы по хозяйству производились, глядя на них.
Во всем был свой порядок: в обществе и природе. Плохое и хорошее, нужное и ненужное, низкое и святое воспринималось только через посредство бога Тенгри: рождение человека, его долг и обязанности, проявление человеческого характера.
У каждой вещи был свой смысл, тайна, загадка, мера измерения. С этой точки зрения между тенгрианством и исламом большее сходства, чем различий.
Все познается в сравнении. Кочевник всю жизнь проводил в седле, передвигаясь вслед за стадами, глаза его были обращены к небу, к природе. Он первым замечал изменения погоды, наступление другого времени года, и видел перед собой он только огромные пространства, небо, степь и высокие горы, над которыми сияло солнце. Поэтому Небо-Тенгри всегда было для кочевника единственным Богом, других божеств он себе не выдумывал.
А земледелец копался в земле, глаза его были обращены вниз, куда он посадил плоды своего труда. Вырастет, не вырастет, счастье и несчастье, бедствие и разгул природы, все у земледельца зависело от земли и воды, от почвы и ее плодородия. Поэтому земледелец видел перед собой только землю, и понаделал себе из камней, глины и деревьев богов, причем сотворил себе богов и идолов сам, своими руками.
Глубочайший смысл лежит за тем образом жизни, который вели наши далекие предки, поклоняясь Небу Тенгри, Небесной сфере, Космосу и Вселенной, считая себя детьми Неба.
_______________________________________
* По книге О. Жанайдарова «Мифы Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана». – Алматы: Аруна, 2008