Англичанин рисует хана*

Лето 1736 года.

Берег реки Жем-Эмба.

Аул хана Младшего жуза Абулхаира встречает посольство России. Среди людей из России особо выделяется английский художник Джон Кэстль.

Внутренность ставки хана Абулхаира.

Отдельно слева от ханского тахта-трона расположились представители российского посольства, справа под занавесом сидит жена хана Бопай. У двери расположилась обслуживающая прислуга.

Из ханских советников присутствуют два-три султана и баксы-балгеры, муллы.

Хан сидит на возвышенной тахте, перед ним обильный дастархан. Прислуживающие даяшы разносят астауы с мясом и кумыс с зеренами.


Абулхаир доволен появлением этого посольства в своей орде. Он берет в правую руку целую горсть мяса и позывает англичанина Джона Кэстля. Хан говорит: «Это наш дастар-асату. Такое предлагается только очень почетному гостю. А ну-ка, открывай рот, да пошире…»

Англичанин Джон Кэстль не знает, что делать, он умоляюще смотрит на Мамета Мевкелева, который очень хочет, чтобы англичанин осра

Тевкелев демонстративно отворачивается от анличанина. мился перед казахским ханом.

В это момент Джон Кэстль берет кусочек светлой кожи и графит, стремительно подходит к занавеске, за которой сидит ханша Бопай.

«Я нарисую портрет Вашего мужа», — говоря это, Джон Кэстль начинает лихорадочно выводить графитом облик Абулхаира на кусочке кожи.

«Ей, күйеуімнің суретін салма! Онан соң ол өліп қалмай ма?» — говорит Бопай. Она забеспокоилась и смотрит на Мамета Тевкелева.

Англичанин не понимает слова ханши Бопай и продолжает рисовать хана. На кусочке светлой кожи вмиг появляется облик Абулхаира, первоначальная основа портрета.

«Эй, Джон! Если умрем, так с отцрм вместе пойдем под землю. Ты и нас рисуй», — говорит младший сын хана – Ералы.

Бопай поддерживает слова сына: «Ералы дұрыс айтады. Біздің де суретімізді сал терітерсегіңе!.. Кетсек, бәріміз бірге кетейік о дүниеге…»

Тевкелев начинает шептать на ухо Джона Кэстля.

Англичанин улыбается и ритмично кивает головой… После каждого кивка головы появляется новый рисунок английского художника…

Так до нас дошло около десятка рисунков Джона Кэстля, в которых он запечатлел семью Абулхаир-хана в июне 1736 года на берегу реки Жем-Эмбы.

______________________________________________

* По книге Сатаева А. «В лебедей не стреляют». — А.: Қайнар, 2011.

Англичанин рисует хана*