С казахскими землями связано много легенд*

Легенда «Кемекалган»

По древним легендам, во время наводнения Ноев ковчег останавливался в горах Ал-Жуди в Арабии, в горах Арарата на Кавказе, Синае в Палестине и в горах Казыгурта в Казахстане. Легендарное место находится в 40 километрах от города Шымкента в отрогах Таласского Алатау (западные хребты Тянь-Шаньских гор). В народе сохранилось около пятидесяти легенд о священности гор. Люди верят, что до сих пор в горах видно то место, где остановился ковчег. Местные жители называют его «Кемекалган».

Невероятно, размеры местного ковчега подходят по описанию в одном священном писании: «Длина ковчега 300 кубитов (150 м), ширина 50 кубитов (25 м), и высота 30 кубитов (15 м)». 33 архитектурных памятника были найдены в горах и близлежащих землях Казыгурта.

* * *

Природный комплекс Шилтер-ата также находится среди священных мест. Скала Адам и Ева символизирует, что Адам и Ева были предками человеческой расы. Между двумя 33 метровыми утесами щель, через которую может пройти только человек с чистой душой. В Шилтер-ата есть каменные статуи животных, описанные в священных книгах. Кажется, что земля национального парка Казыгурта обладает сверхъестественной аурой.

* * *

Мазар святого Кулболды-баба – пыль со стен мазара считается целебной. Ее разводят в воде и пьют, особенно помогает от детских болезней.

(п. Ширкейли)

Место захоронения Команкожа-баба и двух его сподвижников

«У кого не было сына – он давал сына, у кого не было дочери – он давал дочь». Постоянный хранитель мазара кладет в специальные ниши священные книги, дает кусочки освященной тани для тумаров. (п. Айдарлы, восточнее Караганды)

* * *

В степях около г. Туркестан, на возвышенности расположен маза Домалак-ана (начало ХХ в.). Он был построен в честь «Великой матери Бабишар, дочери Аксултана». Домалак-ана была ясновидящей с пророческим даром. По известному поверью, три казахских жуза произошли от ее внуков Алдана, Суана и Дулата.

* * *

У подножия хребта Каратау, расположен мавзолей Байдибек-Ата. Байдибек-Ата был национальным героем, объединившим казахский народ для борьбы с захватчиками. Сюда наши современники приходят, чтобы отдать дань уважения памяти предков.

Предания о беркутах, совах и змеях

Охота с ловчими птицами была древним искусством кочевников. Если будущая мать часто видела во сне орла, сокола или ястреба, то у нее рождался батыр. А затем ловчие птицы сопровождали его в походах и войнах. Хищные птицы могли нападать и на очень крупную добычу – сайгаков, джейранов, горных козлов, кабанов и даже медведей. Специально дрессированные орлы брали волков. К ноге хищных птиц привязывалась серебряная бляха с именем владельца. Поэтому пойманную птицу возвращали владельцу.

Существовал древний обычай, по которому охотник отпускал на волю своего ловчего беркута. Делалось это в том случае, если птица приносила во время охоты много добычи. Чем больше добычи, тем больше достаток в доме. Если охотник женился, и у него подрастали здоровые дети, считалось, что ловчая птица охраняла дом и его жителей от злых духов. Охотник надевал на коготь беркута серебряное кольцо, затем сажал его на руку и верхом отвозил в горы или степь. Здесь человек кормил досыта птицу и оставлял на свободе. При этом охотник благодарил птицу следующими словами: «Ты долго служил мне верой и правдой, ты принес в мой дом богатство и благосостояние, ты подарил мне здоровых и жизнерадостных детей. Я отпускаю тебя на волю. Пусть у тебя будет свой дом и свои дети». Если беркут снова попадал в руки людей, то, увидев кольцо, они должны были отпустить птицу на свободу. Беркут своим трудом уже заслужил ее. Когда птица улетала, охотник оставлял себе ее путики, которыми связывались ноги. Считалось, что с ними в доме остаются богатства, счастье и блага, принесенные птицей. Ни за что на свете охотник не отдавал эти путики посторонним людям, с ними могли уйти удача и благополучие.

Сова и филин тоже были священными птицами. Их перья отпугивали злых духов. Казахи украшали головной убор невесты – саукеле – перьями филина. Существовало поверье, что филин оберегает детей от различных болезней. Для этого перья филина привязывали к колыбели или одежде детей.

Наиболее почитаемой птицей тюрков был божественный орел. В древних сказаниях на самом верху Байтерека восседал двуглавый орел – сын самого Тенгри. Он оглядывает своим взором все мировое пространство. Заметив приближение врагов – злых духов – он бросается навстречу им и вступает в битву.

Змея у тюрков символ долголетия. Тюрки верили, что змея самое древнее существо на земле, которое обитало еще в первозданном Великом океане, а затем поселилось в корнях Байтерека. От нее произошли волк и ворон. Если ее разрубить надвое, то половинки срастаются и начинают мстить обидчику. Змея не только символ бессмертия и мудрости, но и часто выступает как хранительница семьи, очага.

Символом змеи являются три точки, расположенные треугольником. Это три глаза змеи. Два из них обычные, а третий, расположенный в середине, магический. Этот третий глаз позволяет змее видеть события, происходящие во всех трех мирах.

Другой символ змеи – камча. Такая змея-камча служит для того, чтобы отгонять пробирающихся в жилище злых духов. Поэтому в каждом доме тюрка на почетном месте висит камча. Она нужна не для того, чтобы подавлять близких, а для их защиты от происков демонов.

Если человеку удается увидеть скопление змей, то он станет богатым. Если змея вползает в дом, то нельзя ее просто прогонять. Перед ней надо поставить чашу с молоком, а затем выпроводить ее прочь.

Но змея жительница подземного мира, поэтому она может принести вред. Если человек вредил змее, то она могла заговорить его или просто ужалить. Эрлик (владыка подземного мира), принимая образ змеи-дракона, иногда поднимается по ветвям Байтерека, чтобы выкрасть из гнезда двуглавого орла яйцо мироздания.

_____________________________________________________

* По книге Ахетова А. «Святое притяжение Отчизны: романтический сказ о Казахстане». — А.: «Асыл сөз» баспасы, 2012.

С казахскими землями связано много легенд*