Ассамблея народа Казахстана – символ единства, согласия и дружбы *

2015 год – 20-летие создания Ассамблеи народа Казахстана

1 мая — День единства народа Казахстана. Для всех казахстанцев этот государственный праздник наполнен особым смыслом. Ведь именно в нашей стране под единым шаныраком на ее бескрайних просторах мирно живут 130 национальностей и народностей, объединенных в более чем 40 конфессий.. Исторически так сложилось, что Казахстан является многонациональным государством. Как это произошло?

Вспомним страницы истории… 1726 год, на исходе весны, на южном склоне Каратау, в местности Ордабасы словно герои легенд и сказаний о великих сражениях, стоят прославленные батыры в ожидании выхода верховных вождей этой необъятной земли. Один за другим перед шатром на зеленое поле вышли три великих бия, чьи имена были известны каждому степняку: Толе би, Казыбек би, Айтеке би.

Первым произнес речь Толе би: «Мы все перед вами, сыны и рабы ваши, и потому сегодня на этой священной горе, которую отныне потомки назовут Ордабасы, наше слово будет единым. Народ мой! Нас привело сюда одно желание: объединить казахов под одним небесным куполом — шаныраком, под единым священным стягом. Сила народа всегда была в согласии и единстве. Достойны ли мы быть народом?»

Три великих бия сумели сплотить народ воедино. Непреходящим символом единства стали мудрые Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Их страстные речи овладели умами потомков как изречения священных книг. Многие на протяжении веков понимали, что «в единстве народа — его свобода», и стремились к ней.

Пролетели века, годы… Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние — дружбу народов, истинно равных.

Когда же Казахстан стал многонациональным? Значительная часть славянского населения оказалась в Казахстане в годы массового переселения крестьян с европейской части России на рубеже XIX-XX веков. Затем на просторах Казахстана оказались около 2 миллионов политических заключенных, сюда стекались неугодные властям. В 30–40 годах минувшего века началась невиданная ранее массовая депортация в край целых народов с Дальнего Востока, Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, с берегов Волги. Расширяется сеть лагерей ГУЛАГа: Карлаг, Степлаг, АЛЖИР и др.

В 1939–1941 годах Казахстан превращается в крупную базу по производству цветных металлов, добыче угля, нефти, район развитого сельского хозяйства. В 1941–1945 годах республика вовлекается в Великую Отечественную войну против немецко-фашистских захватчиков. В этот период предприятия Казахстана переходит на выпуск оборонной продукции. Из западных и центральных районов СССР в Казахстан эвакуируются крупные промышленные объекты, культурные учреждения. Республика приняла сотни тысяч эвакуированных людей. В 1946 году происходит переход экономики страны на «мирные рельсы». Особенно быстрыми темпами сооружались предприятия строительной индустрии, создавалась энергетическая база промышленности. В 1954 году происходит массовое освоение целинных и залежных земель, приток людей из других республик, рост строительства жилья, культурно-массовых объектов.

На любом из этих этапов казахи встречали переселенцев с особой теплотой и радушием. Для многих казахская земля стала второй родиной, где они нашли радушный прием: казахи делили с теми, кто оказался в здешней степи, кров и хлеб. Этот исторический факт навсегда связал судьбы всех сегодняшних казахстанцев узами дружбы и взаимоуважения.

На протяжении всех лет существования независимого Казахстана удалось сохранить согласие между этническими группами. В Казахстане вовремя сумели оценить опасность межнациональных столкновений, которые начали лихорадить постсоветское пространство.

Говоря о нациях и межнациональных отношениях, нельзя не затронуть такое понятие, как национальное самосознание, которое является важным фактором, определяющим нацию как общность и человека как члена этой общности. Благодаря национальному самосознанию человек осознает историю своего народа, остро чувствует его интересы, сопоставляет их с интересами других наций и народов, с интересами мирового сообщества.

Из истории видно, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко бывали напряженными и даже трагическими. Причина этого национальное насилие – подавление или принижение нации, которые могут осуществляться в разных формах: это и ущемление прав нации, и запрещение или преследование ее религии, культуры, языка, традиций.

Следует отметить, что национальные чувства очень уязвимы. Проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержки в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается. Именно в таких случаях нередко рождается желание найти виновного во всех бедах. А поскольку истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего оказываются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Так постепенно складывается «образ врага» — опаснейшее социальное явление, порождающее идеологию национализма, шовинизма и расизма.

Прогрессивные силы мира ведут напряженный поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического (демократического, признающего право и обязанность человека определять смысл и форму своей жизни) подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации. Иначе говоря, обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности.

Президент Казахстана Н. А. Назарбаев сказал, что «…решить раз и навсегда национальный вопрос невозможно. Этого не смогли сделать даже самые благополучные демократические страны мира. Нам необходимо отказаться от попыток разрешить национальный вопрос, окончательно и бесповоротно перейти к принципиально иной стратегии. Не надо пытаться стереть объективно возникающие противоречия. Наша стратегия должна заключаться в том, чтобы проводить политику, которая опередила бы перерастание противоречий в кровопролитные конфликты».

Сегодня в Казахстане, несмотря на его многонациональный состав, царят мир и согласие. Всех казахстанцев, людей разных национальностей, объединяет общее, имеющее одно из важнейших понятий: мы — народ Казахстана. И в этом Казахстан — уникальное государство, с многообразием культур и религий.

После того, как распался Советский Союз, в национальной политике были поставлены заслоны для возвеличивания одной нации и унижения другой. Национальный вопрос перестал быть «спящим вулканом», наступило время решать национальные вопросы сообща, цивилизованно.

Одним из главных направлений развития Казахстана является национальное согласие, высокая степень культуры в межнациональных взаимоотношениях. Для обеспечения равенства всех казахстанцев важно было сформировать у людей сознание межнационального мира и согласия. В связи с этим нужно было обеспечить каждой нации, всем этническим группам всестороннее развитие своего языка и традиций.

Первым это осознал глава государства Н. А. Назарбаев. Практически в каждом своем выступлении он подчеркивает важность сохранения межнациональной и межконфессиональной стабильности в стране, способствуя сохранению мира в обществе. В осуществлении межнациональной политики Президент стал опираться на менталитет казахского народа, его традиционно толерантное отношение к другим этносам.

Что же такое толерантность? Это французское слово имеет несколько значений. В различных культурах понимание толерантности также не однозначно и зависит от исторического опыта народа: толерантность – это готовность и способность воспринимать без протеста личность или вещь; – уважение свободы другого, его образа мыслей, политических и религиозных взглядов; толерантность – прощение, сострадание, терпение, расположенность; – выносливость, готовность к примирению; толерантность – это великодушие в отношении других людей; – способность и умение уважать других людей, мириться с чужим мнением.

Интересно, что наши предки не знали термина «толерантность», но в их сознании и отношениях он присутствовал издавна. Доказательством этому служат пословицы: «Уважать народ – значит уважать себя»; «Нет согласия – нет единения, нет единения – нет благополучия»; «Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ сильный единством, со счастьем дружит»; «Внутренние распри страшней врага внешнего» и др.

Мудрость и толерантность народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства, вне зависимости от этнического происхождения, социальной, религиозной или иной принадлежности. Когда образовалось независимое государство – Республика Казахстан – и шло его становление, стране предрекали неминуемые межнациональные конфликты, которые приведут к распаду единого государства. Однако, как показала история, этого не произошло. Почему?

Все дело в том, что глава государства Н. А. Назарбаев с самого начала проводил мудрую, взвешенную и долгосрочную межнациональную политику.

Одним из событий первых лет независимости явилось создание нового института межэтнических отношений — Ассамблеи народов Казахстана (ныне — Ассамблеи народа Казахстана). Созданная 1 марта 1995 года Указом Президента Казахстана, Ассамблея объединила все национально-культурные центры и всех представителей этнических общностей, населяющих страну. Она носит статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан. Сама идея создания Ассамблеи была озвучена Президентом еще в 1992 году на первом Форуме народа Казахстана.

Деятельность Ассамблеи народа Казахстана направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских инструментов общества в сфере межэтнических отношений, на решение следующих задач:

- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно — культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

24 марта 1995 года Президент Н. Назарбаев принял участие в открытии первой учредительная сессия Ассамблеи народа Казахстана— «За мир и согласие в нашем общем доме».

С началом деятельности Ассамблеи представители всех проживающих в Казахстане народов, впервые получили реальную возможность возрождения своего языка и своих традиций.

Президент Н. Назарбаев в книге «Казахстанский путь» писал: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».

Ассамблея народа Казахстана стала координатором межэтнических отношений в поликультурном казахстанском обществе. Она способствовала укреплению суверенитета государства, интеграции в мировое сообщество, укреплению имиджа Республики Казахстан на международной арене.

Ассамблея сегодня является конституционным органом, возглавляемым ее Председателем – Президентом Республики Казахстан. Высшим органом Ассамблеи является сессия, которая проходит под председательством Президента страны. Все ее решения являются обязательными для рассмотрения как государственными органами, так и институтами гражданского общества.

Ассамблея представляет интересы этнических групп в высшем законодательном органе – Парламенте страны, она избирает 9 депутатов Мажилиса Парламента. Эти депутаты представляют ее интересы, как совокупность интересов всех этносов страны.

Ассамблея стала центром организации работы с различными диаспорами. В ходе приобретения государственного статуса этим органом стали решаться вопросы национально-культурных центров. По решению Совета Ассамблеи был создан ее республиканский фонд, который призван оказывать финансовую помощь национально-культурным центрам. Его филиалы работают во всех областных центрах.

Ассамблея народа Казахстана – уникальная организация, опыт работы которой изучается сейчас за рубежом. Ее роль в жизни страны трудно переоценить: выступая проводником идей мира, дружбы и согласия, она делает все возможное для того, чтобы ни одна нация и народность не чувствовали себя в государстве ущемленными. Чтобы они могли развивать свой язык, культуру, традиции, обычаи. Чтобы в обществе царила атмосфера стабильности и спокойствия.

Оглядываясь назад, можно убедиться в том, что народ Казахстана выбрал правильный путь. За короткий исторический срок республика стала известна во всем мире как государство, в котором выше всего ценятся дружба народов, межнациональное согласие.

Для общественных организаций национально-культурных центров в стране созданы все условия, чтобы раскрыть заложенные в каждом народе запасы духовной энергии и творческих планов. Каждый этнос имеет возможность открыто обсуждать свои проблемы, реализовывать свои планы.

В формировании казахстанского патриотизма, развития многонациональной культуры большую роль играют различные праздничные мероприятия, когда национальные центры демонстрируют культурные традиции. Все это способствует лучшему восприятию духовных ценностей друг друга.

За время независимости в республике выросло новое многонациональное поколение людей — носителей самобытной национальной культуры своего народа, которые достаточно успешно интегрировали в казахстанское общество.

Сейчас, после нескольких волн миграции, в республике остались те, кто считает Казахстан своей Родиной, кто искренне согласен работать на ее будущее благополучие и процветание. Представители различных этносов без ограничений занимают видное положение в бизнесе, в производстве, управлении и культуре. Занимая активную гражданскую позицию, они намерены представлять свои интересы на самом высоком политическом уровне. Н. А. Назарбаев говорит: «В этом мире у нас есть лишь одна Родина. Это — Казахстан». И необходимо всем вместе укреплять мир и дружбу между народами на прекрасной казахстанской земле.

Указом Президента 2015 год объявлен годом Ассамблеи народов Казахстана. «В целях дальнейшего укрепления общественного согласия в стране, повышения роли Ассамблеи народов Казахстана в обеспечении национального единства народа Казахстана постановляю: объявить 2015 год годом Ассамблеи народов Казахстана», — сказано в тексте указа.

_______________________________________________________

* Использованы материалы статьи Л. Н. Киер «Ассамблея народа Казахстана – символ единства, согласия и дружбы» / История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. — 2015 — №4. — С.46–51

Ассамблея народа Казахстана – символ единства, согласия и дружбы *