Особое отношение степняков к скакунам породило любовь к конным играм. У казахов таких игр не перечесть, и каждый джигит считает своим долгом принять участие хотя бы в одном виде конно-спортивных состязаний.
«Аламан байга» – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции, является одним из древних и популярных видов таких соревнований. Проведение ее связано с кочевым бытом, необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время или при угоне табунов неприятеля, а также с целью улучшения породы лошадей. «Аламан байга» была основной частью крупных народных празднеств или … поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой дороге, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей и их породы. Бывало, что во время «аламан байги» лошади, не выдержав дальних расстояний, падали замертво, а некоторые с переломанными ногами лежали посреди трассы вместе со своими всадниками.
С другой стороны, казахи остерегались сглаза скакунов, для чего «предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают, прикрепляя в разных местах перья филина и талисман от дурного сглаза». В наездники обыкновенно выбирали мальчиков в возрасте 8–14 лет.
Существует еще и просто «байга». Она проходила на ровной местности по прямой дороге, с поворотами, или же по замкнутому кругу. Участвовать в ней можно было на обыкновенной кляче.
Среди зрелищ, особо любимых казахской молодежью, была конная игра «кыз-куу» (догони девушку). Эта игра появилась еще во времена саков. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Во время народного праздника молодежь верхом на лошадях выходит, гарцуя, в поле. По условному знаку девушка, плетью стегнув коня, мчится вскачь от суженого. Джигит бросается за ней вслед. Юноша должен, во что бы то ни стало, догнать и поцеловать девушку, иначе ему не избежать шутливых замечаний друзей, осуждающих взоров родичей, ехидного смеха девушек и торжествующего взгляда строптивой наездницы. Если все же парню не удалось догнать красавицу, он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Теперь уже девушка гонится за ним, но не для того, чтобы подарить поцелуй, а чтобы … отстегать камчой незадачливого жениха. И все же, во все времена эта игра скорее была веселым спектаклем, за которым с удовольствием наблюдали все степняки, от мала до велика, чем серьезным испытанием для влюбленных.
Казахские наездницы участвовали в «жорга жарыс» – соревнованиях на иноходцах. Эти лошади владеют особой поступью, мягкостью, ритмичностью в ходьбе и беге. Во время состязаний иноходцы не должны переходить на обычный бег, ведь за нарушение этого правила ждет штраф или снятие с дистанции.
Одной из любимых игр народа, без которой не проходило ни одно торжество и массовое развлечение, был «кокпар» – борьба всадников за овладение тушей козла. «Кокпар-кокбори» означает по-казахски «серый волк». Для кочевников волк был злейшим врагом, и если кому-нибудь удавалось убить хищника, он должен был преподнести его голову главе рода, а тушу отдать собравшимся на растерзание. Такой день становился своеобразным праздником, каждый старался унести убитого зверя к себе в аул, из-за чего возникала борьба за овладение тушей. Но добыть волка получалось не всегда, и иногда тушу зверя заменял обезглавленный козел. До нашего времени дошло только название «серый волк», а форма и содержание игры изменились. Кокпар имеет два варианта: жалпы-тартыс, когда в игре участвует большое количество всадников, которые борются за овладения тушей каждый самостоятельно; и дода-тартыс, когда борьба идет между группами, состоящими из определенного количества участников. Кокпар очень популярен и в наши дни.
Доказать свою ловкость и мастерство можно было и в состязании «кумис алу» (подними монету). На полном скаку джигит должен поднять с земли слиток серебра – таким было прежнее условие игры. Именно эти состязания особенно поразили Александра Македонского, когда тот побывал в Средней Азии. По свидетельству историков, увидев кумис алу, он воскликнул: «Вот настоящая подготовка для всадника-воина». Сейчас вместо серебряного слитка всадник на полном ходу лошади, быстро наклонившись вниз, поднимает то слева, то справа монеты, завязанные в платочки. Тот, кто сумеет в одном заезде взять большее количество платков, считается победителем.
Борьба на лошадях с целью сбросить соперника с седла называлась «аударыспак». Участвовали в ней только зрелые мужчины, обладающей большой физической силы, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязание от имени целого аула и рода.
На особо крупных торжествах казахи устраивали «сайыс» – единоборство всадников на пиках, представляющее собой одну из старинных военизированных игр. Встречался сайыс и у киргизов. Бойцы для поединка выставлялись из различных родов или соседних народов. Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему такой удар, чтобы он не мог продолжить единоборство. Нередко бывали смертельные случаи, а накаленные страсти приводили к серьезным столкновениям. Вследствие этого царской администрацией игра была запрещена.
Среди казахов было много метких стрелков, так как меткость наряду с силой, ловкостью и смелостью считалась неотъемлемым качеством настоящего джигита. Стрелки состязались в стрельбе из лука в цель – «жамбы ату». Стрелять можно было стоя на земле, сидя верхом на лошади и на полном скаку. Целью для стрельбы служил жамбы (серебряный диск), который подвешивали на тоненькой веревке из конских волос к перекладине высокого столба. Попасть в цель удавалась немногим. Наиболее верным считался способ прицеливания в веревку. Нужно было точным попаданием перебить ее, чтобы висящий диск упал на землю.
Народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими. И конные игры были не только забавой, но и средством развития жизненно важных навыков. Их состязательный характер способствовал развитию у молодежи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и других качеств, необходимых кочевнику-шаруа и войну-сарбазу. Но помимо этого, ценность народных игр еще и в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, и каждое массовое событие превращается в удивительное представление.
_______________________________________________________________
* По статье «Казахские народные игры» / Nomad Kazakhstan. — 2009 — №1. — С.38–44