Издревле люди, жившие в разных уголках нашей планеты, торговали между собой. Сначала это был просто обмен предметами, которые имелись в одном месте, но их не было в другом: соль, драгоценные камни и золото, лекарственные травы и благовония. Потом люди стали обмениваться товарами: продуктами питания, скотом, изделиями из бронзы и железа, ценными мехами, тканями, скотом и многим-многим другим.
Первоначально шел обычный обмен, а затем началась купля и продажа на деньги, появилась торговля, а вместе с ней возникли торжища — базары, ярмарки, торговые пути, которые соединяли страны, города и народы. Отдельные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.
Так в Европе и Азии (Евразии) появился Великий Шелковый путь. В середине II века до н. э. через древние казахские степи и города он прошел трансконтинентальной магистралью, обеспечивающей многие столетия диалог культур и цивилизаций.
В формировании Великого шелкового пути как трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 году до н. э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (ныне Узбекистан, Таджикистан и Афганистан). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 году до н. э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии. Хотя Чжан Цянь не смог добиться от юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, но собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123–119 годах до н. э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с этого времени можно говорить о функционировании Великого Шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей, протяженностью более 7 тыс. км, просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в греки»).
Великий Шелковый путь включал в себя «лазуритовый путь», по которому перевозился красивый синий камень лазурит (ляпис-лазурь). Драгоценный камень высоко ценился в Египте, Вавилоне, Иране. «Нефритовый путь», ставший дорогой для перевозки в Китай красивого камня нефрита. Из него изготавливались украшения для императоров и знати. «Соболья дорога» — по ней распространялась пушнина. В середине I тыс. до н. э. стал развиваться «степной путь», по которому в страны Запада стали вывозить шелк.
Название «Великий Шелковый путь» — это не древнее название. Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце в 1877 году и придумал его известный немецкий географ Фердинанд фон Рихтгофен. Шелк, изобретенный в Китае, был главным предметом торговли, он и определил название пути. С тех пор это удачное название стало своеобразной визитной карточкой удивительного достижения человечества, благодаря которому народы стали торговать, передавать друг другу научные достижения, обмениваться культурными и религиозными ценностями.
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад: южная дорога (от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию); северная дорога (от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря). Между южной и северной дорогами было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов.
В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. В Римской империи периода ее расцвета шелковые ткани и другие восточные товары пользовались огромным спросом. С XI века восточные товары стала активно покупать вся Западной Европы. После арабских завоеваний их стали потреблять на всем южном Средиземноморье, вплоть до Испании.
Для успешного функционирования Великого Шелкового пути была необходима политическая стабильность на всем его протяжении. Этого можно было добиться двояко – либо созданием огромной империи, контролирующей все важнейшие евразийские караванные пути, либо «разделом мира» между крупными державами, способными обеспечить безопасность торговли. В истории Великого Шелкового пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в конце VI в., империей Чингисхана в конце XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в конце XIV в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.
Закат Великого Шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В XIV-XV веках морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей: морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) – около 300; один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тысячу вьючных животных. В результате этих факторов к XVI в. Великий Шелковый путь окончательно прекратил свое существование. Только отдельные его части продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в XVIII в.).
Главными товарами на Великом Шелковом пути были шелковые ткани и шелк-сырец. Они были наиболее удобны для транспортировки на дальние расстояния, поскольку шелк легок и очень ценен – в Европе его продавали дороже золота. Китай, родина шелководства, сохранял монополию на изделия из шелка примерно до V–VI вв. н. э., но и после этого оставался одним из центров производства и экспорта шелка наряду со Средней Азией. В средние века Китай также экспортировал фарфор и чай. Страны Ближнего Востока и Центральной Азии специализировались на изготовлении шерстяных и хлопчатобумажных тканей, которые шли по Шелковому пути на восток, в Китай. Из стран Южной и Юго-Восточной Азии купцы везли в Европу специи (перец, мускатный орех, корица, гвоздика и т. д.), которые использовались европейцами для консервации продуктов и изготовления лекарств.
Западная Европа в торговле с Востоком всегда имела пассивный торговый баланс: покупая дорогие восточные товары, европейцы не могли предложить в обмен равного по качеству товара и были вынуждены платить золотом и серебром. С античных времен до конца своего функционирования Великий шелковый путь действовал как канал «перекачивания» драгоценных металлов из Европы на Восток. Поскольку эта утечка полноценных денег ухудшала денежную систему, европейские правители пытались вводить ограничения на потребление восточных товаров и на вывоз на восток золота и серебра. Однако эти административные меры имели низкий эффект. Добиться конкурентоспособности своих товаров в сравнении с восточными Западной Европе удалось только после промышленной революции.
Функционирование Великого Шелкового пути привело к знакомству разных народов с новыми потребительскими товарами. От их распространения в наибольшей степени выигрывала Западная Европа. Шелковые ткани повышали личную гигиену европейцев, избавляя их от вшей. Пряности широко использовались для изготовления лекарств и для консервации продуктов длительного хранения. Бумага, изготовленная по рецептам из Китая и Средней Азии, начала вытеснять пергамент и папирус, удешевляя тиражирование рукописных книг.
Но по Шелковому пути распространялись не только сами товары, но и информация об их производстве и существовании. Первоначально шелк производили только в Китае, но уже в I–II вв. н. э. шелководство проникло в Восточный Туркестан, в V в. – в Иран. В VI в. император Византии смог организовать шелководство в Греции, уговорив, согласно легенде, монахов-путешественников тайно привезти ему в полом посохе яйца тутового шелкопряда. Покупая сначала бумагу у купцов с востока, европейцы с XIII в. стали изготавливать ее самостоятельно.
Некоторые новые товары возникли в результате своеобразного «коллективного творчества» разных народов. Так, порох открыли в Китае в IX в. В XIV в. было изобретено оружие, стреляющее при помощи пороха, – пушки. Место и время их изобретения точно неизвестны – специалисты называют и Китай, и арабские страны, и Западную Европу. Информация о новом виде оружия быстро прошла по Шелковому пути, и уже в XV в. артиллерию применяли во всех странах Евразии, от Европы до Китая.
Великий Шелковый путь сыграл важную роль в развитии географических знаний. Только после образования этой сквозной торговой трассы европейцы и китайцы впервые узнали о существовании друг друга и получили хотя бы приблизительное представление обо всех цивилизациях Евразии. Относительно точные знания о размерах Евразии и об особенностях различных стран Востока Западная Европа получила лишь в конце XIII – начале XIV вв., после того как некоторые европейские купцы и миссионеры (в том числе знаменитый Марко Поло) смогли пройти Шелковый путь из конца в конец и написать об этом книги, которые пользовались в Европе огромным интересом.
Наряду с товарами по Великому Шелковому пути распространялись искусство, архитектура, культура, искусство музыки и танца, зрелищные представления. По нему же шло распространение мировых религий: буддизма и ислама с Востока, христианства — с Запада. Миссионерство и паломничество способствовало также распространению и таких вероучений как иудаизм, манихейство, зороастризм. Но ни одно из них, однако, не смогло надолго стать популярным среди азиатских народов.
Таким образом, в результате функционирования Великого Шелкового пути проявилась тенденция к сближению культур в процессе интенсивных и регулярных мирохозяйственных связей. И в наши дни историю Великого шелкового пути можно рассматривать как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов.