Существует легенда, будто в юности Наполеон пришел к известной гадалке. Она посмотрела на него и произнесла: «Тебя погубят люди, которые едят лошадей». Тогда он только посмеялся над словами ворожеи. А позже, призывая к сопротивлению свою армию, Наполеон сам говорил, что Франции грозит нашествие «диких людей, которые едят лошадей».
Именно в наполеоновскую эпоху народы Российской империи собрались в одной армии, и казахские воины прошли в ее составе всю Отечественную войну, участвовали в заграничных походах русской армии и закончили свой боевой путь в Париже.
«Не токмо стародавние сыны России, — писал русский историк и писатель, участник событий 1812 года С. Н. Глинка, — но и народы кочующие, и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую».
Киргизы, или киргиз-кайсаки (так в XIX веке называли казахов), двинули из степей свои многочисленные конные отряды. Одетые в национальные боевые костюмы, вооруженные пиками, луками, саблями, фитильными ружьями, они пришли на помощь русской армии, внеся свой вклад в изгнание из России наполеоновских войск.
Война действительно всколыхнула всю страну. Как писал А. И. Михайловский-Данилевский, историк и участник Отечественной войны: «Не осталось города и селения, где не разгоралась бы любовь к отечеству. Ждали только повеления идти поголовно. Все племена неизмеримой Российской империи слились в одну душу и, невзирая на различие нравов, обычаев, климата, наречия, веры, доказали, что все они, по чувствам, родные между собою».
6 июля 1812 года было принято обращение к русскому и другим народам России об опасности, которая угрожает российскому государству. Одним из первых призвал к сплочению сил против врага казахский старшина Байсакал Тилекулы. Были собраны денежные средства в размере около 22 тыс. руб.
Казахи также обеспечивали войска дешевым и качественным мясом, подводами, лошадьми. Доставка казахами скота и скотоводческого сырья в торговые центры Оренбургского края имели важное значение для ослабления континентальной блокады, установленной Наполеоном. В 1804–1815 годах у казахов Младшего жуза было куплено свыше 1 тыс., у Букеевской орды — около 48 тыс. лошадей. По приблизительным подсчетам в Отечественной войне 1812 года участвовало 10–11 тысяч казахов.
Узнав о военных действиях, сотни казахских жигитов изъявили желание войти в состав народных ополчений и постоянных воинских частей, которые были организованы в Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберезовской волостях. Накануне войны такие части располагались по Иртышской военной линии, между Бухтарминской и Омской крепостями.
В Оренбургской губернии, было сформировано 40 башкирских, оренбургских, тептярских полков. Участвуя в составе башкиро-казачьих воинских частей в решающих сражениях, казахи внесли заметный вклад в победу.
В августе 1812 года полки Иртышской линии приняли участие в сражении под Бородино.
Поскольку не все казахи проходили армейскую выучку, которую проходят регулярные войска, некоторые из них не участвовали в боях. Вместе с казаками они делали фланговые объезды, нападали на обозы. Однажды, казахские всадники прикрывали другие войска передвигающейся армии и, завидев французов, выпустили в них несколько сот стрел. Французы, что остались в живых, долго вспоминали невиданных воинов с изумительным оружием. И после этого случая начали называть казахских жигитов восточными амурами.
Немало казахов погибло на Бородинском поле. Сразу после этой битвы, в период подготовки контрнаступления русской армии, казахи, башкиры и татары входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск.
В сентябре 1812 года в период подготовки контрнаступления, когда основные силы русской армии были сосредоточены в Тарутино, остро ощущалась необходимость в пополнении. В эти дни казахи совместно с татарами и башкирами сформировали почти 30 полков.
На всем протяжении боевых действий военные формирования, в состав которых входили казахские жигиты, находились в самых горячих точках Отечественной войны.
За героизм в Бородинском сражении Майлыбайулы был награжден серебряной медалью, а старшина Карынбай Зындагулулы — медалью на голубой ленте.
27 июля 1812 года в сражениях под деревнями Малаево Болото и Левия отличились казахские воины Мурат Кулшоранулы и Ериш Азаматулы, им был присвоен чин хорунжего.
В битве при Рамоново героически сражались конные воины Боранбай Шуашабайулы и есаул Ыксан Аубакирулы.
За героизм в сражении под Вязьмой есаул первого тептярского полка Сагит Хамитулы был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Сражавшийся в составе башкирского полка казах Нарынбай Жанжигитулы за проявленный героизм, стал полным кавалером ордена Святого Георгия.
В составе башкирского полка сражался и воин-поэт Амен Байбатырулы. Жанжигитулы и Байбатырулы, участвовавшие в штурме городов Лейпциг и Глогау, затем присоединились к русским военным частям, направленным генералом Л. Л. Беннигсеном для разгрома французских отрядов, отступивших к городу Эрфурту. Воины этого полка 18 марта 1814 года одними из первых вошли в столицу Франции город Париж. Амен Байбатырулы в 1853 году участвовал в походе Оренбургского губернатора В. А. Перовского против кокандцев, во взятии Ак-Мечети и ликвидации власти Коканда над сырдарьинскими казахами.
Среди участников Отечественной войны 1812 года был выходец из Младшего жуза крещеный казах Яков (Жакып) Беляков, воевавший в составе 3-го Оренбургского казачьего полка. Этот полк был в авангарде войск Л. Л. Беннигсена, позже действовал в составе партизанского корпуса Сеславина, участвовал в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганау, Мезьере, Ла Ротьере.
Яков (Жакып) Беляков был участником русско-турецкой войны и получил награду из рук М. И. Кутузова. В прошении губернатору Яков Беляков отметил, что он по национальности казах, в русское войско вступил по собственному желанию и многие годы честно служил ему. В связи с состоянием здоровья просил освободить от службы и вернуться в родной аул.
Уже при бегстве французов из России в составе корпуса генерал-лейтенанта П. К. Эссена казахско-башкирско-татарская конница преследовала разлагающуюся армию Наполеона в районе Дропчина по обоим берегам реки Буг. Помимо этого, конница участвовала в изгнании французов из Гамбурга, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне и других германских городов. В Веймаре солдаты встретились с немецким писателем и мыслителем И. В. Гете и подарили ему лук со стрелами и саз сырнай (казахский национальный духовой музыкальный инструмент).
Многие не вернулись с этой войны. Среди них истинные сыны отечества: Казыбай (Николай) Черныш родился в 1770 году. Его родители погибли, а воспитали Казыбая казаки. В службу вступил казаком, через год в 1788 году получил чин есаула. Воевал с горцами на Кавказе, участвовал в войне с турками в 1807–1811 годах. В 1812 году командовал четырьмя казачьими полками. Отличился в Тарутинском сражении, за что был награжден орденом Святой Анны I степени. За успешное преследование отступавших из России наполеоновских частей получил орден Святого Георгия. В 1814 году сражался во Франции при Сен-Дизье, Бриеине, Ла-Ротьере. Погиб под стенами Парижа.
Аким Булатов воспитанник казаков. Родился в 1773 году. Был принят на службу в 1792 году. В 1794 году был участником штурма Праги. В 1807 году сражался с французами под Гейльсбергом, за что награжден орденом Святого Георгия. В 1812 году в должности начальника бригады третьего кавалерийского корпуса участвовал во многих арьергардных боях (бои, предпринимаемые для того, чтобы задержать наступающего противника и тем обеспечить отступление главным силам). Затем воевал в отряде генерал-адъютанта М. И. Голенищева-Кутузова при Велиже, Витебске, Звенигороде, при освобождении Москвы. Погиб во время преследования противника до русских границ.
Воин-поэт Амен Байбатырулы в своих стихах воспевал героизм казахских жигитов и русских солдат. А русский поэт — знаменитый партизан генерал-лейтенант Денис Давыдов о казахских воинах отзывался так: «Росту они невысокого, сухощавые, цвету лица бронзового, волосу черного, как крыло ворона, взора орлиного. Характер ярый, запальчивый и неукротимый, предприимчивости беспредельной, сметливости и решимости мгновенных. <… > Судьбоносные старые времена… свидетельствуют, что этот народ богат живительными силами, что он проснулся и после татарского ига с новыми силами и славой».