Этапы становления суверенитета в Казахстане

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

1989–1990 гг., Происходило углубление социально-экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречий, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. 25 октября 1990 г. принята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». В это же время был принят Закон «О языках в Казахской ССР», учрежден пост Президента в Казахстане.

Началась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия: Гурьев — Атырау, Целиноград — Акмола, Шевченко — Актау и т. д. С карты республики исчезли названия «Коммунистические», «Социалистические», «Октябрьские». Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, сыгравших выдающуюся роль в истории народа: Абылая, Кабанбая, Шакарима, Толе би и др. Улицы и целые поселки приняли их имена. Была налажена работа по правовой реабилитации незаконно репрессированных лиц. За небольшой период времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 г. Президент Казахстана Н. Назарбаев издал Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30–40 — начала 50-х гг».

1991–1992 гг. Это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 г. до распада Советского Союза в декабре 1991 г. В этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально-культурные центры. В январе 1991 г. Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса. 2 октября 1991 г. совершил космический полет первый комонавт казах Тохтар Аубакиров.

1 декабря 1991 г. состоялись первые всенародные выборы главы государства. Президентом Казахстана был избран Н. А. Назарбаев. 10 декабря 1991 г. в 15.00 местного времени во Дворце Республики в Алматы прошла инаугурация Президента (торжественная процедура вступления в должность главы государства). Н. А. Назарбаев дал клятву Президента Республики Казахстан.

12 декабря 1991 г. Н. А. Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 г. в Казахстане», по которому лица, привлеченные к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за участие в декабрьских событиях, были реабилитированы.

Этот этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г., он длился до конца 1992 г.

В январе 1992 г. были сформированы внутренние войска, в целях обеспечения государственной независимости республики. 2 марта 1992 г. Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В мае 1992 г. была опубликована «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».

4 июня 1992 г. были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово-кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

29 сентября в Алматы открылся Первый всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 800 соотечественников из 13 стран мира. Самые многочисленные делегации прибыли из Узбекистана и России.

14 декабря 1992 г. состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

1993 г. С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 г. начался очередной этап, который завершился в марте 1995 г.

28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял Основной Закон страны — первую Конституцию независимого Казахстана.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол, по которому Казахстан становится территорией, свободной от ядерного оружия.

Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А. Назарбаева от 12 ноября 1993 г. «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В конце 1993 г. произошло досрочное прекращение полномочий местных Советов народных депутатов. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы. К концу ноября о самороспуске объявили около 100 местных Советов. 8 декабря в г. Алматы на XI сессии Верховного Совета было объявлено о досрочном прекращении полномочий местных Советов.

7 марта 1994 г. Состоялись выборы в парламент республики. Но из-за нарушений в ходе выборов, по Постановлению Конституционного суда от 6 марта 1995 г. о неконституционности полномочий парламента, избранного 7 марта 1994 г., а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 г. депутатов, результаты выборов были объявлены недействительными. В условиях отсутствия в республике законно избранного Парламента на период до избрания нового его состава на основании Закона «О временном делегировании Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту было предоставлено право принятия решений законодательного характера и иные полномочия.

В июле 1994 г. в космос полетел второй космонавт казах — борт-инженер корабля «Союз ТМ-19» Талгат Мусабаев.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

1995 г. В марте этого года начался новый этап. Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелегитимность (незаконность, неправомерность) полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы. 29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана. Абсолютное большинство казахстанцев в ходе референдума проголосовало за продление полномочий Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. 30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан.

В сентябре 1995 г. Президент Республики Казахстан подписал Указ о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмолу.

7 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в двухпалатный Парламент Казахстана. 30 января 1996 г. в Алматы вновь избранный двухпалатный парламент начал свою работу.

1997 г. Весной опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» — Стратегическая программа развития страны. В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе про изошел перенос столицы из Алматы в Акмолу. По этому поводу Президент, Премьер-министр, Председатель Сената Парламента и Председатель Мажилиса Парламента обратились с Воззванием к народу, котором говорилось, что с 10 декабря 1997 г. Акмола является столицей нашего государства. Здесь теперь бьется сердце нашей Родины. В документе подчеркивалось: «Казахстан — евразийская страна, Акмола — один из географических центров Евразийского материка». Кроме того, указывалось, что она наиболее полно соответствует всем параметрам требований, предъявляемым к городам при выборе столицы государства. А заканчивалось Воззвание словами: «В драматической истории ХХ века мы впервые приняли самостоятельное решение о столице своего государства. И на пороге ХХI века заявляем о своем собственном выборе — новой столице под светлым небом древней Сары-Арки». 6 мая 1998 г. город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность (преступность), коррупция, внешний долг. Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

В вышедшей в 1999 г. книге Н. А. Назарбаева «В потоке истории» говорится: «Мы строим полиэтничное (многонациональное) государство с равными правами и возможностями для всех. В этой роли Президент страны, как гарант Конституции, несет ответственность перед всем народом Казахстана, перед всеми 130 национальностями и народностями».

1999 г. В январе прошли выборы Президента Республики Казахстан. Большинством голосов (80%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев. 10 октября состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

В Казахстане была проведена первая перепись населения в условиях суверенитета, которая показала, что со времени предыдущей переписи 1989 г. населения стало меньше на 1 246 023 человека и составило 14 953 131 человек против 16 199 154. Вместе с тем численность казахов за эти 10 лет увеличилась на 22,9 % с 6 496 858 человек до 7 985 039, т. е. на 1 488 181 человек. А их удельный вес в общей массе населения вырос с 40,1 до 53,4 %.

2000 г. В Казахстане был объявлен Годом поддержки культуры. В 2001 году Республика Казахстан отмечала 10 лет независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 г. в Астане, Президент Казахстана Н. А. Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем — труд многих поколений казахстанцев, душа и судьба всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее». Также в этом выступлении были поставлены следующие задачи: обеспечить глубокую переработку сырья, это касается прежде всего нефтегазового и горно-металлургического комплекса, а также пищевой промышленности; развитие соответствующей инфраструктуры — транспорта, коммуникаций, финансового сектора, геологоразведки, производство труб, удобрений, строительство машин и оборудования; завершение реформирования социальной защиты, непроизводственной сферы; существенно продвинуть интеграцию с Россией и среднеазиатскими странами как с основными экономическими партнерами.

2002 г. Этот год был объявлен Годом здоровья, мероприятия которого предусматривают: медицинско-профилактический осмотр максимального числа граждан, особенно сельских жителей; профилактический осмотр подростков старше 12 лет, а это свыше 1,5 млн человек; осмотр военнослужащих; улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации на местах; охват отдыхом и здоровым досугом детей и подростков 180 тыс. дополнительно по сравнению с 2001 годом; укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельской местности; формирование здорового образа жизни, усиление борьбы с наркоманией, алкоголизмом, курением; обеспечение действенного нормативно-правового поля сферы здравоохранения.

23 октября в г. Туркестане прошел второй Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 400 соотечественников. По вопросы возвращения казахов на историческую родину были увеличены квоты переселения: в 2003 г. — 5 тыс. семей; в 2004 г. — 10 тыс семей; в 2005 г. — 15 тыс. семей. Ежегодно буду возвращаться 50–60 тыс. человек.

2004 г. В декабре состоялись выборы в Парламент Республики Казахстан.

2005 г. 4 декабря состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Большинством голосов (91,1%) Президентом был избран Н. А. Назарбаев.

Многопартийная система Казахстана

По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития в республике стала многопартийность. К концу 1993 г. в Казахстане были зарегистрированы и официально действовали:

Спектр политических партий выглядит следующим образом:

Социалистическая партия Казахстана (СПК) . На политической арене с 7 сентября 1991 г. Внеочередной чрезвычайный съезд Компартии Казахстана принял решение о переименовании себя в Социалистическую партию Казахстана Целью своей деятельности партия определила проведение радикальных реформ, направленных на повышение благосостояния, обеспечение прав и свобод человека.

Партия «Народный конгресс Казахстана» (НКК). Создана 5 октября 1991 г. Социальная база партии научная и творческая интеллигенция, государственные служащие, мелкие предприниматели. Партия принимает активное участие в общественно-политической жизни республики: в обсуждении и принятии законопроектов о политических партиях, о местном самоуправлении, об оппозиции, о концепции судебной реформы в Республике Казахстан, в выборах в Верховный Совет.

Коммунистическая партия Казахстана (КПК). КПК, являющаяся правопреемницей Коммунистической партии Казахстана, образована в октябре 1991 г. По последним данным, насчитывает в своих рядах более 55 3 тыс. членов. Члены КПК — ветераны войны и труда. рабочие, пенсионеры.

«Народное единство Казахстана» (СНЕК). Одно из влиятельных политических движений Казахстана. СНЕК объединил в своих рядах различные социальные слои, но, главным образом, управленцев и часть интеллигенции. Председателем СНЕК стал К. Султанов, работавший к тому времени заместителем премьер-министра Республики.

Многонациональная партия Казахстана «Алаш». Республиканская партия Казахстана, создана в феврале 1992 г., в сентябре 1999 г. была переименована в национальную партию «Алаш». Партия «Алаш» носит ярко выраженный этнический характер и основную деятельность направляет на защиту интересов казахской нации.

Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) . Создана на Учредительном съезде в декабре 1994 г. на базе Союза потребительских обществ Казахстана. Филиалы НКПК имеются во всех областях республики. Социальная база — сельские кооператоры. Цель — защита интересов сельских тружеников, мелких и средних сельских товаропроизводителей.

Партия возрождения Казахстана. Создана на учредительном съезде в январе 1995 г. Социальная база — работники сферы образования, науки и культуры, государственные служащие, административные и инженерно-технические кадры предприятий и учреждений, предприниматели, студенты. Основная деятельность направлена на восстановление духовных ценностей в обществе, защиту интересов работников социальной сферы.

Республиканская политическая партии труда. Образована на базе общественно-политического движения «Союз инженеров Казахстана» в сентябре 1995 г. Основная цель — построение общества политической, экономической и социальной демократии, основой которого является высокоэффективный труд, обеспечивающий каждому его члену достойный уровень жизни. Социальная база — инженерно-техническая интеллигенция.

Демократическая партия Казахстана «Азамат». Образовалась из одноименного политического движения «Азамат». О своей конструктивной оппозиционности заявила в 1996 г. обращением 72 авторитетных представителей творческой и научной интеллигенции «Не могу молчать». Наибольшей поддержкой пользуется в г. Алматы.

Республиканская народная партии Казахстана (РНПК). 17 декабря 1998 г. состоялось учредительное собрание этой партии. Своим идеалом РНПК считает демократическое государство с социально ориентированной рыночной экономикой.

Партия справедливости Казахстана. Создана весной 1999 г. Основная цель — защита законных прав и интересов граждан, утверждение социальной справедливости в обществе, поддержка незащищенных слоев населения, участие в развитии и укреплении демократии и интернационализма.

Республиканская партия «Отан». Создана на базе общественного штаба по поддержке кандидата в Президенты Н. А. Назарбаева в феврале 1999 г. на учредительном съезде путем слияния Демократической партии Казахстана, партии Народного единства Казахстана, Либерального движения Казахстана и общественного движения «За Казахстан-2030». Социальная база работники бюджетных организаций, государственные служащие, студенты, научная и творческая интеллигенция, представители среднего и малого бизнеса. Самая многочисленная партия, стоит на ярко выраженных центристских позициях.

Аграрная партия Казахстана. Зарегистрирована 16 марта 1999 г. Выступает за введение частной собственности на землю, улучшение инфраструктуры села, изменения в налогообложения агросектора и т. д. Социальная база сельские товаропроизводители, фермеры, мелкие собственники, сельские кооперативы и товарищества.

Гражданская партия Казахстана. Создана на учредительном собрании 17 ноября 1998 г. в Актюбинске. Имеет филиалы во всех городах, в г. Астане и Алматы. Социальная база — представители промышленных предприятий республики, рабочие, инженерно-технический персонал. Цель — подъем производства, рост благосостояния каждой казахстанской семьи, укрепление государственности Казахстана.

Партия патриотов Казахстана. Образована 11 сентября 2000 г. Считает необходимым изменение основных статей Конституции Республики Казахстан. Основная цель — добиться консолидации нации путем духовного воспитания, формирования и приумножения чувства патриотизма.

Демократический выбор Казахстана (ДВК). В октябре 2001 г. ряд политиков высшего уровня создали общественное движение «Демократический выбор Казахстана». 17 января 2002 г. ДВК подготовила и опубликовала свою политическую платформу. Цель — максимально расширить контрольные функции парламента, в том числе за правительством РК, наделить парламент функцией толкования законов. Предлагается также децентрализация власти, выборность акимов всех уровней.

Партия «Ак-жол». К концу 2002 г. часть членов политсовета ДВК отделились и объявили о создании новой партии «Акжол». Программные цели партии практически совпадают с теми, что были заявлены в ДВК. Цели партии — независимый, процветающий, демократический и свободный Казахстан. Фундаментальные ценности — демократия, независимость, свобода, справедливость.

Республиканская политическая партия «Асар». Председатель партии — Д. Н. Назарбаева. Партия была зарегистрирована в декабре 2003 г. Своей целью «Асар» декларирует построение в Казахстане экономически сильного, демократического, правового и социального государства с развитыми институтами гражданского общества, углубление демократических преобразований, улучшение благосостояния всех казахстанцев.

Партия «Руханият». Председатель партии — А. К. Жаганова. Партия была зарегистрирована 6 октября 2003 г. Социальная база партии — работники сфер образования, здравоохранения, науки и культуры, предприниматели, студенты и др. Своими главными задачами партия видит подъем экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.

Крестьянская социал-демократическая партия «Ауыл». Председатель партии — Г. А. Калиев. Партия зарегистрирована в марте 2000 г. В апреле 2003 г. партия прошла перерегистрацию. Своими целями партия декларирует усиление государственного регулирования и поддержку аграрного сектора; защиту интересов тружеников села; активное содействие претворению в жизнь экономических и политических реформ, направленных на дальнейшую демократизацию общества; осуществление обоснованных форм рыночных отношений во всех отраслях экономики; повышение жизненного уровня граждан.

Общественно-политические движения — республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколение», общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов, славянское движение «Лад», гражданское движение «Азат» и ряд казачьих организаций.

Таким образом, общественно-политические движения стали в республике реальной политической силой. Политические партии, преодолев период становления, стали практиковать различные формы и методы действий, они значительно расширили географию своей деятельности и сделали серьезную заявку на политическую борьбу.

Казахстан и международное сообщество. Развитие внешнеполитических и внешнеэкономических связей Казахстана

Продолжающийся кризис во всех сферах общественной и социально-экономической жизни заставил глав независимых государств искать новые пути интеграции.

В начале 1994 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выступил с идеей образования Евразийского Союза Государств (ЕАС).

В июне 1994 г. в печати был опубликован проект «О формировании Евразийского Союза Государств». В документах это новое образование определялось как конфедеративный союз равноправных независимых государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, деятельность которого направлена на реализацию национально-государственных интересов каждой страны-участницы. Целью Союза провозглашалось укрепление стабильности и безопасности стран, обеспечение успешной социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве. При формировании Союза предусматривались демократические принципы объединения. Предполагалось, что вначале в Союз войдут пять республик бывшего СССР — Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан. В дальнейшем к Союзу могли присоединиться другие государства — Армения, Узбекистан, возможно, Украина, а также непризнанные республики Абхазия, Приднестровье и др.

Приоритет во внешнеполитических связях и взаимоотношениях Казахстан по-прежнему отдавал России. За короткий период независимости республик был создан огромный задел сотрудничества с Россией, подписан целый ряд двусторонних договоров, устанавливающих и регулирующих экономические взаимоотношения, сотрудничество в области освоения космического пространства, создание армий нового типа и т. д. Особое значение уделялось проблеме гражданства. На уровне двусторонних отношений было активизировано сотрудничество с Украиной, Республикой Беларусь, странами Закавказья, а также государствами Балтии (Литва, Латвия, Эстония).

Особенно интенсивно развивались связи Казахстана с ближайшими соседями по среднеазиатскому региону — Узбекистаном, Кыргызстаном, а в рамках экономического блока — с Туркменией и Таджикистаном.

Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия на азиатском направлении, где в экономическом отношении вперед выдвинулись Китай, Индия, Вьетнам, страны, входящие в АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В этих условиях Казахстану было очень важно не отстать от динамики развития экономической ситуации на этом обширном пространстве планеты.

В интегрировании Казахстана в азиатско-тихоокеанский процесс большую роль сыграло участие республики в деятельности Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС). В 1995 г. состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развивались связи Казахстана с Турцией. Так, например, на территории Казахстана возникли сотни казахстанско-турецких совместных предприятий. В Алматы за короткий срок была возведена гостиница «Анкара». Делегации из Казахстана стали постоянными участниками конференций и встреч, проводимых в Турции. Сотни юношей и девушек проходили обучение в университетах Стамбула и Анкары. По казахстанскому телевидению начали постоянно транслироваться передачи турецкого телевидения.

Казахстан успешно развивал связи и с европейскими государствами. Переговоры Президента республики с главой правительства Германии Гельмутом Колем, вновь избранным президентом Франции Жаком Шираком внесли весомую лепту в активизацию внешне-политического курса Казахстана на европейском направлении.

Как отметил на расширенной коллегии МИД Казахстана в августе 1995 г. министр иностранных дел республики К. К. Токаев, «роль форпоста казахстанской политики в странах Восточной Европы играло посольство в Венгрии». Состоялся визит Президента Республики Казахстан в Венгрию, во время которого был подписан целый пакет соглашений, заложивших прочную основу политического и экономического сотрудничества между двумя странами. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана с Болгарией, Чехией, Румынией.

Важное значение для Республики Казахстан имело сотрудничество с США, со стороны которых республика имела значительные инвестиции в экономику. США также оказали большую поддержку в области развития культуры и образования.

В рамках программы «Болашак» студенты вузов Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии и др.

К 1996 г. Казахстан укрепил связи со многими авторитетными международными организациями, такими, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ. В Алматы было открыто единственное в Центральной Азии представительство ЮНЕСКО.

Таким образом, после обретения независимости республика уверенно заявила о себе на международной арене. Благодаря взвешенной и миролюбивой политике Казахстан стал одним из уважаемых в мировом сообществе государств и был принят в ряды крупных международных организаций.

Социально-экономическое развитие Республики Казахстан (1991–2006 гг.)

Экономические реформы, осуществляемые в Казахстане, предусматривали кардинальные изменения структуры управления экономикой, места, функции и роли органов государства:

  1. Основная задача министерств — координация развития отраслей, обоснование выбора основных направлений технического прогресса и развития производств. В целях взаимовыгодного сотрудничества, создания гибких производственных структур, в условиях углубления экономической реформы были созданы 35 стационарных обществ; 75 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциаций; около 30 концернов и консорциумов; свыше 30 коммерческих банков;
  2. Принята программа разгосударствления и приватизации, с целью ускорения формирования рыночных структур. Определен перечень объектов, подлежащих первоочередной приватизации, и формы продажи государственного имущества;
  3. Проведены реформы налогообложения, ценообразования, оплаты труда и банковской политики;
  4. Большое внимание стало уделяться развитию малого бизнеса, разукрупнению монопольных структур.

Для создания правовой базы перехода к рыночной экономике парламентом республики был принят пакет законов и нормативных актов: «О собственности в Республике Казахстан»; «Об иностранных инвестициях в Республике Казахстан»; «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан»; «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и другие.

В условиях повсеместного сокращения производства потребительских товаров и услуг, а в отдельных случаях и полной остановки государственных предприятий, производящих товары народного потребления, стала явной тенденция неуклонного роста цен в потребительском секторе. Только за период с начала либерализации цен они увеличились: с апреля 1991 г. — в 554,6 раза; с января 1992 г — 186,4 раз.

Факторы, оказавшие влияние на повышение цен на продовольственные и промышленные товары:

  1. Снятие контроля за ценами на энергоресурсы;
  2. Рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  3. Шестикратное увеличение оптовых цен.

Цены на отдельные товары сложной бытовой техники, культурного и хозяйственного назначения оказались настолько высоки, что были недоступными для массового потребителя. Например, в среднем по республике цены: цветного телевизора отечественного производства — около 330 тыс. рублей; импортного телевизора — свыше 1 млн.; холодильника — 293 тыс. рублей; на хлебопродукты — 1 кг хлеба стоил около 60 рублей.

Продолжалось и расслоение населения по доходам. Искривленная политика перехода к рынку привела к тому, что появилась масса людей, сколотивших состояние на спекуляции, посреднических услугах, на взятках. Усилилась коррупция, особенно среди чиновничества. Основной производитель богатств — труженик еле дотягивал от зарплаты до зарплаты. В особенно сложном положений оказались многодетные семьи и пенсионеры.

Основные признаки рыночных отношений:

  1. Разгосударствление экономики;
  2. Приватизация;
  3. Развитие предпринимательства;
  4. Демонополизация (комплекс экономических и законодательных мер государства по ограничению деятельности монополий, созданию конкурентной среды на внутреннем рынке);
  5. Свободное ценообразование;
  6. Осуществление жесткой денежно-кредитной и финансовой политики;
  7. Регулирование темпов инфляции.

В 1995 г. появились некоторые признаки общей стабилизации:

  1. Замедление темпов инфляции;
  2. Определенное улучшение состояния экономики;
  3. Индекс изменения потребительских цен на товары и услуги.

За январь-июнь 1995 г. потребительские цены выросли на 32,4%, тогда как за аналогичный период 1994 г. их рост составил 534,3%,

Кризисные явления в промышленности. Продолжение антиинфляционного курса привело к падению производства и росту безработицы.

В 1995 г. продолжался спад производства в отраслях, ориентированных на выпуск продукции инвестиционного назначения и потребительских товаров:

  1. Кризис машиностроения и перерабатывающих отраслей является признаком экстенсивной экономики (экономическое развитие путем нового строительства, освоения новых земель, использования нетронутых природных ресурсов, увеличения числа работающих.);
  2. На промышленных предприятиях ощущалась острая нехватка собственных оборотных средств, снижалась инвестиционная активность. Полученная прибыль не покрывала налоговых обязательств перед государством, взаимных платежей между смежными предприятиями и задолженности по заработной плате перед работниками. На 1 октября 1995 г. задолженность по заработной плате составляла 25100,8 млн. тенге или 23,97% к объему внутреннего валового продукта;
  3. Значительное влияние на работу предприятий промышленности оказывало состояние электроэнергетики. Недостаток оборотных средств, хронические неплатежи потребителей тепло- и электроэнергии (их задолженность составила 50 млрд. тенге) не позволяли предприятиям энергетики оплачивать поставку топлива и оборудования;
  4. Такое же положение сложилось и на предприятиях топливной промышленности. В республике за 10 месяцев 1995 г. было добыто около 67 млн. тонн угля или 76,6% по отношению к соответствующему периоду 1994 г. Резко снизился объем добычи угля на предприятиях государственной холдинговой компании «Карагандауголь», где за январь-октябрь 1995 г. было добыто только 15,9 млн. тонн или 59,3% к уровню 1994 г.;
  5. Продолжался спад производства потребительских товаров, особенно в отраслях легкой промышленности. Неуклонно снижался выпуск хлопчатобумажных тканей, шерстяных, ковровых, швейных изделий. Практически остановились предприятия обувной промышленности.

Все эти процессы сопровождались ростом безработицы:

  1. За 1995 г. службами занятости официально зарегистрировано 153 тыс. безработных, что в 1,9 раза больше, чем за 1994 г.;
  2. Общий объем безработицы составил порядка 643 тыс. человек;
  3. В вынужденном отпуске вследствие полной остановки производства находились 192 тыс. человек;
  4. В режиме неполного рабочего времени из-за частичной остановки производства работали 451 тыс. человек.

Агропромышленный комплекс. Состояние сельскохозяйственного рынка определяется многими факторами, связанными как с общей социально-экономической политикой в стране, так и с частными проблемами.

Становление рыночной экономики зависит от формирования многоукладной экономики, базирующейся на разнообразии форм собственности и хозяйствования.

Основные мероприятия в области сельского хозяйства:

  1. Широкомасштабное преобразование совхозов и колхозов;
  2. Изменение форм собственности;
  3. Изменение статуса агропредприятий;
  4. Формирование нового типа работника-собственника;
  5. Наделение работника правами свободного распоряжения средствами производства, продукцией и доходами.

На начало 1995 г. в республике действовало:

  1. 30168 различных агроформирований;
  2. 2946 совхозов и других государственных предприятий;
  3. 1082 коллективных предприятий;
  4. 295 акционерных обществ;
  5. 434 колхоза;
  6. 487 сельскохозяйственных кооперативов;
  7. 22401 крестьянских хозяйств;
  8. 150 товариществ с ограниченной ответственностью;
  9. 592 предприятия и организации по обслуживанию сельского хозяйства.

К первому полугодию 1995 г. были преобразованы в негосударственные объекты хозяйствования 1671 совхоз, что составило 78,8% от всех хозяйств, имевшихся на 1 января 1992 г.

Однако становление новых форм собственности в сельском хозяйстве осуществлялось в сложных финансово-экономических условиях.

Главная причина катастрофической ситуации в сельском хозяйстве — отсутствие комплексности в проведении экономической реформы.

Неустойчивое экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей было вызвано:

  1. Разрывом сложившихся хозяйственных связей;
  2. Ростом диспаритета (неравенство, нарушение принципа эквивалентности, равной выгоды в финансовых, экономических взаимоотношениях) цен в товарообмене между сельским хозяйством и промышленностью;
  3. Инфляцией;
  4. Дефицитом бюджета;
  5. Сокращением государственного финансирования; 6) Удорожанием кредитных ресурсов.

Основой формирования многоукладной экономики выступала приватизация (процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы) государственной собственности. Однако, она стала рассматриваться как основное средство для решения всех проблем аграрного сектора.

Формирование нового типа работника-собственника рассматривалось через призму: приватизации совхозов; раздела земли и имущества без учета либерализации всего хозяйственного механизма — ценообразование, финансирование, кредитование.

Например, если на промышленную продукцию цены в основном были отпущены в начале января 1992 г., то на большинство видов сельскохозяйственной продукции государство установило фиксированные закупочные цены и определяло госзаказ даже приватизированным предприятиям. В результате цены на промышленную продукцию росли в 11 раз быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства.

В 1995 г. отменено доведение до всех форм собственности госзаказа на поставку зерна. Удельный вес убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий в общем количестве агроформирований только в 1993 г. составил 54,7%, и в дальнейшем этот процесс усилился. В результате хозяйства могли развивать производство только за счет дорогостоящих кредитов. Положение усугубили постоянные задержки оплаты поставляемой в счет госзаказа сельскохозяйственной продукции, что приводило К обесцениванию полученных средств.

В условиях прогрессирующей инфляции, особенно в 1992–1994 гг., сельскохозяйственные предприятия оказывались на грани банкротства, утратив возможность осуществлять за счет собственных средств даже простое воспроизводство:

  1. 1) По нескольку месяцев, а иногда и лет, не выплачивалась заработная плата;
  2. Отсутствовали средства для приобретения техники, запасных частей, горюче-смазочных материалов, удобрений и пр.;
  3. Задолженность в кредитных ресурсах государственных агропредприятий в 1994 г. составила около 6 млн. тенге в расчете на одно хозяйство и возросла по сравнению с 1993 г. в 5,9 раза, колхозов — более 2 млн. тенге (в 5,5 раз);
  4. В 1995 г. с площади 18,8 млн. га посевных площадей собрано зерна около 10,7 млн. тонн, что на 5,7 млн. тонн меньше, чем в 1994 г.;
  5. Средний урожай с 1 га составил всего 6,4 центнера;
  6. В 1995 г. погибло и не было убрано около 2,4 млн. га посевов зерновых культур;
  7. На больших площадях снижается плодородие, происходит деградация почв, проявляющаяся в эрозии, вторичном засолении, потере гумуса;
  8. Сельскохозяйственные предприятия вынуждены сдавать скот, зерно и другие продукты в счет оплаты за горюче-смазочные материалы, запчасти, для выдачи заработной платы работникам и т. д.;
  9. Бартерные операции проводились практически под диктовку поставщиков.

Над сельским хозяйством республики в результате «политики реформ» нависли еще не менее десятка проблем:

  1. Трудности сбыта продукции при отсутствии рыночной инфраструктуры;
  2. Высокие налоги;
  3. Рост неплатежей;
  4. Отсутствие государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя и многое другое.
Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Этапы становления суверенитета в Казахстане