Решение проблем национальной безопасности

Исходя из существующих тенденций развития современного мира и собственного видения проблем международной безопасности и разоружения, Казахстан целенаправленно и активно участвует во всех процессах укрепления систем безопасности.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) — многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооруженного конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии. Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года и открыт для подписания 1 июля 1968 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне.

Международное сообщество должно в полной мере осознать острую необходимость принятия решительных мер по выполнению этого главного документа в области ядерного разоружения. Особая ответственность в этом процессе лежит на странах «ядерной пятерки» (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай). Достижение полного понимания этой проблемы должно стать основой для укрепления доверия между странами и предотвращения распространения ядерного оружия.

Казахстан как государство, добровольно отказавшееся от ядерного арсенала, проводит активную политику в области нераспространения и контроля над вооружением.

За время своей независимости Казахстан осуществил ряд конкретных мер, которые доказали твердое намерение страны укреплять режим нераспространения. К ним относятся:

После распада СССР (26 декабря 1991 года) на территории Казахстана осталось громадное ядерное наследие, включающее урановую промышленность, предприятия по переработке и изготовлению топлива для различных ядерных установок, экспериментальные и промышленные ядерные реакторы, мощный научно-технический потенциал, а также ядерное оружие. Насыщенность территории Казахстана военными объектами была такой, что республика занимала четвертое место в мировом рейтинге ядерных держав. Это потребовало от руководства страны разработки стратегии государственной политики в отношении как ядерного оружия, так и внутригосударственной политики по отношению к атомно-промышленному комплексу.

Первым шагом, заложившим основу будущей политики нераспространения, стало закрытие Семипалатинского ядерного испытательного полигона. 30 мая 1995 года был уничтожен последний ядерный заряд, находившийся в штольне Семипалатинского полигона. 21 апреля 1996 года завершился длившийся более одного года процесс вывода с территории Республики Казахстан ядерных боеприпасов.

Одновременно с ликвидацией «ядерного наследия» Казахстан стал проводить курс на укрепление безопасности и мира. Республика подписала ДНЯО, зафиксировавший неядерный статус государства, и ратифицировала данный договор 13 декабря 1993 года.

Казахстан полностью поддерживает «Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения», принятые в ходе Конференции участников ДНЯО 1995 года и поддержанные в ходе Конференции ДНЯО-2000, в которых заложено положение о поощрении создания зон, свободных от ядерного оружия, как одной из приоритетных задач.

В мае 2005 года Казахстан принял участие в Объединенной конференции государств-участников ДНЯО, проходившей в Нью-Йорке. Республика Казахстан активно участвует в переговорном процессе по выработке проекта Договора о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Инициатива государств Центральной Азии по созданию в регионе безъядерной зоны, выраженная в Алматинской декларации от 28 февраля 1997 года, стала важным шагом в укреплении режима ядерного нераспространения.

По инициативе Казахстана 2 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 29 августа (день закрытия Семипалатинского полигона) — Международным днем действий против ядерных испытаний. Генеральный секретарь ООН поддержал идею Президента Казахстана о создании безъядерного мира. И это стало подтверждением признания международным сообществом значительного вклада Казахстана в укрепление глобальной безопасности.

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)

Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) была впервые представлена Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года.

В своем выступлении Президент подчеркнул, что суть данной инициативы заключается в стремлении создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности в Азиатском регионе. В отличие от других регионов мира подобная структура в Азии еще не сформирована.

В период с 1993 по 1998 год были проведены встречи экспертов МИД азиатских стран, создана Специальная рабочая группа для разработки проектов базовых документов СВМДА — «Правил процедуры СВМДА», «Декларации принципов СВМДА», «Структур и институтов СВМДА», прошло два совещания заместителей глав внешнеполитических ведомств СВМДА.

Прошедшая в сентябре 1999 года в Алматы 1-я встреча министров иностранных дел государств-членов СВМДА и подписание Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, стали крупнейшим достижением казахстанской дипломатии. Таким образом, впервые были заложены юридические основы системы безопасности с конкретными действиями, мерами и механизмами обеспечения стабильности в Азии.

3–5 июня 2002 года в Алматы был проведен первый Саммит СВМДА, в котором приняли участие президенты Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, Палестины и Израиля, представители государств-наблюдателей США, Индонезии, Малайзии, Японии, Таиланда, Вьетнама, Украины и Республики Корея, а также руководства организаций-наблюдателей ОБСЕ, ООН и ЛАГ (Лига арабских государств).

В ходе саммита были подписаны Алматинский акт и Декларация об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями.

Уникальность Алматинского саммита состоит в том, что в нем приняли участие лидеры стран, находившиеся в то время в состоянии обострения конфликтов между ними: Индия и Пакистан, Палестина и Израиль. Тем самым, СВМДА уже тогда смогло подтвердить свое предназначение, то есть стать открытым форумом для диалога с целью поиска компромиссных путей урегулирования проблем и конфликтов.

В октябре 2004 года в Алматы состоялась вторая встреча министров иностранных дел государств-членов СВМДА. Значимым накануне встречи событием стало принятие Королевства Таиланд семнадцатым по счету государством-членом СВМДА. Формат диалогового форума, в рамках которого функционирует СВМДА, находит все больше сторонников в Азиатском регионе.

Главным результатом этой встречи стало принятие Каталога мер доверия, Правил Процедуры и Декларации Министерской встречи СВМДА, подведших итог двухлетней работы специальных рабочих групп, разрабатывавших указанные документы.

В Декларации отражены консолидированное видение и позиции государств-членов СВМДА по ключевым вопросам безопасности в мире и регионе. Главы делегаций подчеркнули необходимость разработки единого подхода к решению неурегулированных проблем, направлений дальнейшего взаимодействия в контексте реализации мер доверия, закрепленных в Каталоге.

По мнению участников встречи, значение принятого Каталога мер доверия СВМДА трудно переоценить. Впервые в истории Азиатского региона появился столь масштабный документ, предусматривающий многостороннее сотрудничество государств по широкому спектру вопросов стабильности и безопасности.

В рамках продолжения дальнейшей работы по реализации решений саммита и встречи министров иностранных дел государств-участников СВМДА главными целями являются:

  1. Разработка проекта Соглашения о Секретариате СВМДА и создание Секретариата. С 2004 года ведется активная работа в рамках специальной рабочей группы (СРГ) по разработке данного документа, который заложит правовую основу создания и функционирования Секретариата Совещания. В Соглашении будут определены функции, организационная структура и принципы финансирования рабочего органа СВМДА. В частности, в нем оговаривается, что Секретариат будет обеспечивать необходимую поддержку встречам в рамках СВМДА на различных уровнях.
  2. Выработка механизмов реализации Комплекса мер доверия. Такой комплекс мер доверия в столь широком формате закреплен на сегодняшний день только в документах Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (в Венском документе 1990 года).

На прошедшем в августе 2005 года заседании Комитета старших должностных лиц был обсужден вопрос о создании двух экспертных групп по разработке механизма реализации Каталога мер доверия. По его итогам принято решение о создании специальной рабочей группы (СРГ) СВМДА по разработке применения мер доверия в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях, а также утвержден документ, регламентирующий деятельность группы («Круг ведения»). В компетенцию созданной СРГ также включен вопрос борьбы с новыми вызовами и угрозами.

В декабре 2005 года в Алматы состоялось первое заседание созданной специальной рабочей группы, которое имело важное практическое значение с точки зрения выработки механизмов имплементации (реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне) Каталога мер доверия СВМДА, положения которого государства-члены намерены выполнять на принципах добровольности и в приемлемом для них формате. Предварительно всем государствам-членам был направлен документ «Видение Председателя», в котором были отражены предложения Казахстана по реализации этих мер доверия на начальном этапе. Данный документ был разработан на основе предложений всех заинтересованных казахстанских министерств и ведомств и послужил базисом для обсуждения вопросов в формате СРГ. В ходе заседания, в результате острых дискуссий казахстанской стороне удалось добиться консенсуса между всеми участниками СРГ о целесообразности разработки двух важных документов, которые стали своеобразной платформой для дальнейшей работы:

  1. Разработанные на основе предложений Республики Казахстан «Кооперативные подходы по реализации мер доверия СВМДА» («Кооперативные подходы»), предусматривающие четкое разделение мер доверия по соответствующим направлениям и содержащие основополагающий механизм их имплементации.
  2. «Предложения государств-членов по разработке применения мер доверия СВМДА в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях и в области борьбы с новыми вызовами и угрозами» («Предложения»), аккумулирующие детализированные предложения стран-участниц в плане конкретизации механизмов их реализации.

В Азиатском регионе попытки выработать меры доверия предпринимаются, в том числе, в рамках Регионального форума АСЕАН по вопросам безопасности (РФА). Однако на сегодняшний день реализация мер доверия в РФА планируется поэтапно и в рамках отдельного субрегиона. В отличие от РФА, процесс СВМДА призван действовать всеобъемлюще в масштабах всей Азии.

В настоящее время государствами-членами СВМДА являются Азербайджан, Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан; государствами-наблюдателями — Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Украина, США, Вьетнам, а организациями-наблюдателями — ООН, ОБСЕ, ЛАГ.

Значимым вкладом в укрепление СВМДА стало подписание Соглашения о секретариате (со штаб-квартирой в городе Алматы или Астане) в ходе саммита 17 июня 2006 года.

25 августа 2008 года в Алматы прошла третья встреча министров иностранных дел СВМДА, которые подвели итоги проделанной работы и приветствовали вступление в процесс Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов в качестве новых стран-членов, а также приняли Декларацию «Прогресс СВМДА в реализации мер доверия».

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

ШОС — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 годах между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. Это была первая международная организация, сделавшая идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Среди первых документов, подписанных участниками ШОС была Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001), которая впервые на международном уровне закрепляла определение сепаратизма и экстремизма как насильственных действий, преследуемых в уголовном порядке. С того времени страны — участницы отводят первоочередное место вопросам урегулирования внутренних конфликтов, достижения консенсуса в противодействии экстремизму и наркомафии.

Основные задачи и функции ШОС определены по трем приоритетным направлениям:

  1. Координационно-оперативное направление (координация и взаимодействие стран — участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений и пр.);
  2. Международно-правовое направление (участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом, в том числе в рамках ООН, содействие Совету Безопасности ООН и пр.);
  3. Информационно-аналитическое направление (формирование и пополнение банка данных, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом и др.).

С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений. Первое из них состоялось в августе 2003 года (первая фаза учений проводилась в Казахстане, вторая — в Китае). В большем масштабе в августе 2005 года началась первая совместная тренировка военных сил КНР и России, получившая название «Мирная миссия — 2005». В дальнейшем учения проводились в 2006 и 2007 годах («Востокантитеррор-2006» и «Мирная миссия—2007»). В сентябре 2008 года прошли командно-штабные учения «Волгоград-Антитеррор-2008», а в 2009 году — «Мирная миссия—2009».

Несмотря на регулярное проведение совместных антитеррористических учений, ШОС не является военной организацией и ее деятельность не направлена на исключительно военную защиту.

Развивая экономическое сотрудничество ШОС сосредоточивает внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов.

В Декларации о создании ШОС страны — участницы заявили и о необходимости развивать и культурное сотрудничество. Развиваются связи и в сфере искусства. Начиная с 2005 года ежегодно регулярно проводятся выставки детских рисунков «Дети рисуют сказки». Идея инициаторов проекта, заключавшаяся в том, чтобы через народные сказки стимулировать интерес детей к культуре соседних стран, а также национальному достоянию. В июне 2009 года вернисаж детских рисунков, представленных всеми странами — участницами ШОС, был проведен в двадцать первый раз. Как и другие сферы взаимодействия, гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС имеет широкие перспективы.

Межконфессиональное согласие в Республике Казахстан

Межэтнические и межрелигиозные отношения в Казахстане могут служить примером для многих стран. Здесь исторически сложились традиции мира и согласия. В соответствии с Конституцией Республика Казахстан утверждает себя светским государством.

Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятым в 1992 году, религиозные объединения отделены от государства. Государство не вмешивается в их деятельность, если они не противоречат законодательству. Граждане республики имеют право создавать и организовывать религиозные объединения в установленном порядке. В Казахстане действуют многочисленные религиозные объединения, представляющие более 40 конфессий.

Как член ООН, Казахстан поддерживает Декларацию о принципах терпимости, утвержденную и подписанную 16 ноября 1995 года на 28-й сессии Генеральной Конференции ЮНЕСКО, поэтому в конфессиональной политике страны основное место занимают религиозная толерантность и принципы мира.

Чтобы понять значение произошедших за последние два десятилетия в религиозной сфере изменений, следует учесть, что в советское время конфессии находились под жестким давлением атеистической идеологии. Официальной линией была политика на вытеснение религии из социальной жизни. Однако религия оказалась жизнеспособнее атеистических политических институтов и устояла в ХХ веке.

Казахстан — страна с конфессиональной точки зрения преимущественно мусульманская. В 1990 году здесь было создано независимое учреждение Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), которое организует деятельность религиозных объединений, мечетей и вступает во внешние сношения с иностранными мусульманскими организациями. Религиозные лидеры вносят немалый вклад в общегражданское согласие. В 2000 году на съезде ДУМК председателем был избран ученый-филолог, профессор Абсаттар Дербисали.

Одним из основных факторов стабильного развития страны является межконфессиональный диалог, который исходит из положений Конституции Республики Казахстан, установившей равенство граждан страны вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. За годы независимости к религиозной вере в той или иной степени вернулись все этносы Казахстана. В стране наблюдается рост числа верующих. Развивается ислам, возрождается православная церковь, осуществляет деятельность иудейская конфессия, функционируют протестантские объединения. Результаты переписи 2009 года показали, что подавляющее большинство жителей Казахстана (около 97% населения) отнесло себя к той или иной религии.

Исламскую религию исповедует, по оценкам аналитиков, порядка 70% населения. В первую очередь, это казахи, а также целый ряд этнических групп: уйгуры, татары, узбеки, турки, дунгане, чеченцы, азербайджанцы, башкиры, ингуши, курды. Большинство казахстанских мусульман составляют суниты, и только небольшая часть верующих придерживаются шиитского направления. Второй по распространению религией в Казахстане является православное христианство, которое исповедуют русские, украинцы, белорусы и ряд других этносов. Также присутствуют иудаизм и буддизм. Вместе с тем распространение нетрадиционных религиозных культов вызывает определенную озабоченность населения, так как это может привести к социальной дезориентации молодежи. В некоторых аспектах конфессиональных отношений складывается неоднозначная ситуация. В стране имеются религиозные направления, ведущие экстремистскую пропаганду.

По данным Комитета по делам религий Министерства культуры Республики Казахстан, в 1990 году в стране было зарегистрировано 671 религиозное объединение, в 2002 году их стало 2,6 тыс., а в 2007 году — 3,4 тыс., в 2009 году более 4200. В 1990 году существовало 25 мечетей, в начале 2004 года их число достигло 1534, в 2007 году — 1757. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов. Количество православных церквей в 1989 году составило 60, за годы независимости их число выросло до 232. Одной из форм организованного путешествия религиозной направленности являются хадж и паломничество. Численность паломников, совершающих хадж, увеличивается с каждым годом (в 2000 году хадж совершили 80 человек, в 2009 году — около 4000 человек).

По состоянию на 1 апреля 2010 года в Казахстане действуют свыше 40 конфессий, общее число религиозных объединений составляет 4453. В республике функционируют 3333 культовых сооружения, из них 2369 мечетей, 265 православных храмов, 88 католических костелов, 6 синагог. В стране ведут обучение 26 духовных учебных заведения (2 исламских вуза, 1 институт повышения квалификации имамов, 6 медресе, 1 православное духовное училище, 1 католическая семинария и 15 протестантских духовных учебных заведения).

За годы независимости Астана стала не только крупным политическим, общественным и научным, но и духовным центром. В столице Казахстана представлены храмы всех основных мировых религий. Здесь находится кафедральная мечеть «Ңұр-Астана». Она впечатляет своим золотым куполом, характерным элементом в культовой архитектуре евразийского культурного пространства.

В Астане действуют православный Свято-Успенский кафедральный собор, кафедральный собор Римско-католической церкви, крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель — Хабад Любавич».

Храмовые сооружения Астаны подтверждают миссию Казахстана как страны толерантного сосуществования различных конфессий, как признанного места проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий.

Казахстан посещали руководители крупнейших мировых конфессий. В 1995 году Казахстан посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслуживший в Караганде панихиду по жертвам репрессий. Большой общественно-политический и международный резонанс вызвал визит в Казахстан Папы Римского Иоанна Павла II в 2001 году. Понтифик Римско-католической церкви: встретился с Президентом Республики Казахстан, совершил мессу в Астане, выступил в здании Конгресс-холла, прочитал лекцию в Евразийском национальном университете им. Л. Н. Гумилева.

В январе 2011 года Астану с визитом посетил Святейший Патриарх Кирилл, который встретился с Президентом Казахстана, освятил новый Свято-Успенский собор в Астане. Затем патриарх провел встречи с общественностью в Алматы.

Неоднократно — в 2003, 2006, 2008 годах — Астану посещал Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Шейх Абдалла Бен Абдель Мухсин Ат-Турки, поддержал инициативы Президента Казахстана по развитию межрелигиозного диалога.

С 2003 года раз в три года в Астане проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий. Основные задачи и функции ШОС прошел в Астане 23–24 сентября 2003 года, его целью являлось «создание постоянно действующего международного межконфессионального института для осуществления диалога религий и принятия согласованных решений». Тогда же было принято решение проводить межрелигиозный форум не реже одного раза в три года.

Второй Съезд прошел 12 – 13 сентября 2006 года под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность», на нем были приняты «Принципы межрелигиозного диалога». На съезд собрались 43 делегации из 20 государств мирового сообщества и многих международных организаций Более 160 делегатов представляли основные традиционные конфессии мира. В качестве почетных гостей присутствовали ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО. Съезд принял совместную декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В документе была отражена глобальная потребность в мирном диалоге и конструктивном сотрудничестве между религиями, а также в замене «идеологии противостояния» на «культуру мира».

Третий Съезд прошел 1–2 июля 2009 года при участии и технической помощи со стороны системы ООН, в его работе приняли участие 77 делегаций из 35 стран мира. Съезд стал важным шагом к созданию нового мироустройства, в котором главенствующими принципами стали взаимопонимание между государствами, учет интересов всех народов — и больших, и малых, уважение к образу мышления и верованиям населяющих планету людей. В итоговой резолюции участников Третьего Съезда лидеров мировых и традиционных религий призвали всех религиозных лидеров, а также политических и общественных деятелей, ученых и журналистов всячески поддерживать и продвигать усилия по развитию межконфессионального диалога и поиску решений новых проблем, угрожающих глобальной стабильности. Съезд призвал всех людей доброй воли противостоять попыткам использовать религиозные различий для пропаганды ненависти, а также — поощрять усилия по разъяснению сути разных религий и цивилизаций и улучшению взаимопонимания путем образования и просвещения.

Четвертый Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел в столице Казахстана 30–31 мая 2012 года. Дата 31 мая приурочена к дню памяти жертв политических репрессий, в том числе – и репрессированных священнослужителей.

По замыслу Президента Казахстана диалог между лидерами мировых и традиционных религий, построенный на основе общих аспектов и точных сведений друг о друге, открывает широкие перспективы для взаимного сотрудничества и способствует преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, фанатизм, экстремизм и терроризм.

За годы своего существований этот форум не только доказал свою состоятельность, но и превратился в эффективный инструмент налаживания многостороннего диалога между различными конфессиями. Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали площадкой для обсуждения таких злободневных проблем современности, как нищета, голод, терроризм, наркоторговля, загрязнение окружающей среды.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Решение проблем национальной безопасности