Казахстанская модель межэтнических отношений

Одним из событий первых лет независимости явилось создание на общественно-политической арене республики нового института межэтнических отношений — Ассамблеи народов Казахстана (ныне — Ассамблеи народа Казахстана). Созданная 1 марта 1995 года Указом Президента Казахстана, Ассамблея объединяла все национально-культурные центры и всех представителей этнических общностей, населяющих страну. Она носит статус консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.

24 марта 1995 года Президент Н. Назарбаев принял участие в открытии первой сессии Ассамблеи народа Казахстана. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана была направлена на решение следующих приоритетных задач:

— содействие сохранению межэтнического согласия и стабильности в стране;

— выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающих на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

— содействие обеспечению учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике.

С началом деятельности Ассамблеи, национально-культурные центры республики, представители более 130 этносов и этнических групп впервые получили реальную возможность возрождения своего языка, своих традиций.

Президент Н. Назарбаев в книге «Казахстанский путь» писал: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народа Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».

Ассамблея народа Казахстана стала институциональным координатором межэтнических отношений в поликультурном казахстанском обществе. Она способствовала укреплению суверенитета государства, интеграции в мировое сообщество, укреплению имиджа государства на международной арене.

4 апреля 1995 года был опубликован Указ Президента Казахстана «Об образовании Государственного комитета Республики Казахстан по национальной политике». А 26 апреля 2002 года была принята Стратегия Ассамблеи народа Казахстана.

Ассамблея успешно справилась с трудностями первых лет независимости и внесла заметный вклад в созидание нового общества, стала реальным институтом консолидации полиэтнического народа Казахстана. Сама жизнь подтвердила жизнеспособность идеи создания этого органа.

На сессиях Ассамблеи обсуждались важные вопросы, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. Об этом свидетельствует приведенный ниже ряд сессий.

Первая учредительная, сессия (март 1995 года) — «За мир и согласие в нашем общем доме».

Вторая (июнь 1995 года) — «Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое реформирование общества».

Третья (апрель 1996 года) — «Общественное согласие — основа демократического развития Казахстана».

Четвертая (июнь 1997 года) — «Историческая память, национальное согласие и демократические реформы — гражданский выбор народа Казахстана».

Пятая (январь 1998 года) — «Национальное согласие — основа стабильности и развития Казахстана».

Шестая (декабрь 1999 года) — «В дружбе и согласии — в XXI век».

Седьмая (декабрь 2000 года) — «Духовное культурное развитие народа — основа укрепления государственной независимости Казахстана».

Восьмая (октябрь 2001 года) — «Десять лет независимости: мир, прогресс и согласие».

Девятая (ноябрь 2002 года) — «Стратегия развития Ассамблеи народов Казахстана: национальное согласие, безопасность и гражданский мир».

Десятая (декабрь 2003 года) — «Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы».

Одиннадцатая (22 ноября 2005 года) — «Десять лет мира, межнационального согласия и созидания».

Двенадцатая (24 октября 2006 года) — «Межэтническое и межконфессиональное согласие — главное условие динамичного развития Казахстана и вхождение в число наиболее конкурентоспособных стран мира».

Тринадцатая (20 августа 2007 года) — «1. Выборы депутатов Мажелиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана. 2. Первоочередные и перспективные задачи Ассамблеи народа Казахстана в условиях ее нового конституционного статуса».

Четырнадцатая (23 октября 2008 года) — «1. Выборы депутатов Мажелиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана вместо выбывшего. 2. Сила страны в единстве народа».

Пятнадцатая (26 октября 2009 года) — «Национальное единство — наш стратегический выбор».

Шестнадцатая (20 октября 2010 года) — «Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность».

Семнадцатая (18 апреля 2011 года) — «Независимый Казахстан: 20 лет мира, согласия и созидания».

Восемнадцатая (16.01.2012 года) – «Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана».

Девятнадцатая (27.04.2012 года) — «Казахстанский путь: стабильность, единство, модернизация».

Двадцатая юбилейная сессия (24.04.2013) — "Стратегия «Казахстан — 2050: один народ — одна страна — одна судьба».

Двадцать первая сессия (18.04.2014 года) — «Стратегия „Казахстан-2050“: культура мира, духовности и согласия».

Сессия Ассамблеи является значимым мероприятием для казахстанцев. В рамках ее заседаний затрагиваются вопросы государственного строительства, такие как сплоченность и единство казахстанского народа, укрепление общественной стабильности и согласия.

Ассамблея народа Казахстана была инициатором проведения ряда общественно-политических акций: двух референдумов по продлению полномочий Главы государства и принятию новой Конституции. Она активно участвовала в подготовке законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других.

Ассамблея народа Казахстана — уникальный инструмент реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан. Она позволяет целенаправленно создавать широкий коридор возможностей для гармоничного сохранения этносами своей национальной формы в рамках единой социокультурной системы, на базе единой гражданской позиции. Роль Ассамблеи заключается в принципиальной поддержке и дальнейшем развитии гармоничного культурного многообразия, религиозных свобод и межконфессионального диалога.

Ассамблея, как общественный институт, эволюционировала до конституционного органа, постепенно освоив законотворческую деятельность. Девять депутатов, избранных от Ассамблеи, активно работают в Мажелисе Парламента Республики Казахстан и представляют депутатскую группу «Жаңа Қазақстан».

Укрепляется связь Ассамблеи с партией «Нур Отан». В высшем законодательном органе страны депутаты от Ассамблеи и партии «Нур Отан» совместно и плодотворно работали над рассмотрением законопроекта «Об Ассамблее народа Казахстана». После своего принятия 20 октября 2008 года этот Закон закрепил правовые основы Ассамблеи народа Казахстана и позволил наиболее полно реализовывать ее высокий конституционный статус.

На пятнадцатой сессии Ассамблеи был обнародован проект Доктрины Национального Единства. Значение такого документа, воплощающего основные задачи по продвижению в обществе идей толерантности, взаимоуважения людей разных культур, языков, этнической и религиозной принадлежности, важно и актуально. После широкого обсуждения в казахстанском обществе проект Доктрины Национального Единства был принят.

20 октября 2010 года шестнадцатая сессия Ассамблеи народа Казахстана прошла под девизом председательства в ОБСЕ: «Доверие, традиции, транспарентность и толерантность». Этот девиз призвал к использованию казахстанского опыта в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия. Перед Ассамблеей были поставлены задачи, которые нацеливали ее на участие в реализации государственных программ. Главной из которых для Ассамблеи на ближайшие годы становилась реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана.

18 апреля 2011 года в Астане во Дворце Мира и Согласия под председательством Главы государства, председателя Ассамблеи народа Казахстана Н. Назарбаева состоялась семнадцатая сессия Ассамблеи. В работе сессии приняли участие руководители республиканских и региональных этнокультурных объединений, депутаты Парламента, члены Правительства, главы политических партий, религиозных конфессий, дипломатических миссий, научной и творческой интеллигенции, средств массовой информации.

В выступлении председателя Ассамблеи народа Казахстана одним из приоритетных направлений было определено содействие овладению представителями всех этносов казахским языком.

Поставлена цель, чтобы к 2017 году число казахстанцев, овладевших государственным языком, достигло 80% процентов, а к 2020 году — еще больше. Через десять лет 100% выпускников школ должны уметь говорить на казахском языке. Знание всеми гражданами казахского языка — это не просто лозунг, это фактор сближения всех казахстанцев в укреплении доверия между ними, для выполнения единой задачи — поднятия благосостояния граждан страны.

Со времени обретения независимости в республике продолжается острая дискуссия по вопросам разработки национальной идеи, объединяющей народы, стимулирующей поступательное развитие страны. Интеллектуальной элитой общества предпринималось множество попыток обосновать необходимость новой национальной идеи и раскрыть ее содержательную основу.

Видение национальной идеи казахстанского общества было сформулировано Президентом страны Н. Назарбаевым в одном из выступлений в 2011 году на встрече с представителями общественности. Ее слагаемые — дружба, равенство и равноправие всех этносов республики. Им было сформулировано пять основных принципов:: «Первый — равенство всех этносов. Второй — национальная идентичность, стремление общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции. Третий — религиозная идентичность. Пусть каждый исповедует ту религию, которая ему ближе. Четвертый — законопослушание, человек свободен до тех пор, пока не преступил закон. Пятый принцип — развитие малого и среднего бизнеса, в котором должно быть задействовано 50–60% трудоспособного населения».

Сегодня споры вокруг основополагающих принципов новой консолидирующей идеологии не утихают. Предлагаются все новые и новые подходы, идеи и ценности. Используются все новые понятия: общенациональная, казахстанская мечта и другие. Общенациональную мечту связывают с надеждами на лучшую жизнь, создание процветающего государства, социальное благополучие общества.

В сфере внутренней политики государства сформулированы основные принципы, отвечающие интересам казахстанского общества. Это идея национальной безопасности, понимаемая в самом широком смысле: от безопасности государства, общества, нации до безопасности личности. Она связана с противодействием экстремизму и терроризму. Это и идея о собственном историческом пути, уникальности Казахстана, стране мира, межэтнического и межконфессионального согласия, единства его народа. Новое содержание общенациональной идеи Казахстана, в последние годы было озвучено Президентом страны как идея конкурентоспособности страны, нации. Общенациональную идею Казахстана как интегрированную идею, общую для всех граждан страны, логично рассматривать и в евразийском контексте.

Полиэтничный Казахстан формирует новую идеологию межэтнических отношений. Основные аспекты ее концепции уже обозначены: новое восприятие национальными и этническими группами понятия Родины, Казахстана как общего дома для всех живущих в нем этносов, как собственной Отчизны; формирование новой идеологии мышления, в основе которой — идея о казахстанском патриотизме, формирование ответственности граждан республики за мир, согласие и благополучие страны.

Несмотря на позитивные моменты в сфере межэтнических отношений, следует учитывать, что достигнутое равновесие во взаимоотношения с представителями этносов не является «застывшим» явлением. В них постоянно происходят определенные изменения. Несмотря на приверженность большинства казахстанцев идее межкультурного и межэтнического взаимодействия, внутриполитической стабильности, интеграции и согласия, в обществе действуют деструктивные силы и тенденции, способные нарушить хрупкость фундаментальных жизненных ценностей. Способность своевременно распознавать и предотвращать предпосылки межэтнических кризисов становится одной из ключевых задач государства.

Международное признание казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия

Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия, по праву называется сегодня моделью Н. Назарбаева.

Модель презентована в Организации Объединенных Наций, странах участниках ОБСЕ, в государствах, где прошли крупные международные форумы — Копенгагене (Дания), Вене (Австрия), Женеве (Швейцария), Нью-Йорке (США).

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе визита в страну подробно ознакомился с работой Ассамблеи народа Казахстана и отметил, что принципы Ассамблеи в полной мере сочетаются с принципами ООН.

Казахстанская модель стала одним из направлений тесного взаимодействия Ассамблеи народа Казахстана и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств.

Одним из основных направлений деятельности Ассамблеи народа Казахстана является приграничное сотрудничество, взаимодействие с государствами, представители этнических групп которых проживают в Казахстане.

Подписано соглашение о сотрудничестве между Ассамблеей народа Казахстана и Общероссийской общественной организацией — Ассамблеей народов России по перспективам межкультурного диалога; обозначению рамок и направлений возможных совместных проектов; продвижению общегражданских ценностей и укрепления толерантности. Эффективно развиваются взаимоотношения с Ассамблеей народов Татарстана. Подписано соглашение с Ассамблеей народа Кыргызстана, что определило новый вектор сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе.

Реализован международный совместный проект «Память во имя будущего» с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран участников Содружества и Ассамблеей народа Казахстана, в котором приняли участие представители 12 государств. Там же была принята Астанинская Хартия о дальнейшем взаимном сотрудничестве наших народов по сохранению исторической памяти.

Подписано соглашение о сотрудничестве между казахстанским журналом «Меңін Елім» и журналом Администрации Президента Российской Федерации «Родина». В рамках соглашения осуществлен выпуск серии совместных материалов, направленных на укрепление добрососедских связей.

В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова читается 36-часовой спецкурс о казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, что говорит о признании казахстанской модели со стороны научной элиты и образовательного сообщества России.

В таком же конструктивном формате развивается взаимодействие с международными организациями: с Фондом Ф. Эберта (Германия) в сфере языковой политики, Центром Евразии Стамбульского университета в области диаспоральной политики и другими научными организациями и сообществами.

С целью обмена опытом представители Ассамблеи народа Казахстана побывали во многих странах мира. В период председательства Казахстана в ОБСЕ (2010) Казахстанская модель межэтнической толерантности переведена на языки государств ее участников.

В течение 2009–2011 годов, для обмена опытом, Ассамблею посетили представители 16 государств (Франции, Германии, Великобритании, США, Швеции, Турции, Китая, России, Испании, Голландии, Израиля и др.), что еще раз подтверждает международный авторитет и признание инициатив Казахстана в сфере межэтнических отношений и общественного согласия.

Развитие государственного языка в условиях толерантной языковой среды

Со времени обретения независимости, перед Казахстаном встала задача возрождения духовности и культуры народа. В этой связи проблема изучения и развития казахского языка, как ключевого элемента культуры, вышла на первый план.

В принятом 22 сентября 1989 года «Законе о языках в Казахской ССР» (сейчас действует Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151–1 "О языках в Республике Казахстан") было введено понятие «государственный язык», а казахскому языку был придан статус государственного, за русским языком был закреплен статус как «языка межнационального общения». Позднее, поправками в Конституции Республики Казахстан определено, что «наравне с государственным официально применяется русский язык».

Провозглашение казахского языка государственным наделило его особым статусом и определило приоритеты языковой политики на десятилетия вперед.

В рамках Государственной программы функционирования и развития языков на 2001–2010 годы были реализованы комплексные меры по развитию государственного языка:

▪ Разработан ряд учебно-методических комплексов — «Жаңа толқын», «Языковой портфель государственного служащего», «Мәртебелі сөз», «Сөз сарасы», «Квест сабақтары» и другие;

▪ Действует портал «Государственный язык Республики Казахстан» (www.til.gov.kz), где размещено более двадцати видов интернет-сервисов: мультимедийные комплексы, самоучители, разговорники, справочники, словари и другое.

С 2005 года наблюдается планомерный рост количества Центров обучения государственному языку с 8 до 101.

Обеспечен поэтапный процесс перевода делопроизводства в государственных органах на государственный язык. К 2006 году, по данным, озвученным при проведении круглого стола «Будущее Казахстана и государственный язык», в пяти областях (Атырауская область, Жамбылская область, Кызылординская область, Мангистауская область, Южно-Казахстанская область) делопроизводство было официально переведено на казахский язык. В масштабах республики удельный вес документов на государственном языке в делопроизводстве центральных и местных государственных органов составляет порядка 85%.

За последние 10 лет отмечается увеличение числа организаций образования с государственным языком обучения. Так, на начало 2011 года из 2261 детского сада — 1178 (52,1%) с казахским языком обучения. Из 7516 школ — 3821 (50,8%) с казахским языком обучения.

В целом доля взрослого населения республики, владеющего государственным языком, составляет 64%.

Благодаря работе Ассамблеи народов Казахстана, в Казахстане поддерживаются языки и культуры, не имеющие статуса государственного. 12 сентября 2005 года выступая на втором Гражданском форуме, Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев заявил: «Мы должны совместно оказывать поддержку языкам и культурным традициям всех народов Казахстана. Никто не должен быть ущемлен в правах пользоваться родным языком и культурой». 20 августа 2007 года на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства подчеркнул: «Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его».

Созданы условия для сохранения и развития языков других этносов, проживающих в Казахстане. На начало 2011 года действовали 1524 школы с русским языком обучения, 58 с узбекским, 14 — с уйгурским, 2 — с таджикским, 2097 "смешанных школ". Из дошкольных учреждений: 272 с русским языком обучения, 3 — с узбекским, 808 "смешанных" детских учебных заведений.

Кроме того, при этнокультурных центрах действуют 190 воскресных школ, где созданы условия для обучения родным языкам представителей более 30 этносов, проживающих в Казахстане.

Проводимой государством языковой политикой созданы условия для гармоничного развития языков всех этносов, проживающих в Казахстане.

В предстоящее десятилетие работа в этом направлении будет осуществляться в соответствии с Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.

26 июля 2010 года министр культуры Республики Казахстан М. Кул-Мухаммед сообщил: «Реализация поставленных задач позволит достичь к 2020 году уверенных результатов: доля казахстанцев, владеющих государственным языком, возрастет с 60 до 95 %», «доля казахстанцев, владеющих русским языком, составит не менее 90 %. Доля казахстанцев, владеющих английским языком, составит порядка 20 %».

Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы поставлены следующие задачи: совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку; развитие инфраструктуры обучения государственному языку; стимулирование процесса обучения государственному языку; повышение престижа употребления государственного языка; повышение востребованности государственного языка; усовершенствование и систематизация лексического фонда казахского языка; совершенствование языковой культуры; функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве; сохранение языкового многообразия в Казахстане; изучение английского и других иностранных языков.

Срок реализации Программы: 2011–2020 годы;

XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік Ел: одна страна — одна судьба»

23 апреля в Астане во Дворце мира и согласия состоялась XXII сессия Ассамблеи народа Казахстана «Мәңгілік ел: одна страна — одна судьба» под председательством президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. XXII сессия совпала с 20-летием Ассамблеи народа Казахстана.

В работе сессии приняли участие более 1,5 тыс. человек, в том числе члены и ветераны Ассамблеи народа Казахстана из всех регионов республики, председатели республиканских и региональных этнокультурных объединений, депутаты парламента, руководители центральных исполнительных органов, политических партий, религиозных объединений, НПО, дипломатических миссий иностранных государств, ректоры вузов, представители научной, творческой интеллигенции и СМИ.

В своем выступлении Н. А. Назарбаев говорил о роли Ассамблеи народа Казахстана как уникального института и обозначил задачи, которые стоят перед ним в будущем. Это развитие казахстанской культуры, сохранение единства народа, изучение государственного языка, который станет ещё одним объединяющим фактором и многое другое. Самое главное, что казахстанцы доказали и показали всему миру, как можно жить в мире и согласии людям разных национальностей, добиваясь при этом целей, к которым другие идут столетиями.

По итогам сессии Ассамблея народа Казахстана приняла обращение, в котором говорится о поддержке инициативы Главы государства — общенациональной идеи «Мәңгілік ел», которая является основой системы общегражданских ценностей, руководящим духовным императивом нашего общества; новой экономической политики «Нұрлы жол» и пяти институциональных реформ:

  1. Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.
  2. Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.
  3. Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.
  4. Нация единого будущего.
  5. Транспарентное и подотчетное государство.
Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Казахстанская модель межэтнических отношений