Многовекторная геополитика

По мнению Президента Н. Назарбаева, многовекторность означает «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Это было бы непонятно не только нашему многонациональному населению, но и всему мировому сообществу. Будущее Казахстана — и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Проводя именно такую политику, мы сможем исключить какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана. Мы сможем укрепить благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в нашей стране».

За годы независимости Казахстан смог решить все территориальные проблемы с приграничными странами, подписав со всеми соседями договоры о делимитации государственных границ протяженностью в 14 тыс. км, в том числе с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном.

На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами.

Геополитическое положение государства обязывает Казахстан к непосредственному участию практически во всех международных процессах в регионе.

С первых дней независимости Президент и правительство проводят многовекторную и миролюбивую политику как в отношениях с соседними государствами, так и со странами дальнего зарубежья.

Объективными факторами складывающейся геополитической ситуации вокруг Казахстана являются следующие:

- наличие значительных запасов энергоресурсов, других видов полезных ископаемых, включая стратегические;

- транспортные и коммуникационные возможности;

- необратимость процессов вовлечения Казахстана в глобальные экономические процессы и интеграционные проекты;

- социально-экономическое положение основной массы населения в стране и сопредельных государствах;

- ухудшение экологической обстановки.

К числу определяющих субъективных факторов относятся:

- активизирующееся соперничество великих держав в Средней Азии, в том числе в Казахстане;

- нарастающая угроза терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика и других вызовов и угроз в регионе.

Среди стратегических партнеров Казахстана – и Россия, и Китай, и Соединенные Штаты Америки. Даже если посмотреть на географию поездок Президента нынешней осенью, можно увидеть, что за эти месяцы Лидер нации встретился практически со всеми крупными политическими фигурами на международной арене.

Основными темами политики великих держав в Казахстане продолжают оставаться: энергетические проблемы; борьба с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком; экономическое сотрудничество; развитие демократии. Причем каждая из великих держав, исходя из своих интересов, делает акцент на той или иной теме.

Россия постепенно возвращается к более активной политике в регионе. В последнее время Россия начинает энергично использовать энергетическую политику, связанную с поставкой углеводородов на мировой рынок.

Активизировались политические и экономические действия Китая в Средней Азии, прежде всего в нефтегазовом секторе.

Активным игроком в регионе продолжают оставаться США, приступившие в октябре 2005 г. к практическому осуществлению концепции «Большой Центральной Азии».

Не остается в стороне и Европейский Союз, заинтересованный в диверсификации энергоносителей и путей их транспортировки в Европу и в связи с этим выступающий за строительство новых трубопроводов из бассейна Каспийского моря, минуя Россию.

В последнее время активизировали свою деятельность в Казахстане такие азиатские региональные державы, как Индия, Турция, Пакистан, Япония, заинтересованные, прежде всего, в сфере добычи энергоносителей и маршрутов их транспортировки.

При этом особое внимание Глава государства по-прежнему уделяет развитию отношений в рамках Евразийского экономического союза. Идею его создания Н. Назарбаев­ озвучил еще в 1994 году во время своей лекции в Московском государственном университете (МГУ). Проект получил развитие как экономический, без политической составляющей.

Не менее важным является развитие инициированной китайской стороной программы – «Один пояс – один путь» (выдвинутая Китаем инициатива объединенных проектов создания «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века»). Казахстан намерен сотрудничать в ее претворении в жизнь как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Более того, программа станет одним из крупнейших экономических проектов ближайшего десятилетия.

Развитие взаимоотношения с Европейским союзом – не менее важная стратегическая задача для страны. Планируется подписание соглашения о партнерстве со странами Европы, что отразится не только на геополитических перспективах развития Казахстана, но и на внешнеэкономических показателях государства.

Сегодня мир преподносит много сюрпризов, и некоторые вещи, такие как напряженность в восточной Европе, возобновление конфликта на Ближнем Востоке, стали реальностью, на которую необходимо адекватно реагировать.

В этом случае геополитическое положение Казахстана диктует манеру поведения, как в экономическом, так и в политическом плане, дает возможности для создания на просторах Евразии платформы для сотрудничества, объединения усилий по обеспечению роста благосостояния народов. Это позволит направить совместные усилия на борьбу против общих угроз для человечества – терроризма, организованной преступности и так далее. Казахстан идет в сторону сотрудничества и взаимодействия, выработку общих механизмов, способов решения поставленных задач. Казахстан имеет все шансы оказывать влияние на международные политические процессы, стать новым «мостом» между Западом и Востоком.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Многовекторная геополитика