После обретения независимости в числе первоочередных задач по укреплению государственного суверенитета возникла необходимость юридического оформления границ с сопредельными государствами. Казахстан обладает суверенным правом на неприкосновенность своей территории. Государственная граница определяет пределы этой территории, в чем состоит ее основное предназначение.
Стратегией развития Казахстана до 2030 года была поставлена политическая задача – обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. Реализация этой задачи в немалой степени зависела от вопросов определения и неприкосновенности границ.
Учитывая то, что распад СССР привел бывшие союзные республики к необходимости решения территориального вопроса, Казахстан активно включился в переговорный процесс по оформлению границы.
Казахстанско-китайская государственная граница
До 1991 года переговоры с Китаем вела советская правительственная делегация с участием представителей сопредельных с КНР союзных республик. В 1992 году в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о переговорах с Китайской Народной Республикой по пограничным вопросам от 8 сентября 1992 года, для ведения переговоров с КНР, была сформирована Объединенная делегация Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Казахстан приступил к переговорам с Китаем, сформировав свою делегацию на основании постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 17 июля 1992 года.
Переговоры по делимитации велись в 1992–1998 годы, а демаркация (определение и обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договорами о делимитации) полностью завершилась в 2002 году.
За основу переговорного процесса были взяты восемь договоров и протоколов, заключенных между Российской Империей и Китаем еще в XIX веке.
По итогам встреч между РК и КНР были заключены международные договоры, которые точно определили и подробно описали прохождение линии казахстанско-китайской государственной границы и ее обозначение на местности пограничными знаками.
Демаркация государственной границы с Китаем осуществлялась Совместной казахстанско-китайской демаркационной комиссией, созданной Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики.
Демаркационные работы велись шестью рабочими группами в период с июля 1996 года по декабрь 2001 года и завершились подписанием 10 мая 2002 года в Пекине Министрами иностранных дел Казахстана и Китая Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы.
Общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской государственной границы составила 1 782,75 км, из них сухопутной границы – 1 215,86 км., водной – 566,89 км.
Содружество Независимых Государств
Правовыми документами общего характера, закрепившими принципы признания административно-территориального разграничения бывшего СССР стали Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года. В соответствии с данными документами Стороны признали административно-территориальное разграничение союзных республик за основу на пограничных переговорах.
Общей характерной особенностью для административных границ между бывшими союзными республиками являлось то, что фактически сложившаяся линия границы на отдельных участках не соответствовала положениям имеющихся правовых актов. В таких случаях стороны принимали взаимоприемлемые решения с учетом национальных и экономических интересов, производя паритетный раздел и обмен площадями.
Кыргызстан. Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и завершились подписанием главами государств в Астане 15 декабря 2001 года Договора между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе. Договор вступил в силу 5 августа 2008 года.
Стороны приступили к переговорам по демаркации государственной границы и установке пограничных знаков на границе между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.
Узбекистан. Процесс делимитации казахстанско-узбекской государственной границы проходил в период с 2000 по 2002 годы.
Выявленные проблемные участки и предложения сторон решались на основе принципов взаимного уважения и равноправия, с учетом интересов местного населения. Процесс делимитации казахстанско-узбекской границы можно разделить на два этапа.
Первый. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан о казахстанско-узбекской Государственной границе, подписанного главами государств 16 ноября 2001 года в Астане, который определил прохождение 96% линии границы от общей ее протяженности.
Второй. Подготовка Договора между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан об отдельных участках казахстанско-узбекской Государственной границы, подписанного Президентами Казахстана и Узбекистана 9 сентября 2002 года в Астане, который полностью завершил определение линии совместной границы.
Оба Договора о казахстанско-узбекской Государственной границе вступили в силу 5 сентября 2003 года.
Общая протяженность границы составила около 2150 км. Линия границы на местности обозначена 1620 пограничными знаками, из них 837 установлено казахстанской стороной, 783 узбекской стороной.
Туркменистан. Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы был подписан Главами государств 5 июля 2001 года в Астане.
Переговоры по делимитации казахстанско-туркменской государственной границы прошли в 2000–2001 годах в конструктивной и деловой обстановке. У сторон не возникало предложений по корректировке той линии границы, которая была согласована в 1972 году между Казахской ССР и Туркменской ССР.
Мероприятия по демаркации совместной границы начались в 2003 году. К установлению пограничных знаков на границе стороны приступили в 2005 году.
Протяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государственной границы составила 426,08 км.
Стороны завершили установку пограничных столбов на казахстанско-туркменской государственной границе, за исключением района точки стыка государственных границ Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Линия границы на местности обозначена 278 пограничными знаками, из них 134 установлено казахстанской стороной, 144 — туркменской стороной.
Российская Федерация.
Переговоры по делимитации казахстанско-российской государственной границы продолжались с сентября 1999 года по январь 2005 года.
18 января 2005 года в городе Москве в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Российскую Федерацию главами государств был подписан Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе.
Подписанием Договора о казахстанско-российской государственной границе Казахстан завершил юридическое оформление своей сухопутной границы по всему периметру. Договор вступил в силу 12 января 2006 года.
Совместная комиссия по демаркации казахстанско-российской государственной границы приступила к своей работе в июле 2007 года. В мае 2009 года стороны приступили к установке пограничных знаков на границе между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
На государственной границе Казахстана имеются с границами сопредельных государств. Так, в трехстороннем формате подписаны и вступили в силу:
Общая протяженность государственной границы Республики Казахстан составляет около 13 200 км (без учета границ на Каспийском море), из них: