Государственная программа «Дорожная карта»: Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана

В американской культуре термин «Дорожная карта» (Road map) в одном из переносных смыслов значит «план, как двигаться дальше», планы на будущее, на перспективу; наглядное представление сценария развития (наглядное представление пошагового сценария развития определенного процесса).

Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности.

Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся осенью 2007 года, затронул и Казахстан. Но по сравнению с другими государствами мира экономическая ситуация в республике была далека от критической, несмотря на проявляющиеся проблемы. Во многом это стало следствием активных мер, предпринимаемых руководством страны для сдерживания кризиса и снижения его социальной составляющей.

В октябре 2007 года правительство, Национальный Банк и Агентство Республики Казахстан по надзору финансового рынка и финансовых организаций приняли ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках. Для обеспечения жильем граждан, которые вложили собственные или заемные средства в долевое строительство, застройщикам было выделено через банки второго уровня 185 млрд тенге. Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд тенге. На развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности было выделено 135 млрд тенге.

Активные меры государства по преодолению кризиса сосредоточены в двух основных документах. План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы явился первой, финансово-экономической, частью антикризисной программы. Вторая часть — социальная, нашла свое отражение в Послании Президента Республики Казахстан народу в 2009 году.

1 января 2009 года был введен в действие новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузки. В 2009–2011 годах корпоративный подоходный налог поэтапно снизился с 30 до 15%. Ставка налога на добавленную стоимость снизилась с 13 до 12%. Вводилась единая ставка социального налога в размере 11%. В целом снижение налоговой нагрузки позволило предприятиям уже в 2009 году высвободить около 500 млрд тенге и направить их на развитие экономики. Еще 280 млрд тенге государство выделило на развитие агропромышленного комплекса. 120 млрд тенге — на реализацию инфраструктурных проектов. В целом в экономику страны в экстренном порядке дополнительно поступило свыше 2 трлн 700 млрд тенге.

Для эффективного управления национальными активами была реструктурирована система государственного менеджмента: холдинг «Самрук-Қазына»совместно с правительством в кратчайшие сроки разработал программу освоения этих денег, используя «ручное управление» и изобретая отдельную кредитную схему буквально для каждого проблемного объекта.

Правительством был сформирован проект бюджета на 2009–2011 годы с учетом возможного ухудшения ситуации на мировых финансовых и сырьевых рынках. Доходы бюджета были уточнены с учетом снижения мировой цены на нефть до $60–40 за баррель. При этом социальные расходы не были сокращены. Денежные средства, выделяемые правительством, были ориентированы в том числе на модернизацию коммунальной сети, ремонт местных дорог, обновление социальной инфраструктуры. В целом эта цифра составила примерно 600 млрд тенге. Каждый регион получил средства для решения первостепенных проблем населения. Контроль над эффективной тратой этих средств был возложен не только на местные органы власти — маслихаты, но и на общественные движения, неправительственные организации и политические партии, так как эффективное осуществление антикризисных, а также выработка предложений по развитию страны в посткризисный период являлась в одинаковой степени ответственностью власти и общества.

Политические партии не остались в стороне и предложили свои меры и пути выхода из кризиса. Весной 2009 года Народно-демократическая партия Казахстана «Нур Отан» подписала Меморандум об обеспечении социальной и политической стабильности в условиях экономического кризиса, в котором говорилось о сотрудничестве и консолидации усилий на период влияния на экономику республики мирового финансового кризиса, о преодолении трудностей и создании необходимых условий для дальнейшего поступательного развития Республики Казахстан.

От реализации стабилизационных мер экономика Казахстана дополнительно получила государственную поддержку в объеме 2172 млрд тенге за счет средств Национального фонда, мер Национального Банка, снижения налоговой нагрузки в рамках действия нового Налогового кодекса, создания Фонда стрессовых активов. В результате принятых в 2007–2009 годах мер реальный прирост ВВП Казахстана в 2010 году находился на уровне 1–3%, а уровень инфляции был удержан в пределах 7–9%.

В 2009 году конкурентоспособность казахстанской экономики выросла. По показателям конкурентоспособности экономики страна поднялась с 36-й на 33-ю строчку списка The International Institute for Management Development (IMD). По экономическому развитию Казахстан переместился с 44-й на 43-ю строчку мирового рейтинга конкурентоспособности. По эффективности правительства — с 21-го на 20-е место. По позиции «Эффективность ведения бизнеса» страна переместилась с 34-го на 29-е место, а по показателю развития инфраструктуры с 44-го на 39-е место рейтинга. Самыми сильными сторонами казахстанской экономики были признаны рынок труда, налоговая политика и бюджетные расходы.

Таким образом, в ситуации кризиса страна оказалась готовой к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть. Эксперты, в том числе и российские, назвали антикризисную программу Казахстана самой системной и максимально оперативной в СНГ. Выполнение этой программы находилось под постоянным контролем Президента и правительства.

По новой Государственной программе «Дорожная карта», на которую в 2009 году был выделен $1 млрд, было трудоустроено 250 тысяч человек. В 2009 году было создано более 55 тыс. новых рабочих мест. В городе Актобе в рамках программы «100 школ, 100 больниц» открылась новая 500-местная городская поликлиника. В городе Аксу (Павлодарская область) в рамках этой программы открылась новая школа. Были отреставрированы 56 спортивных комплексов. По итогам 2009 года по «Дорожной карте» полностью реализовали 3621 проект. Одним из главных направлений «Дорожной карты» стало благоустройство и озеленение дворов, устройство спортивных площадок, дорог и т. д. Реализуя социальное и антикризисное значение Программа стала эффективным инструментом недопущения массовой безработицы и смягчения социальных последствий кризиса.

Важное место в антикризисной программе было отведено осуществлению нового плана модернизации экономики и развития ее приоритетных областей — энергетики, транспорта и индустрии. Об этом было заявлено в Послании Президента народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию».

В середине 2010 года республика взяла курс на форсированное индустриально-инновационное развитие. Индустриальные проекты в первую очередь стали реализоваться в таких приоритетных отраслях, как агропромышленный комплекс, стройиндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Экономический эффект такого развития равен половине ВВП страны — около $50 млрд.

В рамках Государственной программы форсирования индустриально-инновационного развития и Карты индустриализации страны в первой половине 2010-х годов реализовалось 162 проекта общей стоимостью 6,5 трлн тенге, при этом создано 200 тыс. рабочих мест. Пятилетний план развития страны был направлен на создание широкого слоя обеспеченных граждан в процветающей демократической стране с диверсифицированной экономикой.

Существенным достижением в области экономического планирования стала программа «Дорожная карта бизнеса 2020», направленная на стимулирование национального предпринимательства и деловой активности в фазе посткризисного развития. Программа нацеливала на реализацию на реализацию задач по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка производств, ориентированных на экспорт продукции. Все направления были нацелены на обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, на сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

Таким образом, Республика Казахстан, пройдя в 1990-х годах сложный период рыночных преобразований, приобрела экономическую самостоятельность, стала активным участником мировых и региональных процессов. В 2000-х годах, в докризисный период, уже имели место позитивные факторы развития, рост ВВП, низкая инфляция, достаточно устойчивая банковская система, развивающаяся инфраструктура, рост инвестиций и уровни жизни.

Современные экономические реалии таковы, что интенсивные усилия государства в этой области направлены на укрепление национальной экономики в условиях последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение оптимальных условий для посткризисного экономического роста с учетом региональных и мировых процессов.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Государственная программа «Дорожная карта»: Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана