Формирование государственной молодежной политики

Казахстан – суверенное государство, активно интегрирующееся в мировое сообщество. Будущее любого государства зависит от отношения власти к молодому поколению. Еще в стратегии «Казахстан 2030» Президент РК Н. А. Назарбаев подчеркнул, что в возрастной политике необходимо сконцентрировать «внимание на молодежи и подрастающем поколении, а также на молодых семьях».

Первый Закон «О государственной молодежной политике в Казахской ССР» был принят 28 июня 1991 года. Он определял правовые основы формирования и реализации государственной молодежной политики в Казахской ССР и укреплял юридические гарантии осуществления прав и свобод молодых граждан. Закон был принят до распада Советского Союза, поэтому появление проблем в его осуществлении не было случайностью.

В октябре 1996 года по распоряжению Главы государства Правительством был подготовлен проект Закона «О молодежи». В январе 1997 года этот законопроект был включен в план законодательных работ Правительства, но в мае этого же года исключен.

В апреле 1998 года в газете «Новое поколение» опубликован проект Концепции молодежной политики Республики Казахстан, разработанный Советом республиканского молодежного движения «За будущее Казахстана» и отделом молодежной политики Министерства информации, культуры и общественного согласия. Он состоял из четырех разделов:

  1. Необходимость молодежной политики;
  2. Принципы молодежной политики;
  3. Приоритетные направления молодежной политики;
  4. Меры по реализации молодежной политики.

В числе первоочередных мер выдвигалось принятие Закона «О молодежной политике Республики Казахстан», соответствующего современным требованиям и условиям общественного развития. При разработке концепции молодежной политики необходимо учитывать социальное расслоение молодежи, выступающее наиболее сильным фактором ее жизнедеятельности.

28 августа 1999 года распоряжением Президента Республики Казахстан утверждена Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан. Концепция опиралась на основополагающие идеи и принципы:

Концепция состоит из пяти разделов. В ней обоснована необходимость государственной молодежной политики как одного из важных направлений развития стратегических ресурсов общества, определены основная цель, приоритеты, основные принципы и направления этой политики, а также органы управления. Среди направлений государственной молодежной политики обозначены:

В соответствии с положениями Концепции должны быть определены нормативно правовые механизмы реализации государственной молодежной политики, сформированы основы методологического, организационного и информационного обеспечения.

25 февраля 2000 года состоялся «круглый стол» «Актуальные вопросы государственной молодежной политики Республики Казахстан». В нем приняли участие депутаты Парламента, представители министерств и ведомств, руководители молодежных организаций. Прозвучало предложение провести специальные парламентские слушания.

15 июня 2001 года состоялись парламентские слушания по вопросу государственной молодежной политики, на которых обсуждались проблемы молодежи, пути активного вовлечения ее во все сферы жизни общества и необходимость принятия специального закона.

Проект Закона «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» был опубликован в мае 2002 года на страницах республиканской прессы. Предложенный законопроект нашел отклик в молодежной среде. Он обсуждался на первом Конгрессе молодежи Казахстана в Актау, а также молодежных организациях на местах.

В январе 2003 года рабочая группа Мажелиса Парламента рассмотрела поправки, предложенные к правительственному варианту законопроекта о государственной молодежной политике. 29 мая 2003 года законопроект был рассмотрен на заседании Комитета по социально-культурному развитию. В его обсуждении приняли участие представители Министерства культуры, информации и общественного согласия, молодежных организаций и объединений, которые рассмотрели около ста предлагаемых поправок.

7 июля 2004 года Закон Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» (http://online.zakon.kz) был подписан Президентом Н. А. Назарбаевым. Он состоит из четырех глав и 20 статей. Возрастные границы молодежи определены в интервале 14–29 лет. Молодая семья – это семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет, или неполная семья, в которой детей (ребенка) воспитывает один из родителей, не достигший возраста 29 лет, в том числе разведенный, вдовый.

Государственная молодежная политика сформулирована как система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи. В качестве целей государственной молодежной политики обозначены создание социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного, профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.

Задачи государственной молодежной политики:

Принципы государственной молодежной политики:

Вторая глава Закона посвящена основным направлениям государственной молодежной политики:

В этой главе отдельная статья посвящена социальным правам молодежи. В специальной статье говорится, что молодежь Республики Казахстан имеет все политические права и свободы, предусмотренные Конституцией (www.constitution.kz) и другими законодательными актами Республики Казахстан.

В третью главу Закона включены вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики. Специальные статьи посвящены финансовому обеспечению политики и участию молодежи в ее формировании и реализации, социальным службам и социальной инфраструктуре для молодежи, информационному обеспечению и научному обоснованию государственной молодежной политики.

В четвертой главе, содержащей заключительные положения, подчеркнуто, что лица, виновные в нарушении законодательства о государственной молодежной политике, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Молодежные программы

Наряду с формированием законодательства большое значение имеет разработка молодежных программ. Еще в 1992–1993 годах на сессиях областных Советов народных депутатов были утверждены такие программы, например, «Об основных направлениях молодежной политики» — в Западном Казахстане, «Молодежь и рынок» — в Восточном Казахстане, «Молодежь» — в Семипалатинске и Павлодаре. Всего в первой половине 1990-х годов было утверждено 16 программ, принимаемых с соответствующим финансированием.

17 февраля 2001 года постановлением Правительства Республики Казахстан была утверждена общереспубликанская программа «Молодежь Казахстана» на 2001–2002 годы. Целью программы обозначены создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики, повышение ее эффективности; механизмом ее реализации обозначены скоординированные действия государственных органов и общественных молодежных объединений. Основными источниками финансирования определены республиканский и местный бюджеты, гранты международных организаций, собственные средства организаций всех форм собственности.

С 2005 года действует программа «Жасыл ел» — Зеленая страна, основная цель которой озеленение населенных пунктов и создание вокруг них зеленых зон, обновление парков в городах и районах областей. Участие в «зеленых отрядах» — это яркое воплощение патриотизма и трудолюбия молодежи. Их усилиями проводится посадка деревьев, прополка, полив, прореживание, санитарная очистка лесов, берегов рек и озер, водохранилищ, ограждение лесных угодий. Молодежь вырабатывает в себе чувство бережного отношения к окружающему миру. Республиканская программа способствует рациональному использованию свободного времени юношей и девушек, решается вопрос их временного трудоустройства в летний период. В ходе реализации этой программы уже приняли более 200 тысяч молодых людей в отряды. Они посадили более 44 млн деревьев, благоустроили 111 тысяч гектаров земли.

В 2009 году запущена программа «Молодежная практика» для выпускников вузов. Государство предлагает молодым людям, окончившим вуз и не имеющим опыта работы, заработную плату в размере 20 тысяч тенге в месяц на полгода. На «Молодежную практику» имеют право принимать выпускников вузов организации различных форм собственности – как бюджетные, так и коммерческие. Активными ее участниками являются в основном бюджетные организации, в частных структурах предпочитают принимать молодых людей с опытом работы.

Большую роль в развитии страны играет программа «Болашак». Прежде всего, это новые кадры для экономики, образования, науки, здравоохранения, национальной культуры и искусства. Сегодня участников программы насчитывается уже более 10 тысяч человек. Каждый второй выпускник программы работает в казахстанских компаниях – частных и с государственным участием. 19 % – менеджеры национальных компаний. Около 4 % – работают в международных организациях, а также в различных НПО Казахстана. Три четверти выпускников заняты в реальном секторе экономики и институтах гражданского общества. В государственных учреждениях и организациях работает около 25 % «болашаковцев». В том числе, в системе государственного управления — 19 % всех выпускников. На сегодняшний день по «Болашаку» подготовлено около 2 тысяч инженерно-технических специалистов. Это работники в сфере инновационных проектов и технологий, металлургии, телекоммуникации, энергетики. Осуществление индустриально-инновационной программы – это создание совершенно новых предприятий, чтобы увести Казахстан от сырьевой зависимости. В целом, достигнут баланс между гуманитарными и инженерно-техническими специальностями.

Вопросами государственной молодежной политики занимается Министерство образования и науки Республики Казахстан, где функционирует Департамент молодежной политики.

Главные задачи:

http://yvision.kz/; @Hell_desinger; @ainurasat


Толерантность и мы

Существенная часть пройденного Казахстаном пути — это уникальная история культурного и этнического взаимодействия населяющих его народов, проникающего по существу во все сферы бытия – язык, поведенческие стереотипы, образ жизни и мышления, менталитет. В нашей Республике, в которой, по данным последней переписи, проживают более 130 национальностей, существует почти 50 конфессий, множество различных групп, на протяжении многих лет складывалась собственная модель межнационального поведения, основа которой – толерантность*.

Говоря о сущностных идеях казахстанской государственности, Президент Н. А. Назарбаев подчеркивает, что доминирующей является идея единства и целостности народа Казахстана. «Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае проявляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир теперь знает как Казахстан». А в Казахстане считают, что национальная политика государства может быть эффективной при непосредственном участии в политических процессах представителей всех этнических организаций. Опытом вовлечения их в политику стала созданная 1 марта 1995 года Ассамблея народа Казахстана. Работу Ассамблеи между сессиями осуществляет Совет Ассамблеи, объединяющий 63 представителей членов Ассамблеи.

Толерантность – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех граждан быть различными; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Казахстан остается одной из немногих стран на постсоветском пространстве, гдеблагодаря политике, проводимой президентом Н. А. Назарбаевым, царит национальное согласие. По итогам общереспубликанского опроса общественного мнения, проводимого в 2005 году, 50,2% респондентов назвали межнациональные отношения в Казахстане спокойными, 33,9% — дружескими, 13,3% — нейтральными и только 2,1% — напряженными.

Сегодня в Республике почти 3,5 тысячи школ, где дети обучаются на казахском языке, 2,5 тысячи школ обучают на русском языке, в 78 – на узбекском, в 13 – на уйгурском, в 3 – на таджикском и в одной — на украинском. В 2017 школах предметы преподаются на нескольких языках. В 143 школах дети изучают 14 языков в качестве родных. За последнее время в Республику вернулось более 40 тысяч семей этнических казахов. Как правило, местное население относится к ним совершенно лояльно. Казахстан первым из стран СНГ точно обозначил приоритеты своей миграционной политики, и это позволило сохранить стабильность в Республике.

Декларация принципов толерантности утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

В Преамбуле Декларации говорится: «…памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: „Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны… вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности… и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи“,

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что „мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества“,

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что „каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии“ (статья 18), „на свободу убеждений и на свободное выражение их“ (статья 19) и что образование „должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами“ (статья 26)», а также принимая во внимание ряд международных актов (Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка, Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках и др.) государства-члены ООН принимают и торжественно провозглашают Декларацию принципов терпимости и заявляют следующее:

"Статья 1 — Понятие терпимости

1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Терпимость — это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 2 — Государственный уровень

2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).

Статья 3 — Социальные аспекты

3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Терпимость необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух терпимости и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 — Воспитание

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 — Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Статья 6 — Международный день, посвященный терпимости

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости".

Толерантность проявляется в различных сферах и направлениях:

1. Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направления.

2. Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

3. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства.

4. Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

5. Культурная толерантность – уважение явлений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.

Без формирования толерантности движение к цивилизованному гражданскому обществу невозможно. Выработано 20 шагов к толерантности:

1. Наличие четкой цели.

2. Желание быть толерантным.

3. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).

4. Умение ставить себя на место других.

5. Не осуждать.

6. Видеть шире (замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации; принимать во внимание предысторию).

7. Подключать интуицию и воображение.

8. Расширять свой круг общения.

9. Знакомиться с другими культурами (традициями):

- язык, рисунки, литература, архитектура;

- костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

10. Наблюдать.

11. Общаться с представителями других культур.

12. Улучшать самоконтроль.

13. Развивать в себе умение молчать/слушать.

14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

15. Менять точки зрения.

16. Направленность «на понимание».

17. Сопереживать.

18. Не зацикливаться.

19. Быть активным

20. Не оценивать.

Смысл слова «толерантность» очень важен для существования человеческого общества. Современный человек должен быть толерантной личностью, т. е. не только образованным, но и обладающим чувством самоуважения и уважаемый окружающими, придерживающийся определенных правил толерантного поведения:

1. Относиться к окружающим с пониманием.

2. Никогда не думать, что твое мнение важнее мнения другого человека.

3. Не судить о ценностях других, отталкиваясь от своих собственных.

4. Не навязывать свое мнение другим.

5. Никогда не думать, что твоя религия в чем-то превосходит другую.

6. Помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия.

7. Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

8. Помнить, что мнение одного человека не может быть единственно верным.

Фундаментальные принципы толерантности:

1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

2. Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

3. Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

______________________________________________________

* Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Формирование государственной молодежной политики