Культурное развитие Казахстана (1991–2006 гг.)

С приобретением независимости основными приоритетными направлениями деятельности государства в культурной сфере были объявлены:

  1. Обеспечение высокого уровня развития образования и науки, спорта и туризма;
  2. Сохранение и развитие национальной культуры и культур народов и этносов, населяющих Республики Казахстан;
  3. Сохранение историко-культурного наследия;
  4. Проведение широкомасштабных культурных акций, направленных на пропаганду лучших достижений и образцов культурно-духовного развития Казахстана;
  5. Расширение и углубление международного культурного сотрудничества; 6) Формирование отечественного рынка культурной продукции и услуг.

Для этого были разработаны:

  1. Государственная программа поддержки культуры на 1998–2000 гг.;
  2. Концепция развития и поддержки театральной деятельности в Республике Казахстан;
  3. Про грамма развития культурной инфраструктуры г. Алматы до 2005 г.;
  4. Государственная программа «Культурное наследие 2004–2006 гг.».

Система образования

В 1991 г. появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицеи, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. В 1995 г. в Казахстане принята новая Конституция, в которой объявлено о всеобщем обязательном бесплатном среднем образовании.

В законе РК «Об образовании» (принятом 7 июня 1999 г.) в общеобразовательных школах утверждены три ступени обучения: начальная (1–4 кл.), основная (5–9 кл.), верхняя (10–12 кл.).

В рамках Государственной программы «Дарын» образован республиканский научно-практический центр «Дарын», имеющий в 8 областях специализированные школы и школы- интернаты для одаренных детей.

В конце 1996 г. принята государственная программа поддержки зарубежных соотечественников. Сюда входит также обучение и переобучение оралманов, вернувшихся на историческую родину.

В 1997 г. принята Государственная программа информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами.

В 2008–2009 гг. школы страны должны были перейти на новую модель образования, ориентированную на результат. Сокращается количество предметов Госстандарта, уменьшена нагрузка, сделан акцент на развитие компетенции школьника.

Программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов» предусматривает введение новых технологий, компьютерных программ для эффективного обучения казахскому языку.

В 2003 г. в Казахстане функционировали 8160 государственных общеобразовательных школ, из них 2016 городских и 6144 сельских. Численность учащихся школ, где преподавание велось на: казахском языке — 1 млн. 683 тыс. 700 чел.; русском языке — 1 млн. 300 тыс. 200 чел.; узбекском языке — 87 тыс. 300 чел.; уйгурском — 21 тыс. 500 человек.

На начало 2002–2003 учебного года в стране насчитывалось 177 высших учебных заведений, в которых обучалось 597 тыс. 489 студентов. Частных высших учебных заведений было 127, в них обучались 257 тыс. юношей и девушек.

В октябре 2004 г. состоялся III съезд работников образования и науки. В 2005–2010 гг. средние школы Казахстана перейдут на 12-летнее обучение, система профобразования будет реструктуризована (изменена структура) в соответствии с международными критериями. В вузах будет введена трехступенчатая модель подготовки кадров: бакалавриат — магистратура, докторантура.

Наука Казахстана. 1991 г. является началом нового периода в развитии отечественной науки. 15 января 1992 г. принят закон «О научной и научно-технической политике Республики Казахстан», в том же году образовано Министерство науки и новых технологий. С 1993 г. введена государственная экспертиза научно-технических программ, финансируемых из государственного бюджета. Утвержден единый порядок регистрации отчетной документации по проведенным в республике открытым опытно-конструкторским и проектно-технологическим работам, создана нормативно-правовая основа перевода финансирования научно-технических и опытно-конструкторских работ на программно-целевой метод.

Результаты работ, проведенных в научно-технической сфере, были показаны на выставке в Астане в феврале 1998 г. Составлены проекты государственных программ по развитию в стране машиностроения, атомной промышленности и энергетики, а также заключение о развитии в республике горно-металлургического комплекса. Ученые республики внесли свой вклад в обеспечение процессов государственного управления, с древних времен до наших дней исследована история Казахстана, казахской философии, в контексте взаимовлияния восточной и западной культур, составлены новая философия и методология науки, исследованы развитие конституционного процесса в Республике Казахстан, евразийская интеграция, геополитика, подготовлен прогноз демографического развития.

Закон «О науке», принятый 12 июля 200I г., стал основой дальнейшего совершенствования управления, организации инновационных и исследовательских процессов, подготовки кадров, интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество.

Значительный вклад в развитии социально-культурной жизни многонационального Казахстана — вносит деятельность 40 национально-культурных центров и Ассамблеи народов Казахстана.

Презентации казахстанской культуры на мировой арене. Широкий международный резонанс в рамках ЮНЕСКО получили празднования юбилеев в честь великих людей казахского народа: 1995 г. — 150-летие великого Аба Кунанбаева и 50-летие Победы в Великой Отечественной войне; 1996 г. — 150-летие Жамбыла Жабаева; 1997 г. — 100-летие Мухтара Ауезова; 1998 г. — 500-летие Мухаммед Хайдара Дулати; 1999 г. — 100-летие Каныша Сатпаева; 2000 г. — Год поддержки культуры; 2000 г. — 1500-летие древнего Туркестана; 2002 г. — 2000-летие древнего Тараза; 2003 г. — 200 летие Махамбета Утемисова и 100-летие Алкея Маргулана; 2004 г. — 100-летие Абылхана Кастеева; 2005 г. — 160-летие Абая Кунанбаева, 170-летие Шокана Уалиханова и 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и др.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Культурное развитие Казахстана (1991–2006 гг.)