Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана

НҰРЛЫ ЖОЛ – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

11 ноября Президент РК Н. А. Назарбаев принял участие в расширенном заседании Политического совета партии «Нур Отан». В работе заседания также приняли участие члены Политсовета — руководство Правительства, Парламента, Администрации Президента, депутаты фракции «Нур Отан» в Мажилисе, руководители центральных и местных государственных органов.

Во время заседания был рассмотрен ход исполнения задач предвыборной платформы партии — «Казахстан. Цели 2017. Национальный план действий», а также обсужден проект Программы противодействия коррупции на 2015–2025 годы. Президент выступил с Посланием народу Казахстана «Нұрлы Жол — путь в будущее».

В Послании говорится, что сегодня весь мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса. Геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительное препятствие для восстановления мировой экономики.

Казахстан, как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние этих процессов: падают цены на мировых рынках, и в целом замедляется экономический рост. Отсюда возникает необходимость пересмотреть некоторые позиции, внести корректировки в планы на предстоящий период и оперативно принять все возможные меры для предотвращения негативных тенденций.

1. Пересмотрены параметры республиканского бюджета на 2015 год, так как падение цен на экспортные сырьевые ресурсы приводит к снижению поступлений средств в доходную часть бюджета.

2. В условиях кризиса, как показывает мировой опыт, происходит переориентация экономической политики. Поддержку должны получить те отрасли, которые создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости.

Правительство завершило разработку новой масштабной программы развития — Новая Экономическая Политика Казахстана «Нұрлы Жол». Она будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в экономике. Что это означает?

Доходы от экспорта сырья, отложенные в Национальный Фонд, основная задача которого повышать устойчивость экономики перед внешними вызовами (например, снижение цен на природные ресурсы) будут направлены на дальнейшее преобразование экономики: на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса. Транш средств из Нацфонда в размере 500 миллиардов тенге будет направлен на следующие цели:

1. Необходимо дополнительно выделить 100 миллиардов тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Это обеспечит реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг.

2. Для оздоровления банковского сектора обеспечить в 2015 году дополнительную капитализацию Фонда проблемных кредитов в размере 250 миллиардов тенге.

3. Для привлечения новых инвестиций необходимо улучшить соответствующие условия. С этой целью направить 81 миллиард тенге в 2015 году на завершение строительства первого комплекса «сухого порта», инфраструктуры специальных экономических зон «Хоргос — Восточные ворота» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау и Таразе.

4. На продолжение строительства комплекса ЭКСПО-2017 выделить для кредитования 40 миллиардов тенге в 2015 году, дополнительно к уже направленным 25 миллиардам.

5. В преддверии ЭКСПО-2017 необходимо развивать транспортную инфраструктуру Астаны. Столичный аэропорт уже достиг своей максимальной пропускной способности — 3,5 миллиона человек. Для увеличения его потенциала выделить в 2015 году 29 миллиардов тенге на строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Это позволит увеличить пропускную способность к 2017 году до 7,1 миллиона пассажиров в год.

Стержнем Новой Экономической Политики станет План инфраструктурного развития, рассчитанный на 5 лет, который совпадает со Второй пятилеткой реализации ПФИИР (Программа форсированного индустриально-инновационного развития страны), где намерены участвовать более 100 зарубежных компаний. Общий инвестиционный портфель составляет 6 триллионов тенге, доля государства — 15 процентов.

1. Развитие транспортно-­логистической инфраструктуры. Оно будет осуществляться в рамках формирования макрорегионов по принципу хабов. При этом инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Прежде всего, нужно реализовать основные автодорожные проекты. Это Западный Китай — Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау; Алматы — Усть-Каменогорск; Караганда — Жезказган — Кызылорда; Атырау-Астрахань.

Также необходимо продолжить создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты — Ерсай.

2. Развитие индустриальной инфраструктуры. Реализация инфраструктурных проектов вызовет большой спрос на стройматериалы, продукцию и услуги для транспортно-коммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной сфер:

- закончить работу по формированию инфраструктуры в существующих специальных экономических зонах;

- строительство в регионах новых индустриальных зон, нацеленных на развитие производств МСБ (малого и среднего бизнеса) и привлечение дополнительных инвестиций;

- развитие инфраструктуры для туризма, главным преимуществом которой является возможность создания большего числа рабочих мест.

3. Развитие энергетической инфраструктуры. В энергетике за прошедшие 5 лет в рамках программы индустриализации проведена большая работа. Тем не менее, ограниченность магистральных сетей вызывает дефицит электроэнергии в южных регионах страны, природного газа — в центральных и восточных областях. Надо сосредоточиться на двух проектах. Построить высоковольтные линии в направлениях «Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск» и «Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы». Это позволит создать сбалансированное энергообеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны.

4. Модернизация инфраструктуры ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) и сетей водо- и теплоснабжения. Общая потребность в инвестициях составляет не менее 2 триллионов тенге с ежегодным выделением до 2020 года из всех источников финансирования не менее 200 миллиардов тенге.

Сегодня большой интерес к инвестициям в модернизацию ЖКХ проявляют Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, а также частные инвесторы. Нужно обеспечить их максимальное привлечение через предоставление долгосрочных инвестиционных тарифов. На ускорение темпов модернизации систем тепло- и водоснабжения дополнительно к уже предусмотренным в бюджете средствам целесообразно направлять до 100 миллиардов тенге ежегодно.

5. Укрепление жилищной инфраструктуры. Формирование агломераций сопровождается значительным перетоком населения. Это создаёт давление на рынок труда и инфраструктуру городов, в том числе и на жилищный фонд. Поэтому следует пересмотреть подходы к строительству арендного жилья. Государство будет строить социальное арендное жилье и представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Предоставление жилья напрямую, без посредников и под максимально низкие проценты за кредит, позволит снизить стоимость его приобретения. Отсутствие первоначального взноса и низкие проценты за ипотеку сделают жилье более доступным для широких слоев казахстанцев. Поэтому дополнительно увеличим финансирование строительства арендного жилья на сумму 180 миллиардов тенге в течение 2015–2016 годов.

6. Развитие социальной инфраструктуры. Прежде всего, это решение проблем аварийных школ и трехсменного обучения (решить эту проблему до 2017 года), а также нехватки детских садов (сокращения дефицита мест в дошкольных организациях в течение 3 лет). На решение этих проблем выделяется соответственно 70 миллиардов и 20 миллиардов тенге. В рамках программы индустриализации определены 10 вузов, на базе которых будет обеспечиваться связь науки с отраслями экономики и подготовка кадров. Поручаю сформировать материально-техническую базу этих учебных заведений, направив на эти цели до 10 миллиардов тенге до 2017 года.

7. Необходимо продолжить работу по поддержке малого и среднего бизнеса и деловой активности как драйвера экономического роста, увеличить его доли до 50% ВВП к 2050 году. Эффективно использовать кредитные линии для малого и среднего бизнеса за счет АБР, ЕБРР, Всемирного банка на общую сумму 155 миллиардов тенге в 2015–2017 годах.

Ситуация в мировой экономике такова, что в кризисных условиях достичь поставленной цели без дополнительных финансовых ресурсов достаточно сложно.

Инвестиции из Нацфонда должны сопровождаться обязательным проведением структурных реформ в соответствующих сферах экономики. Для этого необходимо обеспечить совместную реализацию проектов с международными финансовыми организациями. Например, Всемирный банк, Азиатский банк развития, ЕБРР и ИБР готовы выделить сумму порядка 9 миллиардов долларов в 90 приоритетных проектов. Выделенные средства должны поддержать инвестиционную активность, предотвратить снижение доходов населения и стимулировать создание новых рабочих мест. В результате будет обеспечен устойчивый рост экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Новая Экономическая Политика «Нұрлы Жол» — это глобальный шаг Казахстана на пути в число 30 самых развитых стран мира.

Для того, чтобы успешно пройти этот путь необходимы, прежде всего, стабильность и согласие в обществе. В условиях мирового кризиса, локальных конфликтов, войн стабильность и согласие имеют особую актуальность. Крепить доверие между всеми казахстанцами, быть толерантными друг к другу — это ключи к будущему Казахстана.

"…Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие. Извне, никто и никогда не придет делать это за нас. Наша молодежь растёт в новой, независимой стране. Нынешнее поколение не видело межэтнических войн и конфликтов, разрухи 90-х годов. И многие воспринимают стабильность и комфортную жизнь в Казахстане как нечто положенное от рождения.

Ведь что такое стабильность и согласие? Это семейное благополучие, безопасность, крыша над головой. Мир — это радость отцовства и материнства, здоровье родителей и счастье наших детей. Мир — это стабильная работа, зарплата и уверенность в завтрашнем дне. Мир и стабильность — это общенародное достояние, которое нужно каждодневным трудом защищать и укреплять. Я всегда говорю: молодежь — опора нашего будущего. Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути! «Нұрлы Жол» — вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи!

В следующем году мы торжественно отметим 20-летие принятия Конституции и создания Ассамблеи народа Казахстана. Отмечая эти даты, нам важно сделать казахстанцев еще более сильными в духовном плане, едиными и еще более толерантными. Я убежден, что на новом ответственном витке истории обретет новое звучание и более глубокий смысл наш главный принцип — Казахстан, только вперёд! Желаю всем успехов и достижения новых вершин, которые поднимут на еще большую высоту нашу Родину! "

Астана, 11 ноября 2014 г.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана