Создание Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) создается на базе Таможенного союза Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС).

Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) подписан 29 мая 2014 года в Астане (Казахстан).

В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создается для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке

Договор вступит в силу с 1 января 2015 года.

В дальнейшем в союз планируют вступить Армения и Киргизия.

2009 год

Интеграционные процессы по расширению экономического сотрудничества начали осуществляться с 2009 года, когда участникам удалось принять и ратифицировать около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза ЕврАзЭс. В частности, 28 ноября 2009 года было подписано соглашение по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

2010 год

После того, как в июле 2010 года вступили в силу договоренности о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в декабре того же года на саммите ЕврАзЭС было достигнуто соглашение о создании Евразийского экономического союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

Идея создания Евразийского экономического союза и единой валюты — алтына — принадлежит президенту Казахстана Н. А. Назарбаеву. В 2012 году эту идею поддержали В. В. Путин и Д. А. Медведев.

В декабре 2010 года, на саммите ЕврАзЭС в Москве, были достигнуты договоренности о создании уже Евразийского союза на базе Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.

2011 год

19 октября главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

18 ноября в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали документы следующего этапа интеграции:

• Декларацию о Евразийской экономической интеграции;

• Договор о Евразийской экономической комиссии;

• Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза. Стороны приступили к разработке проекта основополагающего документа — Договора о Евразийском экономическом союзе. Договор должен быть подготовлен до 1 мая 2014 года.

2012 год

С 1 января 2012 года на территории трех стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированное для создания условий стабильного и эффективного развития экономик России, Белоруссии и Казахстана, и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года.

Положительного решения не получили вопрос о создании наднационального — Евразийского — парламента (инициативу России не поддержали парламентарии Казахстана и Белоруссии) и о введении единой валюты в рамках Евразийского Экономического Союза.

2013 год

3 сентября президент Республики Армения заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз.

Казахстан и Белоруссия не поддержали повторную инициативу по созданию Евразийского парламента. 1 октября белорусский президент А. Лукашенко в своем интервью заявил, что единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет: «Кто-то из политиков, особенно в России, привыкли подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально. Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе и в политической сфере. Но мы ведь создаем экономический союз. Кто-то говорит о какой-то политической надстройке. Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты. Мы еще к этому не пришли, мы еще не ощутили жесточайшую необходимость этого». Против политизации Евразийского экономического союза на заседании Высшего евразийского экономического совета выступил президент Казахстана Н. Назарбаев.

21 октября, в ходе визита в Россию, вице-премьер сирийского правительства Кадри Джамиль заявил о намерении его страны вступить в Таможенный союз, подчеркнув, что страна уже собрала все необходимые документы.

24 октября, в ходе саммита стран-участниц Таможенного союза, президент Казахстана Н. Назарбаев предложил распустить Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и принять Турцию. По его словам, бывая за рубежом, он часто слышит опасения, что «мы создаем СССР, или что-то под Россией». «Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится», — предложил Назарбаев президентам России и Белоруссии.

11 ноября Россия и Казахстан подписали договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, который закладывает основы для дальнейшего стратегического партнерства между странами: «Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении».

2014 год

3 мая белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что изначально необходимо договариваться о равноправных условиях работы при создании ЕАЭС, а 9 мая по итогам двусторонних переговоров в Москве с руководством России Лукашенко сообщил, что все вопросы практически урегулированы.

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года. Президент Армении Серж Саргсян заявил, что его страна намерена присоединиться к договору до 15 июня 2014 года. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассчитывает подписать договор до конца 2014 года.

Создание Евразийского экономического союза включает в себя 5 этапов:

• этап создания зоны свободной торговли (ЗСТ), предполагающий беспошлинную торговлю между государствами-участниками, но при этом их самостоятельную торговую политику в отношении третьих стран;

• этап создания Таможенного союза (ТС), предполагающий образование единой таможенной территории с беспрепятственным перемещением товаров внутри неё и выработкой уже общей таможенной и внешнеторговой политики;

• этап создания единого рынка (экономического пространства) (ЕЭП), предполагающий свободу движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы внутри ЕЭП;

• этап создания экономического союза, в рамках которого государства-члены координируют экономическую политику друг с другом;

• абсолютная экономическая интеграция, в рамках которой наднациональный орган определяет денежную, налоговую, торговую и социальную политику для всех государств-членов.

Преимущества ЕАЭС.

Евразийский экономический союз подразумевает создание экономического объединения государств, в котором будут отменены ограничения на движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме этого, в рамках союза будет проводиться согласованная и единая политика, касающаяся ключевых областей экономики.

Процесс интеграции предусматривает:

• снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья и экспорта своего готового товара;

• стимулирование конкуренции на общем рынке ЕАЭС за счет равного уровня экономического развития. Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства;

• повышение производительности;

• увеличение средней заработной платы благодаря уменьшению издержек и повышению производительности;

• наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;

• увеличению занятости населения в производствах фирм, ориентированных на импорт/экспорт товаров;

• увеличение объема рынка;

• повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка;

• увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря снижению цен на продукты;

• увеличение объема ВВП стран ЕАЭС минимум на 25%.

Подписанная версия договора о создании союза носила

компромиссный характер
, и потому ряд задуманных мер не был осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая комиссия и Евразийский экономический суд не получили широких полномочий для контроля за соблюдением принятых договорённостей. Если постановления ЕЭК не выполняются, спорный вопрос рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого имеют лишь рекомендательный характер, а окончательно вопрос решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый срок. В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАЭС предлагается
создание наднациональных экономических структур:

• Комиссия по экономике;

• Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);

• Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);

• Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;

• Международный инвестиционный банк ЕАЭС;

• Международный арбитраж ЕАЭС;

• Комиссия по вводу расчетной денежной единицы;

• Комиссия по экологии.

Органы управления ЕАЭС:

• Высший евразийский экономический совет

• Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих. Евразийская экономическая комиссия контролирует около 170 функций экономического союза.

Независимый Казахстан (1986 - …)
Историческая хроника
Создание Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС)